URSS.ru Магазин научной книги
30 лет Издательской группе URSS
Обложка Баксанский О.Е., Самойлова В.М. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 1: Методология современной психологии Обложка Баксанский О.Е., Самойлова В.М. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 1: Методология современной психологии
Id: 233132
14.9 EUR

Современная психология:
теоретические подходы и методологические основания. Книга 1: МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. Кн.1. Изд. стереотип.

Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 1: Методология современной психологии URSS. 2018. 280 с. ISBN 978-5-397-06129-2.
Типографская бумага

Аннотация

Систематическое изучение психологии --- неотъемлемая часть отечественного профессионального медицинского образования. Впервые в одной книге в общем методологическом плане изложены все разделы психологии, изучение которых предусмотрено новым Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для медицинских специальностей. В учебнике рассматриваются вопросы общей, социальной, возрастной и медицинской ...(Подробнее)психологии.

В настоящем, первом томе внимание уделено прежде всего методологическим основаниям современной психологии, определяющим ее основные направления и подходы к пониманию человеческого поведения, научения и деятельности. Кроме того, обсуждается связь психологии и медицины.

Органической частью учебника являются "Практические задания по психологии", предназначенные для студентов медицинских специальностей, изучающих базовый курс психологии. Содержание практикума согласуется с ФГОС ВПО по медицинским специальностям и тесно взаимосвязано с теоретическим материалом. Его цель --- закрепить базовые психологические понятия и наиболее важные для профессиональной деятельности знания.

Для аспирантов, соискателей и студентов медицинских вузов, а также студентов других специальностей и всех, кто интересуется основаниями психологии.

Подробная информация:
Оглавление Введение Об авторах

Оглавление
top
Введение. Методологические основания современной психологии
Глава 1. Психология как наука

Основные вопросы темы: психология, житейская и научная психология, наука и ее признаки, предмет и объект психологии, психика и ее основные функции, особенности психического отражения, рефлекторная природа психики, этапы развития психического, психические явления, основные принципы отечественной психологии, структура современной психологии, связь психологии с другими науками.

 1.1.Характеристики научного знания
 1.2.Объект и предмет психологии
 1.3.Задачи психологии
 1.4.Понятийный аппарат
 1.5.Психическое отражение
 1.6.Методы психологии
 1.7.Научные методы практической психологии
 1.8.Связь психологии с другими науками
 1.9.Структура современной психологии
 1.10.Ученые-психологи
 1.11.Материально-техническая база
Глава 2 Основные направления современной психологии

Основные вопросы темы: бихевиоризм, программированное обучение, гештальтпсихология, психоанализ (фрейдизм), бессознательное, неосознаваемые процессы, схема апперцепции, стиль жизни, индивидуальная психология, аналитическая психология, архетипы, гуманистическая психология, Я-концепция, трансперсональная психология.

 2.1.Бихевиоризм
 2.2.Гештальтпсихология
 2.3.Гуманистическая психология
 2.4.Основные методологические принципы гуманистической психологии
 2.5.Психологические концепции, созданные медиками
 2.6.Классический психоанализ "фрейдизм"
 2.7.Аналитическая психология
 2.8.Индивидуальная психология
 2.9.Трансперсональная психология
Глава 3Связь психологии и медицины

Основные вопросы темы: медицинское и психологическое знание, болезнь, здоровье, античная концепция здоровья, внутренняя картина болезни, внутренняя картина здоровья, семиотическая система, психологический симптом, высшая психическая функция (ВПФ), телесная функция, развитие телесности в онтогенезе, мифы лечения и болезни, традиционная и нетрадиционная медицина.

 3.1.Исторические корни
 3.2.Объект изучения
 3.3.Виды, способы получения и области применения психологического и медицинского знания
 3.4.Понятийный аппарат
 3.5.Болезнь
 3.6.Болезнь как семиотическая система
 3.7.Телесные функции как аналог высшей психической функции
 3.8.Лечение
 3.9.Отношение больного к собственному заболеванию
 3.10.Лечение и миф болезни
 3.11.Лечащий в системе мифологических представлений о болезни
 3.12.Понятие о традиционной и нетрадиционной медицине
Глава 4Поведение, научение, деятельность

Основные вопросы темы: активность, жизнедеятельность, поведение, уровни поведения, деятельность, основные характеристики деятельности, принципы деятельности, структура деятельности, потребность, мотив, действие, операция, психофизиологические функции, виды деятельности, интериоризация, экстериоризация, поведение, научение, виды научения, поведение и его уровни.

