НЕСКОЛЬКО СЛОВЪ ОТЪ ПЕРЕВОДЧИКА | 1
|
ОТДЕЛЪ ПЕРВЫЙ | 3
|
Вступленіе | 3
|
I. Гезіодъ и Гомеръ | 3
|
II. Молодость Гезіода. Источники, которыми онъ пользовался | 11
|
III. Поэма Работы и Дни. Земледельческія работы | 18
|
IV. Жизнь Віотійца: обычаи, приметы, поговорки | 31
|
V. Мореплаваніе | 46
|
VI. Отрывки изъ біографіи Гезіода въ его поэме | 48
|
VII. Конецъ жизни Гезіода | 51
|
VIII. Перечень твореній Гезіода | 53
|
IX. Гезіодъ есть ли авторъ обеихъ поэмъ | 56
|
X. Апофеегмы | 66
|
XI. Древвейшіе певцы | 77
|
ОТДЕЛЪ ВТОРОЙ | 81
|
I. Поэма Работы и Дни | 81
|
Текстъ | 81
|
Обращеніе къ Музамъ | 81
|
Легенда о Прометее и Папдоре | 85
|
Легенда поколеиій | 89
|
Дидактическая часть поэмы | 97
|
Правила житейской мудрости | 103
|
Работы | 109
|
Мореплаваніе | 128
|
Біографическій отрывокъ | 131
|
Правила житейской мудрости | 134
|
Календарь дней | 142
|
II.Теогонія | 149
|
Обращеніе къ Музамъ и Проэміумъ | 149
|
Легенда. I. Космогоническая; титаническіе боги | 157
|
Вставочная лег. Афродиты | 163
|
Закдючительныя слова 1 легенды | 165
|
II. Ночь и ея дети | 165
|
III. Нерей | 168
|
IV. Форкъ, Грайи, Горгоны, Медуза | 172
|
V. Геріонъ | 177
|
VI. Чудовища | 178
|
VII. Змей | 182
|
VIIІ. Чада Океана и Тетисъ | 182
|
IX. Астрономическая лег. первая | 186
|
X. Стиксъ (вставная лег.) | 187
|
XI. Астрономическая лег. вторая | 189
|
Вставленный позднейшій гимнъ Гекате | 191
|
Легенда XII. Второе поколеніе боговъ, Кроносъ | 194
|
ХIII. Іапетъ и сыны его | 199
|
XIV. Геравлъ освобождаетъ Прометея | 200
|
ХV. а) Прометей | 201
|
б) Пандора | 204
|
Вставныя слова автора поэмы (ст. 590—613) | 206
|
Легенда XVII. Титаномахія | 208
|
[Примечапіе. Въ нашемъ аналвзе легенда XVI есть легенда вековъ, взятая изъ п. Р. и Дни. Она связуется съ легендой о Прометее и Пандоре] | 209
|
Легенда ХеIII. а) Описаніе Тартара | 215
|
(XIX. Вставная лег. о Стиксъ) | 218
|
б) Окончание описанія Тартара | 221
|
XX. Тифоеусъ, битва его съ Зевсомъ: победа Зевса | 222
|
XXI Третіе поколеніе боговъ. Зевсъ | 226
|
XXII. Семь мистическихъ браковъ Зевса | 227
|
XXIII. Вне брачныя рожденія: отъ Зевса Аеины; отъ Геры Гефеста | 232
|
XXIV. Посей донъ и Амфитрита | 233
|
XXV. ДетиАрея | 234
|
XXVI. Браки Зевса съ богинями чуждыхъ культовъ: Майей и Семелой | 234
|
XXVII. Алкмена; рожденіе Геракла отъ Зевса | 235
|
XXVIII. Бракъ Гефеста и Аглаи | 236
|
XXIX. Бракъ Діонисія и Аріадны | 236
|
XXX. Бракъ Геракла и Гебы | 236
|
XXXI. Геліосъ и родъ его; легенда восточная | 237
|
Списокъ богинь, оплодотворенныхъ смертными мужами | 238
|
Неско.тько словъ отъ переводчика | 247
|
III. Щитъ Геракла | 249
|
Первые пятьдесятъ шесть стиховъ, принадлежащихъ Гезіоду | 249
|
Остальная часть поэмы въ свободной перифразе | 254
|
Указатель къ тексту Гезіода | 265
|
Приложеніе: цель анализа; письма къ автору некоторыхъ ученыхъ по поводу Прометея | 273
|
Гесиод (VIII–VII века до н. э.)
Выдающийся древнегреческий поэт и рапсод. О жизни Гесиода известно немного. Он родился в местечке Аскра у подножия горы Геликон (Беотия), куда его отец, обедневший торговец, перебрался из Кимы (Эолида, Малая Азия). Гесиод стал профессиональным рапсодом, то есть исполнителем эпических песен. В своих произведениях он использовал язык и стилистическую технику малоазийского героического эпоса. По преданию, Гесиод участвовал в играх, устроенных в память погибшего в войне царя Халкиды Амфидаманта, состязался при этом с Гомером и был назван победителем (этот поединок описан в сочинении "Состязание Гомера и Гесиода"). Не подлежит сомнению, что за плечами Гесиода, как и Гомера, — долгая поэтическая традиция.
Под именем Гесиода сохранились три написанные гекзаметром поэмы на эпическом ионийском диалекте. Наиболее значительное произведение Гесиода — поэма "Работы и дни", написанная в форме увещаний, обращенных к брату поэта Персу, который ведет с Гесиодом тяжбу о наследстве и которого Гесиод убеждает не надеяться на неправедный суд аристократов и свое пошатнувшееся состояние поправить упорным трудом. В поэме описана оборотная сторона блестящего гомеровского общества: напряженный труд крестьян и их надежды на правосудие и справедливость. Другая поэма Гесиода, "Теогония", является попыткой объединить в последовательную систему мифы о начале мира, о происхождении богов и героев. От остальных произведений Гесиода, за исключением поэмы "Щит Геракла", до наших дней дошли только названия. И в более позднее время после Гесиода его сочинения высоко ценились; каждый раз, когда в античной литературе возрождался дидактический эпос, он стремился связать себя с традициями поэзии Гесиода.