Настоящий учебник представляет собой вводный курс, рассчитанный на студентов вузов и аспирантов управленческих и экономических специальностей. Структура изложения материала такова (см. рис. В.1). В главе 1 "Проблемы управления организационными системами" приводится общая постановка задачи управления организационными системами; кратко описываются модели индивидуального и коллективного принятия решений, лежащие в основе моделей организационных систем; вводится система классификаций задач управления организационными системами. В главе 2 "Примеры построения механизмов управления организационными системами" в качестве иллюстрации рассматривается ряд простых механизмов управления, даются оценки их эффективности, приводятся примеры эффективных механизмов В главе 3 "Механизмы стимулирования в организационных системах" приведены основные подходы и результаты исследования задач стимулирования – побуждения членов организации к совершению определенных действий. В главе 4 "Механизмы планирования в организационных системах" описаны задачи планирования – принятия управленческих решений на основании сообщаемой подчиненными информации. При этом основной акцент делается на условиях обеспечения выгодности для участников организационных систем сообщения достоверной информации. В главе 5 "Механизмы информационного управления в организационных системах" рассматриваются задачи формирования таких структур информированности управляемых субъектов, при которых принимаемые ими решения наиболее выгодны для управляющего органа. В главе 6 "Механизмы формирования оптимальных структур управления" формулируются и решаются задачи анализа и синтеза структур управления – описываются: задача формирования организационных иерархий, модели организационных структур, общая модель иерархии управления, методы поиска оптимальных древовидных структур. Все главы содержат значительное число примеров и завершаются списком задач и упражнений (всего их более сотни) по соответствующей тематике. В конце книги приведены темы для самостоятельного изучения (и/или написания рефератов или выполнения курсовых работ). При формировании списков используемой и рекомендуемой для изучения литературы авторы стремились при наличии такой возможности приводить источники, тексты которых находятся в свободном доступе в Интернете. В написании главы 5 принимал участие д. ф.-м. н. А. Г. Чхартишвили, глава 6 написана к. т. н. М. В. Губко и к. ф.-м. н. С. П. Мишиным. Авторы признательны рецензентам – д. т. н., проф. В. А. Ирикову и д. т. н., проф. А. И. Орлову за ценные замечания, а также техническому редактору Н. А. Новожениной за большой объем работ по оформлению книги. Методические рекомендации. Прежде чем переходить к изложению основного материала работы, обсудим опыт преподавания теории управления организационными системами в высших учебных заведениях. С методической точки зрения рациональными представляются следующие состав и структура учебных курсов (см. рис. В.2). 1. Прикладная математика (системный анализ [5,10], теория игр [4], теория графов [1], теория принятия решений [4,9] – вводные курсы (каждый по одному семестру), дающие необходимый математический аппарат. 2. Теория управления организационными системами (один-два семестра) – курс, содержащий базовые модели и механизмы управления организационными системами. 3. Дополнительные курсы (по одному семестру каждый), которые либо демонстрируют применение теории в различных прикладных областях (управление проектами [2,8], внутрифирменное управление и т. д.), либо посвящены углубленному изучению тех или иных классов теоретических моделей (кооперативные модели, управление оргструктурой, механизмы планирования, информационное управление и т. д.). Выше перечислен "максимальный" состав учебных курсов. Его ядром является курс теории управления организационными системами (настоящий учебник рассчитан либо на семестровый курс в формате спецкурса (32 часа), либо на семестровый курс лекций с практическими занятиями (32/32); двухсеместровому курсу соответствует настоящий учебник совместно с [3,6]; в качестве справочника в обоих случаях может использоваться [7]). Состав других курсов может варьироваться в зависимости от специализации факультетов и кафедр. С методической точки зрения можно порекомендовать максимальное использование в учебном процессе современных электронных ресурсов, посвященных теории и практике управления организационными системами. Бурков Владимир Николаевич
Доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории активных систем Института проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук. Лауреат Государственной премии СССР и премии Дж. фон Неймана. Более 50 лет работает в области управления большими системами. Основатель теории активных систем, один из ведущих специалистов по управлению социально-экономическими системами. Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Коргин Николай Андреевич
Доктор технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института проблем управления Российской академии наук, профессор МФТИ. Автор более 100 научных работ по теории управления организационными системами, методологии деловых игр и проблемам манипулируемости механизмов принятия решений.
Новиков Дмитрий Александрович Академик РАН, доктор технических наук, профессор. Директор Института проблем управления имени В. А. Трапезникова РАН, заведующий кафедрой интегрированных киберсистем Московского физико-технического института. Научные интересы: теория управления системами междисциплинарной природы.
|