КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Перлов А.М. Четыре установки в теории гуманитарного исследования: Позитивизм. Интуитивизм. Спекулятивизм. Критическая установка
Id: 232672
 
585 руб.

Четыре установки в теории гуманитарного исследования: Позитивизм. Интуитивизм. Спекулятивизм. Критическая установка. Изд.стереотип.

URSS. 2018. 208 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-9710-4989-0.

Цель пособия --- познакомить читателя с проблематикой и историей теории гуманитарного познания. На материале корпуса высказываний ряда исследователей, определивших интеллектуальную карту XVIII--XX веков (Дж. Вико, Г.В.Ф. Гегель, В. Дильтей, Э. Дюркгейм, М. Вебер, З. Фрейд, Р. Барт, А. Шюц), автор пытается выявить базовые конфигурации в гуманитарной гносеологии: установки позитивизма, интуитивизма, спекулятивизма и критицизма. Демонстрируется, что логика спора, синтеза и компромиссов основных гносеологических установок может быть распознана как в развитии отдельных гуманитарных дисциплин, так и в поиске начинающим исследователем-гуманитарием собственной методологии.

Текст лекций сопровождается методическими материалами (вопросами для самостоятельного контроля, указателем терминов), а также статьей, посвященной проблемам самоопределения гуманитарного знания.

Для студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся методологией гуманитарного знания.


Оглавление
Введение

 "Теория"

 Цель курса -- работа с теоретическими конструкциями. "Карта гуманитарной гносеологии"

 "Приручение сложности"

 Понятие гносеологической установки

 Электронные ресурсы и приложения

Лекция 1.Позитивизм -- "проза" гуманитарной гносеологии

 Общая характеристика позитивизма

 Технологии позитивистского исследования (на примере монографии Э. Дюркгейма "Самоубийство. Социологический этюд")

 Логика трансформации позитивизма в XX веке

 Социальное соответствие позитивистской идеологии исследования -- профессионализация. Кумулятивность как ключевая (социальная и когнитивная) характеристика позитивизма

Лекция 2.Что стоит за позитивизмом, или Как работают импликации гносеологической установки

 Логически базовая модель европейской гносеологии: "истина", "метод", "сомнение"

 Исследование как перемещение и "метод" как система правил этого перемещения

 История взаимодействия смыслов "истина", "метод" и "сомнение"

Лекция 3.Появление представлений о методологической специфике гуманитарного знания (Дж. Вико)

 XVI--XVII века: переворот в теории познания

 Попытка обосновать альтернативу программе доказательного знания: "новая наука" Дж. Вико

 "Здравый смысл" как средство познания

Лекция 4.Интуитивизм

 Общая характеристика герменевтической/ интуитивистской/романтической альтернативы программе доказательного познания

 Интуитивистская стратегия в XIX веке. Подход В. Дильтея к преодолению противоречия между субъективностью интуиции и желаемой общезначимостью ее результатов

 Герменевтика в ХХ веке: "вечно длящаяся традиция интерпретации" Ганса-Георга Гадамера

 Р. Барт, "Camera lucida": Как может выглядеть феноменологическое («нестрогое, развязное, даже циничное») исследование?

Лекция 5.Умозрительная (спекулятивистская) установка

 Диалектическое противоречие как основная категория гегелевской системы

 Умозрительная стратегия мышления в действии

 "Элементарные" гносеологические установки -- не модели, а полюса исследовательского мышления

Лекция 6.Общая характеристика критической установки в теории гуманитарного знания

 Разные векторы критической установки в гуманитарной гносеологии

 Критика и сомнение как лейтмотив отношения исследователя к своему материалу

 Критика (в XVIII в.) способности к познанию вообще и к гуманитарному -- в частности

 Понимание важности субъективной составляющей исследования: от Вико до Дильтея, неокантианцев и Вебера

 Появление неокантианства

 Понятие "ценности"

 Неокантианская критика позитивизма: исследователь привносит структуру в изучаемый предмет и заранее делит его на удобные для изучения порции

 Резюме: специфика релятивистской гуманитарной гносеологии

Лекция 7.Гибридизация элементарных гносеологических установок (на примерах методологий "эры подозрения" и структурализма)

 Общая характеристика "эры подозрения"

 Понимание культуры в психоанализе с точки зрения синтеза умозрительной и критической стратегий

 Структурализм как пример взаимодействия позитивистской и критической установок

 Примеры (филологических) структуралистских исследований: "Морфология сказки" В. Я. Проппа и "S/Z" Р. Барта

 Структурализм в поле напряжения базовых гносеологических установок

Вопросы для самоконтроля ко всем лекциям

Приложение 1.Материалы для контроля

 I. Материалы к семинару по статье А. Шюца "Понятие и формирование теории в социальных науках". Гуманитарная гносеология середины ХХ века между аналитическим (неопозитивизм) и герменевтическим полюсами

 II. Материалы к рубежной аттестации

Приложение 2.Материалы из курса лекций "История науки: Введение в методологию гуманитарного знания"

 I. Оглавление

 II. Обоснование тематики лекций и логика их последовательности

 III. Схемы

Приложение 3.Как оправдываться гуманитариям?

Summary

Contents

Об авторе
Перлов Аркадий Марксович
Кандидат исторических наук, доцент, директор "Высшей школы европейских культур" (Российский государственный гуманитарный университет).

А. М. Перлов получил образование и защитил кандидатскую диссертацию на историческом факультете МГУ по истории раннесредневековой Германии. В дальнейшем, однако, основные области его занятий неоднократно менялись: от истории — к методологии гуманитарного знания и истории философии, от рефлексии дидактической и административной ситуации в современном российском высшем образовании — к проблематизации современной культуры. Автор курсов лекций "История науки: Введение в методологию гуманитарного знания" (впервые вышел в 2007 г.; переиздан в URSS) и "Четыре установки в теории гуманитарного исследования: Позитивизм. Интуитивизм. Спекулятивизм. Критическая установка" (более компактный и более фундаментальный по постановкам проблем, чем первый; М.: URSS).