URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гринин Л.Е. От Конфуция до Конта: Становление теории, методологии и философии истории Обложка Гринин Л.Е. От Конфуция до Конта: Становление теории, методологии и философии истории
Id: 231089
629 р.

От Конфуция до Конта:
Становление теории, методологии и ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ. Изд. стереотип.

От Конфуция до Конта: Становление теории, методологии и философии истории URSS. 2018. 312 с. ISBN 978-5-397-06046-2.
Белая офсетная бумага

Аннотация

В настоящей работе сделана попытка систематически изложить процесс становления теоретической мысли об историческом развитии, методологии исторического исследования и философии истории начиная с их зарождения в глубокой древности и до середины XIX в. Развитие взглядов на теорию, методологию и философию истории представлено в книге в общей связи с особенностями эпох и господствующего мировоззрения, уровня духовного развития... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Вводное слово к курсу
Раздел первый. РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ИСТОРИЮ ДО СЕРЕДИНЫ XIX в.
 Лекция 1. Древний Восток
 Лекция 2. Античность
 Лекция 3. Средневековая теология, теория истории и историография
 Западная Европа
 Лекция 4. Философско-историческая мысль в Средние века
 Византия, Русь, арабский мир, Китай
 Лекция 5. Период раннего Возрождения (конец XIV – начало XVI в.)
 Лекция б. Позднее Возрождение (XVI – начало XVII в.)
 Лекция 7. Теория и методология истории в XVII в.
 Лекция 8. Век Просвещения (XVIII столетие)
 Лекция 9. Первая половина XIX в.
Краткие варианты лекций
 Древний Восток
 Античность
 Средневековая Европа
 Византия, Русь, средневековый Ближний Восток и Китай
 Период раннего Возрождения (конец XIV – начало XVI в.)
 Позднее Возрождение (XVI – начало XVII в.)
 Теория и методология истории в XVII в.
 Век Просвещения (XVIII столетие)
 Первая половина XIX в.
Раздел второй. НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИИ
 Лекция 1. Природный фактор
 Лекция 2. Производственный фактор
 Лекция 3. Роль личности в истории
 Сводная библиография
 Именнои указатель

Введение
top

"Все течет – все меняется" – это знаменитое высказывание Гераклита как нельзя точнее характеризует поток научного знания. С давних времен наука стремилась развиваться под девизом: подвергать все сомнению. Вот почему развитие идей всегда увлекает. Понять их историю – означает понять, почему ученых тех или иных эпох волновали именно данные проблемы, увидеть корни многих современных представлений. Истина представляется относительной и соотносительной с личностью мыслителя, задачами эпохи, давлением идеологии и многими другими обстоятельствами. Вот почему курсы истории науки так важны. Тем более это относится к курсам истории идей об истории.

Знание истории идей и представлений дает возможность гораздо глубже понять уровень современных достижений и прочнее закрепить их в памяти. Чтобы стать специалистом, необходимо овладеть достижениями современной науки. Но если специалист знает также историю своей науки, его мышление становится иным, а видение – более объемным. Он подходит к выводам и теориям сегодняшнего дня более зрелым и искушенным. Часто по-новому, более уверенно смотрит на них, зная, что любые теории всегда есть продукт определенной эпохи и обстоятельств, что они неизбежно будут заменены раньше или позже более совершенными или более востребованными. Это дает возможность увидеть науку не как свод застывших истин, а как область постановки и решения проблем, а часто только поиска возможностей и вариантов их решения.

Настоящая монография предназначена как для студентов и преподавателей, так и для специалистов-обществоведов и всех интересующихся проблемами развития теории и философии истории. Хотя в настоящее время написан ряд пособий по курсу теории и методологии истории, а также по проблемам истории философии истории, тем не менее многие вопросы курсов остаются недостаточно раскрытыми, что затрудняет их преподавание и изучение. В частности, оказывается непросто составить общее представление о развитии мысли об истории, особенно в периоды до середины XIX в. Этому периоду становления идей уделяется существенно меньше внимания. Между тем он очень важен, поскольку в нем находятся корни многих более поздних идей.

В настоящей работе сделана попытка систематически изложить развитие теоретической мысли об историческом развитии, методологии исторического исследования, философии истории начиная с глубокой древности и до середины XIX в. Верхний рубеж выбран не случайно. Именно с середины XIX в. теория истории, методология истории и философия истории уже существенно отделились друг от друга и от историографии, при этом последняя стала уже полностью самостоятельной дисциплиной, мало интересующейся теорией.

Необходимость представленной книги вытекает еще из того, что наиболее систематичными работами являются курсы по истории исторической науки (и историографии определенных периодов в узком смысле слова). Однако история исторической науки – это, понятно, не синоним истории мысли об истории. Чтобы представить развитие последней, надо синтезировать историю всего обществознания, те идеи, которые разбросаны в теологии и философии истории, в истории политической мысли и в других областях знания. Теория истории, естественно, включает в себя политическую и иную философию. В отдельные периоды мысль двигалась в направлении теории, мало связанной с историей, в другие – создание множества исторических трудов не сопровождалось ростом теории.

