КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Лукреций О природе вещей: Избранные места. Латинский текст с подробными комментариями
Id: 231349
 
199 руб.

О природе вещей: ИЗБРАННЫЕ МЕСТА. Латинский текст С ПОДРОБНЫМИ КОММЕНТАРИЯМИ. № 18. Изд.2
О природе вещей: Избранные места. Латинский текст с подробными комментариями

URSS. 2018. 80 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-4882-4.
Избранные места с комм. Акад. Покровского М.М. и Петровского Ф.А.

Перед читателями — избранные места на латинском языке из поэмы "О природе вещей", созданной великим римским поэтом и философом Лукрецием, изложившим стихами философское учение о природе. К тексту даются подробные комментарии с переводом латинских слов и словосочетаний и историческими пояснениями, написанные выдающимся филологом-классиком, академиком АН СССР М.М.Покровским и известным переводчиком античных авторов Ф.А.Петровским, который сделал полный перевод поэмы Лукреция, также вышедший в нашем издательстве. Во вступительной статье М.М.Покровского кратко изложены основные мысли Лукреция и особенности его языка и стихосложения.

Книга рекомендуется филологам, философам, историкам науки и культуры, литературоведам, студентам филологических и философских факультетов вузов, а также всем читателям, интересующимся как латинским языком, так и классическим наследием Античности.


Содержание

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ стр. Т. ЛУКРЕЦИЙ КАР........... 3 I, 1—43. Обращение к Венере. М. М. П. 1 . 7 I, 50—61. Обращение к Меммию (предмет поэмы) Ф.А.П........... 9 I, 62—79. Преодоление религии Эпикуром. 10 I, 80—101. Принесение в жертву Ифианассы. М.М.П........... 11 I, 102—135. Познание природы кладет конец суевериям. М. М.П...... 12 I, 136—145. Нелегко изложить по-латыни гре- ческую философию. Ф. А. П. . . . 14 I, 146—214. Ничто не возникает из ничего. 14 I, 215—264. Ничто не обращается в ничто. 17 I, 265—328. Все состоит из атомов. Ф.А. Л.. , 20 I, 329—369. Пустое пространство существует. 22 I, 921—950. Поэзия как метод изложения. Ф.А.П........... 24 I, 958—983. Беспредельность вселенной. 25 II, 1—61. Истинное счастье в мудрости. М.М.П.......... 27 II, 112—141. Движение атомов в пустоте. Ф. А. Л. . ......... 30 II, 216—250. Отклонение атомов. Ф. А. Л. . . 31 И, 308—332. Почему невидимо движение ато- 32 1 Инициалы М.М.П. означают, что комментарии составлены М. М. Покровским, Ф. А. Л.—Ф. А. Петровским. 75 II, 581—588. Атомы неоднородны. Ф. А. П. . 34 II, 589—599. Земля состоит из разнородных начал. Ф. А. П....... 34 II, 600—660. Культ Земли у разных народов. Ф.А. Я.......... 35 III, 1—30. Похвала Эпикуру, М. М. Я. . . 38 III, 31—93. Ложный страх смерти. Ф. А. Я.. 39 III, 931—977. Речь природы к человеку о смерти. М. М. Я....... 43 III, 978—1023. Загробные кары — басни. М.М.П......... 45 III, 1076—1094. Кратковременность человеческой жизни. Ф. А. Я....... 47 IV, 387—468. Обманы зрения. Ф. А. Я. . . 49 IV, 577—594. Сказки об эхо. Ф. А. Я. . . 53 IV, 962—1025. Сновидения. Ф. А. Я..... 54 V, 737—747. Смена времен года. Ф. А. Я. . 58 V, 925—1010. Первобытный человек. М. М. Я. 59 V, 1011—1027. Первобытное общество. М. М. Я. 63 V, 1028—1090. Происхождение языка. М.М.П. 63 VI, 1—34. Похвала Афинам и Эпикуру. Ф. А. Я.......... 67 VI^252-1286 } Мор 3 Афинах. Ф. А. Я. . . 69

Об авторе
Тит Лукреций Кар
(ок. 99–55 гг. до н. э.)

Выдающийся римский поэт и философ эпохи гражданских войн I в. до н. э., один из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователь учения Эпикура. Биографические сведения о нем малодостоверны. Лукреций является одним из первопроходцев в области латинского стихосложения. Он перенял и развил латинский гекзаметр эпического поэта Энния, у него же заимствовал некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии. Римский оратор и философ Цицерон в письме брату Квинту, написанном в 54 г. до н. э., упоминал поэму «О природе вещей» и признавал в ней «многие проблески гения, но также и немалое искусство».

Рост индивидуализма в связи с распадом римской общины, стремление по-новому поставить и решить проблемы этики, морали и религии, осознать основы мироздания — все это вызвало в Риме интерес к греческим философским системам. Большой популярностью стала пользоваться материалистическая философия греческого философа Эпикура (IV–III вв. до н. э.). В дидактической поэме «О природе вещей» Лукреций пламенно пропагандирует идеи Эпикура, раскрывая философские положения в конкретных образах и аналогиях, которые развертываются у него в яркие, цельные поэтические картины. В основе концепции Лукреция лежит этический принцип: объяснением явлений природы поэт хочет избавить своих современников от всяких суеверий и страха перед смертью. Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени.