Содержание | 3
|
Предисловие для преподавателя | 6
|
К читателю | 9
|
1. Красная площадь | 10
|
1.1. Храм Покрова Божией Матери на Рву (Собор Василия Блаженного) | 10
|
Каменная сказка | 11
|
● Комментарий к тексту | 13
|
● Система лексико-грамматических заданий | 15
|
1.2. Лобное место | 24
|
Трибуна древней Москвы | 24
|
● Комментарий к тексту | 27
|
● Система лексико-грамматических заданий | 29
|
1.3. Памятник Минину и Пожарскому | 35
|
«Гражданину Минину и князю Пожарскому — благодарная Россия…» (по Я. Белицкому) | 35
|
● Комментарий к тексту | 38
|
● Система лексико-грамматических заданий | 38
|
2. Коломенское | 48
|
«Ничто меня так не поразило в жизни…» (по Я. Белицкому) | 48
|
● Комментарий к тексту | 53
|
● Система лексико-грамматических заданий | 55
|
3. Замоскворечье | 66
|
3.1. Имена московских улиц | 66
|
«Я знаю тебя, Замоскворечье» | 66
|
● Комментарий к тексту | 70
|
● Система лексико-грамматических заданий | 71
|
3.2. Городская усадьба Демидовых | 81
|
Меценат и чудак | 81
|
● Комментарий к тексту | 85
|
● Система лексико-грамматических заданий | 86
|
3.3. Третьяковская галерея | 94
|
«Колоссальный, необыкновенный подвиг…» (По Я. Белицкому) | 94
|
● Комментарий к тексту | 97
|
● Система лексико-грамматических заданий | 99
|
3.4. Марфо-Мариинская обитель | 111
|
«Милосердие и благотворительность» | 111
|
● Комментарий к тексту | 115
|
● Система лексико-грамматических заданий | 117
|
4. Московская мозаика | 126
|
4.1. Шереметевский Странноприимный дом | 126
|
«Спешите делать добро!» (По Я. Белицкому и О. Шараповой) | 126
|
● Комментарий к тексту | 129
|
● Система лексико-грамматических заданий | 130
|
4.2. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках на Сретенке | 138
|
Часть первая. Картина московского художника В. Пукирева «Неравный брак» | 138
|
«Трагическая картина русской школы» (по Л. Шестаковской) | 138
|
● Комментарий к тексту | 141
|
● Система лексико-грамматических заданий | 141
|
Часть вторая. Московское предание о церкви Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках на Сретенке (по Л. Шестаковской) | 150
|
● Комментарий к тексту | 153
|
● Система лексико-грамматических заданий | 153
|
4.3. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина | 163
|
Часть первая
|
«Греческий фасад на московской земле» (по Л. Смирновой) | 163
|
● Комментарий к тексту | 165
|
● Система лексико-грамматических заданий | 166
|
Часть вторая
|
Записка о музее изящных искусств имени императора Александра III при Императорском московском университете | 170
|
Часть третья
|
Отец и его музей (из очерков М. Цветаевой) | 174
|
● Комментарий к тексту | 176
|
● Система лексико-грамматических заданий | 176
|
4.4. Особняк Рябушинского на Малой Никитской | 185
|
Жемчужина московского модерна | 185
|
● Комментарий к тексту | 188
|
● Система лексико-грамматических заданий | 189
|
Литература | 197
|
Источники иллюстраций | 198
|
Чагина Ольга Всеволодовна Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Научные интересы О. В. Чагиной лежат в области семантического синтаксиса, грамматического описания русского языка как иностранного, стилистики, методики преподавания, лингвокультурологии. Ею опубликовано 110 работ, среди которых монография «Простое предложение. Опыт семантического описания» (в соавт.), учебные пособия «Поговорим о себе» (М.: URSS), «Система работы над русским предложением в иноязычной аудитории» (в соавт.), «Возвратные глаголы в русском языке. Описание и употребление», «Как сказать иначе? Синтаксическая синонимия в обучении иностранцев русскому языку» (М.: URSS); написан ряд глав в «Книге о грамматике». О. В. Чагина ведет по авторской методике семинар «Синтаксическая синонимия». Является ответственным редактором ежегодного сборника по теории и практике преподавания русского языка как иностранного «Слово. Грамматика. Речь».