КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Александрова Н.В. История математических терминов, понятий, обозначений: Словарь-справочник
Id: 230358
 
599 руб.

История математических терминов, понятий, обозначений: Словарь-справочник. Изд.стереотип.

URSS. 2018. 248 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-382-01798-3.

Настоящая книга является одной из немногих в отечественной и мировой научной литературе работ, посвященных истории математических понятий, терминов и обозначений. Читатель узнает о том, кто и когда ввел то или иное понятие, определение и как оно называлось при своем первом появлении; когда возник современный термин и кем он был предложен, что он означает в точном переводе на русский язык, кому принадлежит его обозначение (если оно имеется). Сведения в книге представлены в алфавитном порядке.

Справочник будет полезен широкому кругу читателей --- математиков и историков науки. Немало интересного в нем найдут для себя научные работники, преподаватели, аспиранты, студенты, школьники старших классов и просто любители математики.


Оглавление
Предисловие
Словарь математических терминов
 АбакАффинность. Базис Бутылка Клейна. Вариация Вычитаемое. Гамма-функция Группа. Дедукция Дробь. e Единица. Закон асимптотический Значение среднее. i Итерация. Кардиоида Куб. Лемма Луч. Мажоранта Мощность множества. Набла Нуль. Образ Отображение конформное. Пантограф Пучок. Равенство Ряд числовой. Свертка Сходимость. Таблица Трисекция. Угол Устойчивость. Фаза Функции эллиптические. Характер Хорда. Центр Цифра. Число Член. Эволюта Эпициклоида. Явление Гиббса Якобиан.
Литература
Именной указатель

Предисловие
Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая делать его немного занимательным.
Б.Паскаль

Первое издание этой книги (1978) вышло под названием "Математические термины". Новое название должно подчеркнуть роль элементов истории математики в преподавании предмета. Вернее даже не "роль", а "роли", ибо в обучении важно и заинтересовать, и помочь запомнить (показав логику), и пробудить желание узнать...

Идея книги возникла, когда обнаружилось, что исторические сведения рассеяны в огромном числе статей и книг, в предисловиях, примечаниях и сносках. Насколько удалось найти специальные публикации, это -- несколько страниц в "Математике в школе" за 1941 г. (автор -- Н.И.Шевченко), брошюра В.В.Никишова "Словник походження математичнiх термiнiв" (1935) и книга Ch.M\"ugler "Dictionnaire historique de la terminologie g\'eom\'etrique des grecs" (Paris, 1958). Теперь к ним можно добавить пособие "Математическая терминология" Е.А.Орловой (изд-во МГУ, 1989). Елена Алексеевна установила по словарям, когда именно и из какого языка тот или иной термин вошел в русский язык.

История открытия -- одно из средств (а может быть, и единственное средство) сделать аудиторию, хотя бы в какой-то степени, свидетелем открытия, что так интересно и так важно для понимания логики развития математики и логики самой математики. Можно сослаться на мнение А.Пуанкаре: "В ее строго логической форме математическая дисциплина принимает столь искусственный характер, что ставит в тупик любого. Забывая исторические истоки, мы видим, как вопросы могут быть разрешены, но перестаем понимать, как и почему они были поставлены".

Исторический подход решает еще одну задачу -- объяснить и сделать понятным определение, доказательство, решение. Ф.Клейн писал, что нет более доходчивого объяснения, чем обращение к истории предмета. Он щедро делился опытом в "Лекциях об истории развития математики в XIX веке".

Книга такого жанра, естественно, не может быть полной и законченной. Увы, никто необъятного объять не может...

Н.Александрова

Об авторе
Александрова Надежда Вячеславовна
Окончила механико-математический факультет Томского университета и аспирантуру под руководством профессора И. Г. Башмаковой. Более 50 лет преподавала математику в вузах Москвы и читала лекции по истории математики на факультетах повышения квалификации преподавателей, а также в педагогическом университете.

Страницы