Показать ещё...
Основные вопросы темы: понимание эмоций, сферы проявления эмоций, функции эмоциональных явлений, классификация эмоций, основные классы эмоций, фундаментальные эмоции, теории происхождения эмоций, значение эмоций для здоровья человека, психосоматические расстройства, теории происхождения заболеваний психосоматической специфичности, эффективные способы борьбы с патогенными эмоциями.
Основные вопросы темы: понятие личности; понимание личности в различных психологических школах; понятия индивид, личность, индивидуальность; компоненты, составляющие личность; структура личности в отечественной психологии; типологии личности; индивидуальные особенности: характер, способности, темперамент.
Основные понятия темы: психологическая защита, защитные автоматизмы, защитные реакции, роль и функции психологической защиты, виды психологических защит, эффективные и неэффективные защиты, копинг-поведение, копинг-cтратегии.
Основные вопросы темы: понятие общение, функции и структура общения, смыслы общения, средства общения, развитие общения в онтогенезе, стратегии общения, этапы общения, коммуникация, интеракция и ее проявления, типы и механизмы психологического воздействия, тактики и техники общения, особенности общения в медицине.
Основные вопросы темы: понятие группы, виды групп, взаимодействие людей в группе, лидерство и руководство, стадии развития группы, личность и группа, социально-психологический климат мед. учреждения.
Понятие "личность" раскрывает социально-психологическую сущность человека, формирующуюся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Личностью человек становится под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Личность (в узком смысле) – это субъект решения проблем, выбора, способный самостоятельно и ответственно решать проблемы, это субъект культуры. Личность может проявляться там, где человек сталкивается с проблемами, конфликтами. Свобода личности, или свобода выбора, воли, определяется возможностью человека осуществлять выбор того или иного варианта поведения, порой вопреки социальным обстоятельствам или собственным влечением. Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и групп Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни Социальная среда зависит от типа общественно-экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий. Таким образом, общественно-экономическая формация формирует данную социальную среду, порождающую той или иной образ жизни и вслед за этим образ мышления и поведения. Следовательно, общественно-экономическая формация – социальная среда – образ жизни – личность – таков принципиальный путь формирования личности. Различие людей между собой многопланово: это и различия убеждений и интересов, знаний и опыта, способной и умений, темперамента и характера. И тем не менее, функционирование психики всех людей подчиняется общим закономерностям: у всех имеется память, эмоции и другие психические процессы. Социальная установка связана с целым рядом психических свойств и процессов, таких, как восприятие и оценка ситуации, мотивация, принятие решений и поведение Социальные установки личности являются продуктом столкновения потребностей и ситуаций их удовлетворения, которые закрепляются в личностной структуре в результате опыта. Основная функция установки – регуляция социального поведения индивида. Когда говорят о системе социальных установок личности, то, с точки зрения социальной и личностной значимости, отдельные социальные установки образуют своего рода иерархическую структуру. Следует сказать несколько слов о некоторых видах или типах социальных установок. Прежде всего, часто выделяется в особый вид так называемая перцептивная установка, означающая предрасположенность индивида к определенной интерпретации воспринимаемых элементов действительности. Другие две важные разновидности социальной установки – это стереотип и предрассудки. От обычной социальной установки стереотипы и предрассудки отличаются, прежде всего, содержанием своего когнитивного компонента. Стереотип – это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Когда говорят о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, упрощенность и поверхностность представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними. Причинами возникновения стереотипов обычно бывают недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким-либо причинам процессов ее развития. Предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде. Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияние соответствующей среды. Наиболее характерной особенностью восприятия на основе стереотипов и предрассудков является деление людей на "своих" и "чужих", при этом "своим" приписываются отличия по положительным качествам, а "чужие" наделяются негативными оценками. В психологии под социализацией обычно понимается процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация происходит под влиянием разных факторов – это и целенаправленные воспитательные воздействия на индивида со стороны других людей и общественных институтов, и стихийные воздействия на него различных жизненных обстоятельств. Понятие "социализации" неразрывно связано с представлениями о личности и о характере ее отношений с обществом. В сфере общения социализация происходит в ходе постепенного расширения круга общения, углубление самого процесса общения, связанного с изменением его содержания и форм. В сфере самосознания социализация выступает в плане формирования образа самого себя. Идентификация представляет собой процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом. Это механизм социализации личности, осуществляющий "присвоение" индивидом своей человеческой сущности. Идентификации обычно противопоставляется обособление – механизм индивидуализации личности, воплощенный в стремлении человека выделиться из числа других, закрыться отстраниться. По сути, социализация представляет собой процесс формирования личности. Он начинается с момента рождения индивида и продолжается в течение всей его жизни, хотя в старости этот процесс приобретает иногда регрессивный характер. Одним из ведущих и определяющих механизмов социализации личности выступает психологическая адаптация. В процессе социально-психологической адаптации человек стремится достичь гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности По мере ее осуществления повышается адаптивность личности, т. е. степень приспособленности ее к жизни в социуме. Противоположная адаптивности характеристика – дезадаптивность личности бывает нескольких типов: устойчивая ситуативная дезадаптивность, характеризуется отсутствием у личности механизмов приспособления, когда есть желание, но нет умения адаптироваться; временная дезадаптивность, при которой имеет место нарушения баланса между личностью и средой, порождающее адаптивную активность личности; общая устойчивая дезадаптивность, представляющая собой состояние постоянного напряжения, неудовлетворенности, активизирующее бессознательные патологические защитные механизмы психики. Таким образом, социально-психологическая адаптация выступает и как средство защиты личности, с помощью которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии его с другими людьми и обществом в целом. Психологическая защита – система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я. З. Фрейд, первый приступивший к проблеме психологических конфликтов, трактовал их как форму разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальными требованиями или запретами. В дальнейшем в результате многочисленных исследований, проведенных прежде всего в рамках клинической практики, были выделены различные виды механизмов психологической защиты. За счет реализации психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие. Но нерешенные проблемы приобретают хронический характер, так как человек лишает себя возможности активно воздействовать на ситуацию, чтобы устранить источник отрицательных переживаний. Психологическая защита – сложное явление. С одной стороны оно оберегает психику от стрессов и, в конечном итоге, от разрушения, но, с другой стороны, психологическая защита тормозит личностный рост, искажает восприятие реальности человеком. Главный смысл социализации заключается в актуализации "Я", раскрытие потенциалов личности, развитие ее индивидуальности как социального существа. Насколько социально зрелой и гармоничной является личность, оценивается широта ее социализации. В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности: 1) биологический (развитие личности представляет собой развертывание генетической программы); 2) социологический (личность представляет собой продукт культурно-исторического развития); 3) индивидуально-психологический (на развитие личности оказывают влияние такие особенности, как конституция человека, тип нервной системы и т. д.); 4) социально-психологический и др. (на основе механизмов социализации личности). Социально-психологическая структура личности включает: - мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы, жизненный путь), - когнитивные характеристики (картины мира); - социально-психологическую компетентность личности; - статусно-ролевые характеристики личности; - эмоциональные психические состояния, социальные чувства личности. Существуют различные социально-психологические теории личности: - психодинамические, - бихевиористские, - когнитивные, - гуманистические, - ролевые теории личности, - теорию Маслоу о самоактуализации "Я", - теории зеркального "Я" ("Я-концепцию"), - экзистенциальные. Все эти подходы принимают во внимание многогранную природу личности, наделенную когнитивной и аффективной сферами. Первая была рассмотрена в предыдущем томе, а в этом томе мы обратимся к рассмотрению человеческой субъективности, то есть к обсуждению эмоциональной сферы личности, которая традиционно тесно связана с такой темой психологии личности как психологические защиты. [...] Баксанский Олег Евгеньевич
Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Физического института им. П. Н. Лебедева РАН, профессор РАН. Преподает физику, математические методы в психологии и социологии, а также естествознание и методологию естественно-научного познания в Московском физико-техническом институте (государственном университете), Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт», Московском педагогическом государственном университете, Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова, Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н. И. Пирогова. Автор более 400 научных трудов, в том числе 26 монографий, среди которых: «Моделирование и когнитивные репрезентации», «Методология науки: когнитивный анализ», «Когнитивные науки: междисциплинарный подход», «Когнитивное конструирование реальности: философия образования» (М.: URSS), «Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные» (М.: URSS), «Технологии манипуляций массами: реклама, маркетинг, PR, GR (когнитивный подход)» (М.: URSS).
Область научных интересов: физика, математика, естествознание, когнитивная наука и когнитивные дисциплины, методология и философия науки, конвергентные технологии. Специалист по подбору, обучению и мотивации персонала. M.A.NLP, сертифицированный тренер. О. Е. Баксанский имеет богатый и успешный опыт участия в социологических и электоральных кампаниях с начала 90-х годов XX века, а также эффективную практику участия в выборных кампаниях в Российской академии наук начиная с 2003 г. Самойлова Вера Михайловна
Кандидат психологических наук, доцент. Преподает психологические дисциплины на кафедре общей психологии и педагогики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова, а также на кафедре педагогики и медицинской психологии Первого московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова. В 1985 г. окончила дефектологический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, в 1993 г. — психологический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова по специальности «клиническая психология». В 2001 г. защитила кандидатскую диссертацию по детской нейролингвистике на базе МГУ. На протяжении долгого времени работает в различных практических медицинских и образовательных учреждениях Москвы. Автор более 50 научных работ. Последние 10 лет работает в высших учебных заведениях, передавая свои знания и практический опыт студентам, а также преподавателям медицинских вузов в рамках курсов постдипломного профессионального образования и повышения квалификации. Область научных интересов — нарушения речевого и интеллектуального развития детей и подростков, педагогика высшей школы.
|
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |