Предисловие к русскому изданию Вступительное слово Линдси Оуэна-Джонса Вступительное слово Питера Шварца Предисловие Введение ЧАСТЬ 1 О ПРОТОРЕННЫХ ДОРОЖКАХ И ТУПИКЕ Глава 1. Вездесущее телевидение: источник смятения и культурного отторжения Для мира как сообщества не имеют значения никакие границы Удерживая информацию, власть только проигрывает Мировая индустрия масс-медиа порождает стереотипное мышление Глобальные новости сводят воедино разрозненную толпу Сильные образы формируют коллективную память в мировом масштабе Реальность скрывается под тем, как она преподносится Подготовка имиджа превосходит по важности само событие Стандартизация масс-медиа стимулирует потребность в реализации права отличаться от других Культуры одновременно становятся и глобальными, и дифференцированными Новая угроза международной стабильности Ткань, образующая национальный контекст, трещит по швам Человечество потеряло опору Размываются также и заслоны, ограничивающие деятельность бизнеса Думать глобально, действовать локально Глава 2. Разрушение догматов и неоспоримое превосходство экономических связей Религия становится частным делом Технический прогресс не всегда означает развитие цивилизации Конец коммунистической идеологии Банкротство редукционизма и поиск цели Единственным связующим звеном остается экономика Однако Европу невозможно объединить только за счет экономической интеграции Свободное предпринимательство не дает иммунитета от влияния догм Глава 3. Правление: архаичная практика и недостаток видения Пирамида власти оказалась перевернутой Теперь выбор не является прерогативой верхов В прошлом люди, облеченные властью, нередко доказывали свою несостоятельность в смысле способности предвидеть перемены Однако политикам не хватает чувства перспективы и в наши дни В старые добрые времена школу интересовали только количественные показатели Школа по-прежнему остается невежественной в отношении оценки качественных показателей На сегодняшний момент обществу больше нужны не "переполненные", а развитые умы "Дипломания", поддерживая соответствующую систему отбора, определяет выбраковку людей Необходимо положить конец массовой бездеятельности и безответственности Глава 4. Эгоизм и выживание планеты Индивидуализм, возведенный в степень абсолюта, может завести только в тупик Пугающая безработица Маргинальные явления в обществе становятся все менее периферийными Сепаратизм коренится преимущественно в богатых регионах На горизонте снова вырисовывается биполярный мир Пропасть между богатыми и бедными становится шире Неравномерный рост популяции приводит к массовой миграции населения Пришло время оказать помощь беднейшим странам, учитывая проблемы, связанные с экосистемой Лицемерие богатых стран Для выживания необходима солидарность Избавление от потребительской психологии Глава 5. Пресытившийся потребитель Взгляд на сложившийся тип потребления Бескомпромиссная схватка за инновации Реклама заставляет потребителя быть начеку В поиске новых ценностей Обесценивание символов, поиски смысла Накапливаемая фрустрация От общества потребления к обществу коммуникаций Глава 6. Победа мысли над материальным Общедоступность информационных технологий Борьба за время, а не пространство Экономические перемены отображают революцию в ценностях Закат эпохи индустриализма Тип фабрики XIX в. похоронен и предан забвению От массовых структур к микроорганизмам Глава 7. Будущее: будет ли оно столь зловещим, как кажется? Будущее не принадлежит оракулам судеб мира Значение глобального видения Три конкурирующие формы капитализма Необходимо сменить ориентиры с того, чтобы "обладать", на то, чтобы "быть" ЧАСТЬ 2 СВЕТ МАЯКА ВО ВРЕМЯ ШТОРМА Глава 8. Жизнь в неизвестности Новые научные открытия коренным образом меняют перспективы нашего развития Представление о мире как о гигантском часовом механизме некорректно Эра знания, открытого изменениям В направлении новой логики причинно-следственных связей Из относительности следует система глобальных взаимоотношений От изменений на уровне сознания к изменениям в обществе Глава 9. Этика как основа консенсуса Потребность в новых формах религиозности Упадок гедонизма Погоня за новыми ценностями Кто устанавливает новые правила поведения? Компания становится точкой, где фокусируются современные проблемы, связанные с этикой и моралью Глава 10. Социальная ответственность для всех Растущая потребность в безопасности В условиях, когда жизнь сопряжена с новыми, ранее неизвестными угрозами, идеал свободы теряет почву Доводимое до крайности благополучное государство начинает сопротивляться системе Но так поступает и свободный рынок Европа может позавидовать социальной сплоченности японского общества Гибкость модели свободного предпринимательства в США Выбор между заниженными ценами и заботой о благосостоянии граждан Включение общественных издержек, связанных с безработицей, во все экономические расчеты Незавершенный процесс устранения дискриминации по половому признаку ослабляет семейные узы Компании должны придерживаться достаточно широких взглядов и гарантировать женщинам тот статус, которого они заслуживают В направлении коллективной ответственности для всех Глава 11. Точки соприкосновения между экономикой и экологией Коренное изменение взглядов Производственные процессы, дружественные экологии Двусмысленность и избыточные требования Экологический бизнес: в попытке "сделать" конкурента Первоочередная потребность в сокращении объема отходов Экономический рост является всего лишь одним из аспектов дальнейшего развития Новая экономическая логика Новая мораль населения планеты Глава 12. Информационное управление, контроль и распространение информации Знание того, как организовать знание, - решающее конкурентное преимущество Идти в ногу с веком бурно развивающихся цифровых технологий Умение различать полезную и "вредную" информацию Стратегическое значение "интеллектуальных" организаций Синергетический эффект, обусловленный сетью интерактивных коммуникаций Глава 13. Прогресс человечества: единственное оправдание технологических изменений Технологический прогресс: от общего к деталям Попытка предвидеть изменения Необходимость забыть, чтобы придумать что-то новое Количественные показатели деятельности и качественные характеристики производительности Модели социального устройства и техническое совершенство Логика соответствия индивидуальным требованиям Критический анализ: реальная эффективность Глава 14. Текущие изменения формируют продукт будущего Скорость Функциональность Старение популяции Диверсификация продукта Стиль жизни Скидки Дополнительная ценность Обслуживание потребителей Инновации в технологическую сферу Качество Три кита целостного развития ЧАСТЬ 3 ОСНОВА СТРАТЕГИИ - ЛЮДИ Глава 15. Поощрение системного мышления Снижение значимости аналитического поиска рационального объяснения Творческая интуиция и воображение - основные требования будущего От аналитической логики к системному мышлению Способность менять менталитет Внушение значимости творческого подхода Глава 16. Нематериальное как источник смысла и объединяющее начало Количественные показатели деятельности уже не являются достаточными критериями оценки Удовлетворение потребности в смысле Значение качества межличностных отношений Цена доверия Стыковка мысли, желания и действий Соответствие стереотипам Глава 17. Корпорация как связующее звено Миссия корпорации приобретает новое звучание с появлением новых схем развития Компания без идеала, как моряк без лоции Общество в поиске системы моральных устоев Динамика "умной" организации Задавая правильные вопросы Глава 18. Компания, созданная в интересах людей От механистической структуры к органической Поощрение инициативы на рабочем месте От надзора к доверию Поощрение творческого потенциала Разрушение барьеров: зеленый свет инновациям Делегирование полномочий как средство придать рутине элемент творчества Децентрализация как способ поощрить творческое начало на всех уровнях Глава 19. Искусство быть лидером означает вовлечь каждого в творческую работу Трансформация сущности менеджмента Новый тип человека, принимающего решения От прораба к архитектору Истинный лидер обеспокоен прежде всего тем, как пробудить творческое начало "Умная" компания: организация, выстроенная на всеобщем обучении Истинное лидерство состоит в том, чтобы ставить под сомнение оправданность выбора собственной модели поведения Менеджмент для человека Глава 20. Разбудить спящего великана Экспансия на Западе, концентрация на Востоке Воссоединение мудрости и активной позиции Отказ от привычки торопиться Лидер - это прежде всего ролевая модель Часто "нормальной" работы бывает недостаточно, чтобы ощутить полноту жизни ЧАСТЬ 4 УСТОЙЧИВОЕ ПРОЦВЕТАНИЕ Глава 21. Семь принципов стабильности и процветания Динамическая интеграция факторов перемен Первый принцип: постоянная поддержка инноваций Второй принцип: оценка результатов текущей деятельности с точки зрения материальных факторов Третий принцип: оценка потенциала нематериальных факторов Четвертый принцип: проработка стратегического видения Пятый принцип: присвоение каждому элементу системы значимой функции Шестой принцип: интеграция удовлетворенности отдельных работников с целью повышения влияния компании на развитие творческого потенциала Седьмой принцип: достижение равновесия между "делать" и "быть", между эффективностью и конечной целью Приложение |