 4.1.Научение
 4.2.Деятельность
 4.3.Деятельность и другие психические явления
Практические задания
 Тема 1Психология как наука
   Основные понятия темы
  1.1.Система и уровни основных форм отражения
  1.2.Основные формы проявления человеческой психики
  1.3.Стадии психического отражения
  1.4.Место психологии в системе наук
   Контрольные вопросы по теме
   Игровые задания
   Тестовые задания по теме
   Психологические задания по теме
 Тема 2. Психологические школы и направления
   Основные понятия темы
   Контрольные вопросы по теме
  2.1.Структура психики в психоанализе
  2.2.Структура психики в аналитической психологии
  2.3.Пирамида человеческих потребностей (по А. Х. Маслоу)
   Игровые задания
   Тестовые задания по теме
   Психологические задания по теме
 Тема 3Связь психологии и медицины
   Основные понятия темы
   Контрольные вопросы по теме
  3.1.Соотношение субъекта, тела, объекта
  3.2.Семиотическая схема болезни
   Игровые задания
   Тестовые задания по теме
   Психологические задания по теме
 Тема 4Научение
   Основные понятия темы
   Контрольные вопросы по теме
   Уровни поведения
   Игровые задания по теме
   Тестовые задания по теме
   Психологические задания по теме
 Тема 5Деятельность и мотивация
   Основные понятия темы
   Контрольные вопросы по теме
  5.1.Компоненты действия и их функции
  5.2.Факторы эффективности деятельности
  5.3.Структура и компоненты деятельности
  5.4.Причины, влияющие на продуктивность навыка
   Игровые задания по теме
   Тестовые задания по теме
   Психологические задания по теме
Список рекомендуемой литературы

Введение
top
Методологические основания современной психологии

Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно – у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и появлением собственных экспериментальных методов. Это произошло во второй половине XIX в., но истоки психологии теряются в глубине веков.

«Мы часто слышали, что науки должны строиться на базе ясно и четко определенных основных понятий. В действительности ни одна наука, даже самая точная, не начинается с таких определений. Истинное начало всякой научной активности скорее состоит в описании феноменов и дальнейшей их группировке, классификации и соотнесении Даже на стадии описания невозможно избежать приложения к конкретному материалу абстрактных идей, выведенных откуда-то, но не только из новых наблюдений. Эти идеи, – которые позже станут базовыми представлениями науки – еще более необходимы при дальнейшей проработке материала. Вначале они обладают некоторой степенью неопределенности; ни о каком четком определении их содержания не может быть и речи. Пока они остаются в этом состоянии, мы постепенно приходим к пониманию их значения, вновь и вновь обращаясь к материалу наблюдений, из которого, как кажется, они извлечены, но на которые, фактически, были наложены Таким образом, они, строго говоря, являются условностями – хотя все зависит от того, что они не выбраны произвольно, а имеют существенное отношение к эмпирическому материалу, отношение, которое мы, по-видимому, чувствуем раньше, чем можем его ясно распознать и продемонстрировать. Лишь после тщательного исследования наблюдаемой области мы можем с большей точностью сформулировать основные представления и в дальнейшем модифицировать их так, чтобы они могли стать полезными и содержательными относительно широкой области явлений. Тогда действительно может настать время облачить их в форму определений. Однако развитие знаний не терпит ригидности, даже в определениях. Физика представляет прекрасный пример того, что даже „базовые понятия“, данные в форме определений, постоянно меняются по содержанию».

Это взгляд З. Фрейда на то, каким образом ученый развивает науку, сформулированный им в работе «Instincts and their vicissitudes», впервые вышедшей в 1915 г. Данный подход был предложен задолго до философско-методологических исследований, выполненных Т. Куном, И. Лакатосом, К. Поппером и другими методологами, работы которых сегодня стали уже классическими при исследовании научного познания. Причем указанные принципы З. Фрейд, верный идеалам построения естественно-научного знания, стремился применить прежде всего к построению научной психологии. При этом он полностью осознавал важность "подготовленного ума" ученого для извлечения максимума пользы из эмпирических данных, причем сами "абстрактные идеи" могут приходить из различных источников.

