КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Рибо Т.А. Творческое воображение. Пер. с фр.
Id: 231405
 

Творческое воображение. Пер. с фр. Изд.2

URSS. 2017. 328 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-4880-0.
Книги с пометкой "В печати" можно добавлять к заказу. Их стоимость и доставка не учитываются в общей стоимости заказа. Когда они поступят в продажу, мы обязательно уведомим Вас.

Книга рекомендуется психологам, философам, историкам науки, студентам психологических факультетов вузов, а также широкому кругу читателей, интересующихся психологией творчества.


Оглавление

Оглавление

ОГЛАВЛЕНІЕ. СТР. Лредисловіе.........................1 — 2 ВВЕДЕНІ Е. Движеніе какъ сущность созидающаго воображенія. Переходь отъ воспроизводящаго воображенія къ творческому.—Роль дви-жущаго элемента. — Всѣ ли иредставлёнія содержать1 въ себѣ движущіе элементы? — Рѣдкостныя дѣйствія, производимыя иногда образами: краснота кожи, пузыри какъ бы отъ обжоговъ и кровавые знаки (стигматы),—условія ихъ происхожденія и значеніе для нашего предмета. — Воображеніе является въ разсудочномъ порядкѣ, соотвѣтствующемъ волѣ. — Доказательства этому: тождественность въ развитіи; субъективный и личный характеръ воображенія и воли; присутствіе конечной цѣли у нихъ обоихъ; аналогія между неудачными проявленіями творческаго воображенія и случаями безволія . . . . 3—10 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Анализъ воображенія. ГЛАВА і. Интеллектуальный факторъ. Диссоціація (разложеніе) въ качествѣ подготовительной работы. — Ран-ложеніе полныхъ, неполныхъ и схематическихъ образовъ. — Расчлененіе ря-довъ. Главныя его причины: внутреннія дли субъективные и внѣшнія или объективныя. — Ассопіація (сочетаніе): его роль сводится лишь къ образованно новыхъ соединеній (комбинацій). — Главнымъ разсудочпымъ элементомъ воображенія является мышленіе по аналогій. Почему именно оно служить почти неистощимымъ способомъ творчества? Механизмъ такого мышленія. Его пріемы сводятся къ двумъ: олицетворение и преобразованію......11—23 ОГЛАВЛЕНІЕ ГЛАВА II. Эмоціональный факторъ. СТР. Существенное значеніе этого элемента. — Всѣ формы творческаго воображенія предполагают дѣйствіе эмоціональнаго фактора въ какихъ-либо его проявленіяхъ. Доказательства.—Веѣ аффективныя состоянія могутъ вліять на воображеніе. Доказательства этому. — Сочетаніе идей на эмоціонной основѣ: обыкновенный и необычаЙБыя формы новыхъ соединеній.—Сочетаніе по контрасту. — Движущій элементъ въ стремленіяхъ. — Невозможность творческаго инстинкта: изобрѣтеніе вытекаетъ всегда не изъ одного, а изъ нѣсколькихъ источниковъ и порождается какою-либо потребностью. — Работа воображенія сводится къ двумъ главнымъ разрядамъ, которые въ свою очередь сводятся къ особымъ потребностямъ.—Причины существованія предразсудка въ пользу творческаго инстинкта.....................23—39 ГЛАВА III. Факторъ безсоанательяый. Различныя представленія о психическомъ состояніи вдохновенія. Суще-ственныя его черты; внезапность и безличность.—Его соотношенія съ безсо-знательною дѣятельностью. — Попытки установленія аномалій между вдохно-веніемъ и перевозбужденіемъ памяти, — первичной стадіей обыкновеннаго опьяненія и сомнамбулизмомъ въ бодрствующемъ состояніи.-- Разногласія касательно истинной сущности безсознательнаго: двѣ гипотезы.— Состояніе вдохновенія представляетъ собою не причину, а симптомы. — Безсознательныя формы сочетанія идей.—Посредствующее или скрытое, сочетаніе: разсужденіе и недаввіе опыты по этому предмету.— «Констеляція» какъ результата взаимо-дѣйствія преобладающихъ стремленій. Ея механизмъ.........40—51 ГЛАВА IV. Органическія условія воображенія. Анатомическія условія: различныя гипотезы. Запутанность вопроса. Теорій Флексига. — Значеніе физіологическихъ условій: составляютъ ли они причину деятельности воображенія, ея слѣдствіе, или же только сопровождающее явленіе? Преобладающимъ фактомъ служатъ измѣненія въ мозговомъ и мѣстномъ кровообращеніи. — Попытки производства опытовъ. — Странности изобрѣтателей сводятся къ двумъ категоріямъ: объяснимыхъ и необъясни-мыхъ. Онѣ помогаютъ вдохновенію. — Существуетъ ли какая-нибудь аналогія между физическимъ и духовнымъ творчествомъ? Философская гипотеза по этому предмету. — Ограниченіе вопроса бодѣе тѣсными рамками. Невозможность дать на него определенный отвѣтъ..............51—62 ОГЛАВЛЕНІЕ 321 ГЛАВА V. Начало единства. СТР. Важность начала единства. Онъ можетъ проявляться въ видѣ постоянной мысли или же постоянной эмоціи; равноценность обоихъ этихъ ви-довъ. — Надо отличать синтетическій принципъ отъ идеала, являющагося принципомъ подвнжнаго единства: идеалъ является построеніемъ, въ намѣчен-ныхъ только лишь образахъ.—Главныя формы проявленія принципа единства: неустойчивая; органическая или нормальная, тождественная со вниманіемъ; крайняя или полуболѣзненная. Одержимость у изобрѣтателя и у больного: недостаточность чисто психологическаго критерія ...........63—71 ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Развитіе воображенія, ГЛАВА I. Воображеніе у животныхъ. Трудность изслѣдованія. — Различныя степени воображенія у животныхъ,—Существуетъ ли у нихъ творческій синтезъ. — Утвердительные и отрицательные отвѣты на этотъ вопросъ.—Истинная форма воображенія у животныхъ — движущая и проявляется въ игрѣ; многочисленныя ея разновидности. — Почему именно воображеніе у животныхъ должно быть по преимуществу двигательнымъ? Недостаточность разсудочнаго развитія. Сопоставленіе животныхъ съ малолѣтними дѣтьми,^ у которыхъ преобладаете двигательная система: роль движеній въ дѣтскомъ умопомѣшательствѣ........72—80 ГЛАВА П. Творческое воображеніе у дѣтей. Раздѣленіе его развитія на четыре главныя стадій.—Переходь отъ пас-сивнаго воображенія къ [творческому: воспріятіе и самообманъ.—Одухотворе-ніе всего окружающаго: анализъ этого душевнаго состоянія: роль вѣры въ законность одухотворенія. — Творчество въ играхъ: періодъ подражанія; попытки изобрѣтенія —Романическая изобрѣтательность.........80—92 ГЛАВА III. Первобытный человѣкъ и созданіе яшоовъ. Золотой вѣкъ творческаго воображенія. — Миѳы; гипотезы относительно ихъ происхожденія: миѳъ является воплощеніемъ духовныхъ и физическихъ 322 ОГЛАВЛЕНІЕ СТР. свойствъ человѣка въ воспринимаемомъ явленій. Роль, которую играетъ при этомъ воображеніе. — Какъ образуются миѳы? Моментъ творчества; два совершающихся при этомъ процесса: одухотвореніе предметовъ и надѣленіе ихъ психическими свойствами. Романическая изобрѣтателъность; отсутствіе ея у народовъ бѣдныхъ воображеніемъ. Роль аналогій и сочетанія по констелля-ціямъ. Процессъ послѣдователънаго развитія миѳовъ: восходящій періодъ, высшая стадія и нисходящій періодъ.—Объяснительные миѳы, испытывающіе коренное прѳобразованіе; работа о безличіи миѳовъ; переживанія.—Необъяснительные миѳы, подвергающіеся частному преобразованію; литература является развѣнчанной миѳолбгіей, передѣланной разсудочными вліяніями. — Народное воображеніе и легенды; легенда относится къ миѳамъ такъ же, какъ иллюзія относится къ галлюцинаціи.—Безсознательныѳ способы, употребляемые воображе-ніемъ для созданія легенды: сліяніе фактовъ съ миѳами, идеализація героевъ . 92—110 ГЛАВА IV. Высшія формы изобрѣтенія. Возможна ли психологія великихъ изобрѣтателей. Теоретическія воз-зрѣнія на сущность генія: патологическое и филологическое. — Общія отли-чительныя черты великихъ изобрѣтателей. Раннее проявление и хронологически порядокъ развитія творческой способности; психологйческія причины этого порядка. Отчего именно творчество начинается съ подражанія? — Необходимый или роковой характеръ призванія къ творчеству.—Отличительный характеръ великихъ изобрѣтателей. Разногласія по поводу происхождения этого характера: слѣдуетъ ли искать зачатки этого характера въ еамомъ изобрѣтателѣ или въ окружающей его средѣ? Стремленіе къ изобрѣтенію обратно пропорціонально сложности этой среды. — Механизмъ изобрѣтенія. Два главныхъ его способа: полный и сокращенный. Три фазиса этихъ способові ихъ сходства и различія.—Роль случая въ изобрѣтеніи: онъ предпо-лагаетъ встрѣчу двухъ факторовъ: одного внутренняго, а другого внѣшняго. Не будучи дѣятелемъ творчества, случай, однако, даетъ поводъ къ нему . 110—132 ГЛАВА V. Законъ развитія воображенія. Подчинено ли творческое воображеніе въ процессѣ своего развитія какому-либо закону? — Оно проходить чрезъ два періода, отдѣляющихся другъ отъ друга критической фазой. — Періодъ самостоятельности; критическій пе-ріодъ и періодъ окончательнаго сформированія; два случая: разрушеніе и пре-образованіе въ логическую форму, путемъ уклоненій отъ первоначальнаго плана.—Вспомогательный законъ послѣдовательно возростающей сложности.— Историческая провѣрка....................132—140 ОГЛАВЛЕНІЕ 323 СТР. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Главные типы воображенія. Предисловіе. Необходимость конкретного изслѣдованія. — Разновидности творческаго воображенія. Соотвѣтственность разновидностямъ характера. . , , , .141—145 ГЛАВА I. Пластическое воображеніе. Оно употребляетъ точно определенный въ пространствѣ, отчетливые образы и сочетанія, соотвѣтствующіе дѣйствительнымъ соотношеніямъ между предметами.—Внѣшній его характеръ.—Второстепенная роль эмоціоннаго характера.—Главныя его проявленія: въ пластическихъ искусствахъ; въ поэзіи (преобразование звуковыхъ образовъ въ зрительные); въ миѳахъ съ определенными очертаніями; въ области техническихъ и механическихъ изобретете; сухое, такъ называемое, раціональное воображеніе; его элементы. 146—157 ГЛАВА П. Расплывчатое воображеніе. Оно употребляетъ неясные образы, соединенные по наименѣе строгимъ способамъ сочетанія. — Отвлеченно-эмоціонные образы; природа ихъ. — Вну-тренній субъективный характеръ расплывчатаго воображенія. — Главныя его проявленія: мечтательность, романическій и химерическій складъ ума; миѳы и религіозныя измышлвнія, литература, изящныя искусства (символисты), область чудеснаго и фантастическаго. — Разновидности расплывчатаго воображенія: 1) числовое воображеніе; его природа; двѣ главныя его формы: космогоническія и научныя выкладки; 2) музыкальное воображеніе, являющееся тиломъ эмоціоннаго воображенія. Отличительный его черты: оно со-зидаетъ только во времени. — Естественное у музыкантовъ переложеніе со-бытій на музыку. — Противуположность истинно музыкальнаго типа въ во-ображеніи — пластическому типу; изслѣдованія и документы по этому предмету. — Два, главные типа воображенія. 157—183 ГЛАВА Ш. Мистическое воображеніе. Его элементы и отличитѳльныя черты. — Мышленіе символами. — Природа этого символизма. — Мистидизмъ преобразуетъ конкретные образы въ 324 ОГЛАВЛЕНІЕ СТР. символические.—Темнота этихъ образовъ. Отчего именно она происходить.— Чрезмѣрное злоупотребленіе аналогіей. Работа мистицизма надъ буквами, числами и т. ц.—Природа и степень вѣры, сопровождающей эту форму вообра-женія: вѣра здѣсь безусловная и устойчивая» — Мистическое міросозерцаніе: ііовсемѣстный символизмъ. — Мистическое воображеніе въ релитіяхъ и мета-физическихъ системахъ..................... 183—198 ГЛАВА IV. Научное воображеніе* Раздѣленіе его на роды и виды. Необходимость монографій, которыхъ пока еще не имѣется. — Воображеніе въ несложившихся еще наукахъ: вѣра достигаетъ тамъ наибольшей своей силы; воображеніе въ организовавшихся уже наукахъ; отрицательная роль научнаго метода. — Фазйсъ предположеній; доказательства важнаго его значенія. — Неудавшіяся и развѣнчанныя науч-ныя гипотезы. Роль воображенія въ способахъ провѣрки гипотезъ. — Метафизическое воображеніе вытекаетъ изъ одной потребности съ научнымъ. Метафизика сводится къ миѳу, подвергшемуся разсудочной обработкѣ. — Три момента. — Люди съ преобладающий» воображѳвіемъ и раціоналисты * 198—217 ГЛАВА V. Воображеніе въ практической жизни и въ механикѣ. Неопредѣленность этой формы воображенія.—Низшіе ея виды: находчивый людъ, неустойчивые типы и чудаки: почему именно люди съ живымъ воображеніемъ непостоянны?Предразсудки и суѳвѣрія. ІІроисхожденіе этой формы воображенія: психическій ея механизмъ и составныя ея элементы. — Высшая форма: творчество въ области механики и практической техники.— Человѣчество затратило на него по меньшей мѣрѣ столько же воображенія, какъ и на художественное творчество.—Причины, по которымъ вообще придерживались до сихъ поръ противуположнаго мнѣнія. — Сходство между обеими этими формами воображенія: тождественность процесса развитія: обстоятельное наблюденіе, четыре фазиса. — Общія черты: творчество въ области механики ставить себѣ идеалъ; оно предполагаете содѣйствіе вдохновения; періоды: подготовительный, высшаго напряженія и застоя. — Отличительныя черты. Изобрѣтеніе совершается путемъ послѣдовательныхъ наслоеній. Глав-ныя фазы его развитія. Оно находится въ строго опредѣленноЙ зависимости отъ физическихъ условій.— Фазйсъ чисто воображаемаго творчества. Романы въ области механики. Примѣры. Тождественность природы воображенія, у механика и художника....................217—242 ГЛАВА VI. Воображеніе въ области торговли. Внутреннія и внѣшнія его условія.—Двѣ категорій изобрѣтателей: осто-рожныя и смѣльчаки — Начальный момѳнтъ изобрѣтенія: способность непо- ОГЛАВЛЕНІЕ 325 средственнато угадыванія (интуиція); важное ея значеніе; гипотезы относительно психичебкой ея природы. Историческій ходъ творчества въ сферѣ тор-говыхъ сношеній: изобрѣтенія вее болѣе простыхъ способовъ замѣны однихъ ценностей другими. — Черты, общія съ изслѣдованными уже формами творчества. Относительный черты коммерческая воображенія. Комбинаціоннбе или тактическое воображеніе: торговая и финансовая спекуляція — подобія войны.—Случаи опьяненія творчествомъ. Исключительное употребленіе схе-матическихъ представленій. — О различныхъ типахъ образовъ. — Творцы грандіозныхъ финансовыхъ системъ, — Краткія замѣтки о воображеніи въ военномъ дѣлѣ....................... 243—262 ГЛАВА VII. Воображеніе въ области утопій. Последовательное появленіе идеальныхъ воззрѣній. Творчество въ сферѣ этическихъ и соціальныхъ отношеній. — Химерическія формы творчества; романисты въ области соціальнаго переустройства. Шарль Фурье, какъ типъ такого романиста съ замѣчательно могучимъ воображеніемъ. — Изобрѣтатели практическаго типа: коллективный идеалъ.—Регрессъ воображенія . . . 262—273 Заключеніе. I. —Основы творческаго воображенія. Почему именно человѣкъ способенъ къ творчеству. Два главныхъ условія. — «Самопроизвольность творчества» сводится къ потребностямъ, стремленіямъ и желаніямъ: дѣятельность творческаго воображенія всегда двигательнаго происхожденія. — Самопроизвольное оживаніе образовъ. — Творческое воображеніе сводится къ тремъ формамъ: намѣченной, опредѣлившейся и воплощенной. Отличительный ихъ черты . . II. —Типъ преобладающаго воображенія. Картина различныхъ степеней жизни въ мірѣ фантазій. Сведеніе этой жизни къ психологическому закону.— Четыре послѣдовательныхъ стадій характеризуются: 1) обиліемъ образовъ; 2) обиліемъ и яркостью ихъ; 3) обиліемъ, яркостью и устойчивостью обра-аовъ; 4) полной и прочной систематизацией жизни въ мірѣ фантазій.—Крат- кое сопоставленіс....................... 274—294 ЛРИЛОЖЕНІЕ. Наблюденія и документы. A. —Различныя формы вдохновенгя............ 297—299 B. —О природѣ безсознателъной дѣятелъности. Двѣ категорій: безсознательное статическое и динамическое. — Теорій относительно природы безсознательнаго: возраженія и опроверженія........... 299—306 C. —Міровое и человѣческое воображеніе...........306—309 D. —Документы относительно музыкальнаго воображенія..... 309—312 E. —Типъ съ преобладаніемъ воображенія и сочетаніе идей .... 312—318

Об авторе
Рибо Теодюль Арман
Выдающийся французский психолог, родоначальник опытного направления во французской психологии. Профессор Сорбонны (1885) и Коллеж де Франс (1888), где был директором (1889) первой французской психологической лаборатории. Основатель и редактор первого во Франции психологического журнала «Философское обозрение». Председатель 1-го Международного психологического конгресса (Париж, 1889).

На основе критического анализа основных направлений современной ему психологии Т. Рибо попытался сформулировать программу новой, экспериментальной психологии, которая изучала бы высшие психические процессы и личность в целом. По его мнению, «...болезнь является самым тонким экспериментом, осуществленным самой природой в точно определенных обстоятельствах и такими способами, которыми не располагает человеческое искусство». Это во многом определило характер всей идущей от Т. Рибо традиции во французской психологии (П. Жане, Ш. Блондель, А. Валлон и др.). Широкую известность получили его труды по проблемам памяти, произвольного внимания и воображения, психологии чувств и др. Книга «Эволюция общих идей», в которой Т. Рибо изложил результаты своих исследований в области эволюции умственных процессов, вышла в 1897 г. и через год была издана в России. Книга «Психология внимания» (1889) выдержала несколько переизданий на русском языке.