Введение |
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Психологическая наука и практика |
ГЛАВА ПЕРВАЯ Осмысление современного состояния психологии |
| 1.1. | Интеллектуальный ландшафт |
| 1.2. | Диалог психолога с критиком-методологом |
ГЛАВА ВТОРАЯ Методология и наука |
| 2.1. | Исторические предпосылки методологии |
| 2.2. | Методологическая программа Л. С. Выготского |
| 2.3. | Сущность и особенности методологии |
| 2.4. | Авторское понимание науки |
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Становление психологии как науки |
| 3.1. | Естественно-научный идеал построения психологии |
| 3.2. | От естественно-научного идеала к гуманитарному |
| 3.3. | Проблема психологического эксперимента |
| 3.4. | Исследование мышления в работе Л. С. Выготского "Мышление и речь" |
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Эпистемологический статус психологических знаний и теорий |
| 4.1. | Проблемы осмысления природы психологических знаний и психологической практики |
| 4.2. | Схема, модель, идеальный объект, знание, интерпретация |
| 4.3. | Особенности гуманитарного научного познания |
| 4.4. | Формирование психоаналитической теории |
| 4.5. | "Сочинение" на тему психического заболевания |
| 4.6. | Пример подведения клиента под представления психологической теории |
| 4.7. | Сложное представление психики для сложного клиента (К. Юнг) |
| 4.8. | В плену психотерапевтической концепции и внушения |
ГЛАВА ПЯТАЯ Феноменологическая психотерапия |
| 5.1. | Характеристика феноменологического подхода |
| 5.2. | Психотерапия на перепутье: от фрейдизма к гуманитарной работе |
| 5.3. | Дилеммы феноменологической психотерапии |
ГЛАВА ШЕСТАЯ Предмет психологии и природа психической реальности |
| 6.1. | Одномерность научного представления психики как условие множественности психологических теорий |
| 6.2. | Психология и требования современной культуры |
| 6.3. | Проблема психологической реальности |
ЧАСТЬ ВТОРАЯ Примеры отдельных методологических исследований |
| 1. | Что такое сознание? |
| 2. | Один из механизмов становления нового видения и творчества |
| 3. | Режимы жизнедеятельности индивида (вменение, общение, самоопределение) |
| 4. | Альтернативные пути развития гомеопатии или искушение психологией |
| 5. | Психология и христианство: автономия, объединение или коммуникация? |
| | 5.1. | Еще раз о возможности православной, святоотеческой психологии |
| 6. | Культуры детства и старости или становление индивидуальной жизни и ее завершение |
| | 6.1. | Детство |
| | 6.1.1. | Проблематизация |
| | 6.1.2. | Три "культуры жизни человека" |
| | 6.1.3. | Филогенетические аналогии |
| | 6.1.4. | Особенности культуры детства |
| | 6.1.5. | Сущность дошкольного воспитания и обучения |
| | 6.1.6. | Завершение детства |
| | 6.2. | Старость |
| | 6.2.1. | Проблемы старости |
| | 6.2.2. | Сущность культуры старости |
| | 6.2.3. | Смысл жизни в старости, а также можно ли преодолеть страх перед смертью |
| | 6.2.4. | Развитие в рамках культур жизни |
Заключение |
Розин Вадим Маркович Российский философ, методолог и культуролог. Родился в Москве в 1937 г. Доктор философских наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Работает в Институте философии РАН. Член редколлегии журналов «Мир психологии» и «Философские науки», член редакционного совета журналов «Идеи и идеалы» и «Психология ВШЭ», главный редактор журнала «Культура и искусство».
Один из первых учеников Г. П. Щедровицкого и активный участник Московского методологического кружка, а сейчас методологического движения. Начиная с середины 1970-х гг. развивает свое направление методологии, основанное на идеях и принципах гуманитарного подхода, семиотики и культурологии.
Путь В. М. Розина в философию был не совсем обычным. Философское образование он получил в процессе самообразования и участия в семинарах Московского методологического кружка. Для большинства его работ характерны высокая методологическая культура, глубокое знание материала, изощренность в теоретических построениях. При всем том пишет он предельно ясно и понятно. В. М. Розиным опубликовано более 550 научных работ, в том числе 80 книг и учебников.