«…Толкуя все время о психологии как естественной науке, мы не должны думать, что речь идет о науке, установленной на прочном, незыблемом основании. Наоборот, называя психологию естественной наукой, мы хотим сказать, что она в настоящее время представляет простую совокупность отрывочных эмпирических данных; что в ее пределы отовсюду неудержимо вторгается философский критицизм и что коренные основы этой психологии, ее первичные данные, должны быть обследованы с более широкой точки зрения и представлены в совершенно новом свете. Короче говоря, название естественной науки указывает на то, что психология обладает всеми несовершенствами число эмпирической науки, и не должно вызывать в психологах наивной уверенности в цветущем состоянии изучаемой ими научной области Довольно странно слушать, когда начинают толковать о „новейшей психологии“ и пишут „истории психологии“, забывая, что даже основные элементы и факторы в области душевных явлений не установлены с надлежащей точностью. Что представляет собой психология в данную минуту? Кучу сырого фактического материала, порядочную разноголосицу во мнениях, ряд слабых попыток классификаций и эмпирических обобщений чисто описательного характера, глубоко укоренившийся предрассудок, будто мы обладаем состояниями сознания, а мозг наш обусловливает их существование, но ни одного закона в том смысле, в каком мы употребляем это слово по отношению к физическим явлениям, ни одного положения, из которого могли бы быть выведены следствия дедуктивным путем.

Нам неизвестны даже те факторы, между которыми могли бы быть установлены отношения в виде элементарных психических законов. Короче говоря, психология еще не наука, это нечто, обещающее в будущем стать наукой. Ее материал находится в нашем распоряжении. Мы знаем, что в соотношениях между известными мозговыми процессами и известной „познавательностью“ существует какая-то закономерность. Мы можем получить слабое представление о том, чем могла бы стать в конце концов психология, и сознаем, что по сравнению с возможным состоянием этой науки современное ее положение крайне несовершенно. Можно сказать, что в настоящее время психология находится приблизительно в том фазисе развития, в каком были физика и учение о законах движения до Галилея или химия и мысль о постоянстве масс при превращениях веществ до Лавуазье. Когда в психологии явится свой Галилей или Лавуазье, то это, наверное, будет величайший гений; можно надеяться, что настанет время, когда такой гений явится и в психологии, если только на основании прошлого науки можно делать догадки о ее будущем. Такой гений по необходимости будет „метафизиком“. А для того чтобы ускорить его появление, мы должны сознавать, какой мрак облекает область душевных явлений, и никогда не забывать, что принятые нами на веру положения, на которые опирается все естественноисторическое исследование психических явлений, имеют временное, условное значение и требуют критической проверки».

Читая эти строки, сложно поверить, что они были написаны еще в 1893 году другим основоположником психологии – Уильямом Джемсом – в его ставшей уже классической книге "Психология". К сожалению, ссылаясь на классиков, современные исследователи редко читают первоисточники, а довольствуются общепринятыми интерпретациями и пересказами. А ведь проблемы, поставленные при рождении той либо иной научной дисциплины, определяют все ее последующие перспективы и затруднения, которые неминуемо возникают на тернистом пути познания. История науки содержит огромное количество подтверждающих эту мысль примеров, содержащих в себе не только драму идей, но и драму людей.

Можно выделить следующие уровни методологии науки:

1) уровень философской методологии;

2) уровень конкретно-научной методологии;

3) уровень общенаучных принципов и форм исследования;

4) уровень методики и техники исследования.

Философская методология имеет форму общего знания, добываемого с помощью методов философской рефлексии, примененных к анализу процесса научного познания Разработка этого уровня методологии связана с анализом наиболее общих принципов познания и категориального строя науки в целом. Философии свойственна двоякая методологическая роль:

- конструктивная критика научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития;

- а также мировоззренческая интерпретация результатов науки с точки зрения той или иной картины мира.

Уровень общенаучных принципов и форм исследования получил широкое развитие в XX в., и этот факт предопределил выделение методологических исследований в самостоятельную область современного научного знания, к которой относятся:

содержательные общенаучные концепции;

универсальные концептуальные системы;

собственно методологические или логико-методологические концепции.

Они выполняют функцию логической организации и формализации специально-научного содержания.

Следующий уровень – уровень конкретно-научной методологии – применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знания. Обычно вытекающие из него рекомендации носят выраженный дисциплинарный характер. Разработку этого уровня методологического анализа осуществляют как методологи науки, так и теоретики соответствующих областей знания. На этом уровне (иногда называемом частной, или специальной, методологией) определенный способ познания адаптируется для более узкой сферы знания. Но эта "адаптация" происходит отнюдь не механически, движение идет от самого предмета данной науки

Как правило, философско-методологические принципы не прямо соотносятся с принципами, формулируемыми на уровне специально-научной методологии, они прежде преломляются, конкретизируются на уровне общенаучных принципов и концепций.

Уровень методики и техники исследования наиболее близко примыкает к исследовательской практике Он связан, например, с описанием способов, конкретных приемов получения релевантной информации, требований к процессу сбора эмпирических данных, в том числе проведения эксперимента и методов обработки экспериментальных данных, учета погрешностей и т. п. Рекомендации этого уровня наиболее тесно связаны со спецификой изучаемого объекта и конкретными задачами исследования. Оно призвано обеспечить единообразие и достоверность исходных данных, подлежащих теоретическому осмыслению и интерпретации на уровне частнонаучных теорий.

Кроме дифференциации методологического знания по уровням все более выраженным становится процесс консолидации его по содержательным основаниям вокруг доминирующих методологических принципов и мировоззренческих установок. Этот процесс приводит к формированию более или менее выраженных методологических подходов и теорий.

Ученые, в том числе и психологи, используют в своей деятельности постулаты о природных закономерностях Вселенной. Отличаются только предмет изучаемого вопроса и техническое оснащение исследований, но не научный метод.

Джорж К. Хоманс заметил, что «науку делает наукой ее цель, а не ее результаты: если исследование нацелено на выявление более или менее общих связей между явлениями природы, когда проверка истинности связи заключена, в конечном счете, в самих данных, тогда это наука».

Научное исследование в психологии основывается на том же самом постулате, что и в других научных областях: в основе поведения и мышления лежит некая базовая реальность, которую можно исследовать путем научного анализа.

В основе психологического исследования лежит следующий постулат: человек по природе своей система очень сложная, но все же система, которая может быть понята и объяснена посредством научного экспериментирования и рационального анализа проведенных экспериментов.

Научный метод, применяемый в психологии, как и в других науках, основывается на нескольких допущениях о природе физического и психического мира, что нашло свое отражение в основополагающих работах В. Вундта и его научной школы конца XIX – начала XX в., когда психологи перенесли основные требования к экспериментальному методу на почву психологии.

1) Упорядоченность

Психологическая и физическая природа мира упорядочена, а не случайна или хаотична. Более того, принимается постулат, согласно которому отдельные феномены находятся между собой в системных отношениях и отдельные события следуют друг за другом в упорядоченной последовательности, которая может быть подвергнута наблюдению, описана и предсказана.

2) Детерминизм

Принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов и имеет некую причину. Это значит, что психологический феномен имеет первопричину или предыдущие обстоятельства, которые вызвали к жизни какой-либо феномен.

Но в отношении психологического детерминизма важно быть предельно внимательным и осторожным: то, что одно происшествие случается прежде другого, не обязательно означает, что первый случай является причиной второго – «после некоего события не означает в результате этого события».

3) Эмпиризм

Определяется, как практика полагаться на наблюдение и экспериментирование, особенно в естественных науках, в которые входит психология. Эмпирическое исследование строится на измерениях (часто выраженных в числовой форме).

Не все данные, собранные эмпирическим путем валидны. Данные могут не обладать валидностью, если они избирательно подобраны для поддержки заранее составленного мнения или если они упускают важные аспекты проблемы.