Первая трудность при изложении материала вытекала из того, что в эти ранние периоды теоретическая мысль была синкретичной, не отделялась от практических исследований, и потому для обобщения ее хода необходимо объединить историю разных областей знания. Вторая трудность – из того, что при изложении курса студентам часто представляется некий набор сведений и фактов о взглядах и теориях тех или иных мыслителей или историков, слабо вписанный в общий контекст развития знаний. Между тем крайне важно представить это развитие как процесс, из которого видно, почему возникли те или иные взгляды, почему они были новаторскими для своего времени, какую основу для дальнейшего развития они заложили и т.п. Требуется раскрыть корни взглядов и подходов, появившихся в отдаленные эпохи, например античности или Средних веков, но продолжающих жить в более зрелых теориях XIX и XX вв. Необходимо также показать сильные и слабые стороны тех или иных эпохальных парадигм, сопоставить их с предшествующими и последующими, сравнить уровень развития и достижения общественной мысли в разных странах, особенно в европейских и восточных.

В настоящей работе развитие взглядов на теорию, методологию и философию истории автор стремился представить именно в таком ключе: как движение синкретичной мысли и как процесс развития и дифференциации этой мысли. Это облегчает понимание того, какие проблемы стояли перед теми или иными эпохами и мыслителями, как эти проблемы преломлялись в связи с общими философско-методологическими и научными взглядами, почему история мысли об истории делала такие крутые повороты и вновь возвращалась к отброшенному и т.п.

В целях облегчения преподавания разделы данного пособия построены максимально логично, при любой возможности выделены основные опорные элементы изложения (достижения, особенности, слабости, причины, сравнения, особенности парадигм и т.п.). Кроме того, наиболее важный текст выделен шрифтом.

Это облегчит процесс преподавания и запоминания. Для удобства в конце каждой лекции помещены таблицы, характеризующие наиболее видных мыслителей соответствующих эпох и стран. Как это принято, в конце каждой лекции помещен примерный список рекомендованной и дополнительной литературы, а также источников.

Исходя из разного уровня подготовки студентов и разного объема читаемых курсов, автор настоящего пособия представил содержание первого (основного) раздела в двух уровнях. Уровень первый – расширенный, он важен для преподавателей и тех студентов, которые хотели бы понять историю развития мысли более глубоко. Этот уровень, само собой, также предназначен для людей, интересующихся этими проблемами, как профессионаловобществоведов, так и интеллектуалов. При этом он также имеет два измерения. Основной материал изложен в тексте, а дополнительный – вынесен в подстрочник. Разумеется, называть полным курс можно только очень условно, поскольку за тысячелетия человеческой культурой накоплен такой объем, какой невозможно вместить ни в один курс.

Второй уровень – краткие лекции для тех, кто не имеет возможности или не считает необходимым изучать полный курс. С учетом того что на период до середины XIX в. в программе отводится не слишком много времени, преподавателям не придется дополнительно работать, чтобы сжать материал до необходимого объема. С другой стороны, полный вариант можно использовать для преподавания спецкурсов.

Книга состоит их двух разделов. В первом представлены полные и краткие лекции по истории мысли об истории; во втором – лекции по отдельным проблемам развития теории истории. Это важные, но редко специально и систематически прописываемые проблемы: роль производственного и природного факторов в развитии общества и проблема личности в истории. Приведенные сведения о развитии взглядов на эти вопросы в разные эпохи также дополняют многие места лекций первого раздела.


Об авторе
top
photoГринин Леонид Ефимович
Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, главный научный сотрудник Высшей школы экономики, соредактор международных журналов «Social Evolution & History», «Journal of Globalization Studies», шеф-редактор журналов «Историческая психология и социология истории» и «Век глобализации». Автор более 600 научных трудов на русском, английском, немецком, испанском и китайском языках, включая 31 монографию, в том числе «Философия, социология и теория истории» (М.: URSS), «Производительные силы и исторический процесс» (М.: URSS), «Государство и исторический процесс» в 3 книгах (М.: URSS), «Социальная макроэволюция. Генезис и трансформации Мир-Системы» (М.: URSS; совместно с А. В. Коротаевым), «Глобальный кризис в ретроспективе. Краткая история подъемов и кризисов от Ликурга до Алана Гринспена» (М.: URSS; совместно с А. В. Коротаевым), «От рубил до нанороботов. Мир на пути к эпохе самоуправляемых систем (история технологий и описание их будущего)» (М.: Учитель; совместно с А. Л. Грининым), «Great Divergence and Great Convergence. A Global Perspective» (Springer International Publishing; совместно с А. В. Коротаевым), «Islamism, Arab Spring, and the Future of Democracy. World System and World Values Perspectives» (Springer International Publishing; in co-authorship with Korotayev and Tausch).