4) Логическое обоснование и аргументация

Ученые предпочитают простые, или экономичные объяснения сложных природных феноменов Данный постулат важен для проведения обобщений о более высоких уровнях человеческого поведения – он позволяет ученым экстраполировать результаты от конкретных данных к общим положениям.

Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов или методик Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное. При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией – представление в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем и т. д.

Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. К общенаучным эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение

Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента.

При использовании различных методов психологического исследования необходимо считаться с особенностями изучаемой проблемы.

Методика исследования отражает ту или иную методологию. В соответствии с общими принципиальными установками психологии специфические черты присущи и ее методике.

Целесообразно по аналогии с другими науками выделить в психологии три класса методов:

1. Эмпирические, при которых осуществляется реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.

2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта.

3. Интерпретация и описание, при которых субъект взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

Именно методология в значительной мере определяет как те результаты, которые получает исследователь, так и те следствия, на которые он не обращает внимания, проходя мимо принципиальных открытий. Психология содержит массу соответствующих поучительных примеров, рассмотрению которых мы посвящаем первый том нашей работы.


Об авторах
top
photoБаксанский Олег Евгеньевич
Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Физического института им. П. Н. Лебедева РАН, профессор РАН. Преподает физику, математические методы в психологии и социологии, а также естествознание и методологию естественно-научного познания в Московском физико-техническом институте (государственном университете), Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт», Московском педагогическом государственном университете, Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова, Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н. И. Пирогова. Автор более 400 научных трудов, в том числе 26 монографий, среди которых: «Моделирование и когнитивные репрезентации», «Методология науки: когнитивный анализ», «Когнитивные науки: междисциплинарный подход», «Когнитивное конструирование реальности: философия образования» (М.: URSS), «Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные» (М.: URSS), «Технологии манипуляций массами: реклама, маркетинг, PR, GR (когнитивный подход)» (М.: URSS).

Область научных интересов: физика, математика, естествознание, когнитивная наука и когнитивные дисциплины, методология и философия науки, конвергентные технологии. Специалист по подбору, обучению и мотивации персонала. M.A.NLP, сертифицированный тренер. О. Е. Баксанский имеет богатый и успешный опыт участия в социологических и электоральных кампаниях с начала 90-х годов XX века, а также эффективную практику участия в выборных кампаниях в Российской академии наук начиная с 2003 г.

photoСамойлова Вера Михайловна
Кандидат психологических наук, доцент. Преподает психологические дисциплины на кафедре общей психологии и педагогики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова, а также на кафедре педагогики и медицинской психологии Первого московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова. В 1985 г. окончила дефектологический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, в 1993 г. — психологический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова по специальности «клиническая психология». В 2001 г. защитила кандидатскую диссертацию по детской нейролингвистике на базе МГУ. На протяжении долгого времени работает в различных практических медицинских и образовательных учреждениях Москвы. Автор более 50 научных работ. Последние 10 лет работает в высших учебных заведениях, передавая свои знания и практический опыт студентам, а также преподавателям медицинских вузов в рамках курсов постдипломного профессионального образования и повышения квалификации. Область научных интересов — нарушения речевого и интеллектуального развития детей и подростков, педагогика высшей школы.
Информация / Заказ
2024. 288 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!

Особенности 20-го выпуска:

- исправили предыдущие ошибки

- Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР

- В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек

10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот)

- Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее)


Информация / Заказ
Зиновьев А.А. ЗИЯЮЩИЕ ВЫСОТЫ
2024. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR

Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее)


Информация / Заказ
2022. 1656 с. Твердый переплет. Предварительный заказ! 

Впервые в свет выходит весь комплекс черновиков романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хранящихся в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Текст черновиков передаётся методом динамической транскрипции и сопровождается подробным текстологическим... (Подробнее)


Информация / Заказ
2023. 274 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR

Арабо-израильский конфликт, в частности палестино-израильский, на протяжении многих десятилетий определял политическую ситуацию на Ближнем Востоке. На современном этапе наблюдается падение значимости палестинской проблемы в системе международных приоритетов основных акторов. В монографии... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати

В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее)


Информация / Заказ
2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR

Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR

Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR

Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR

В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR

Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире.

Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее)