КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Поляхова Е.Н., Коблик В.В. Солнечный парус --- фантастика или реальность космоплавания?: С дополнениями: Solar sail motion in near-Sun regions. Русско-английский путеводитель по современной терминологии
Id: 229385
 
339 руб. Бестселлер!

Солнечный парус — фантастика или реальность космоплавания?: С дополнениями: Solar sail motion in near-Sun regions. Русско-английский путеводитель по современной терминологии. Изд.стереотип.

URSS. 2017. 228 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-3673-9.

В настоящей книге отражены основные динамические принципы современной теории космоплавания, т. е. полета в космосе под солнечным парусом, движущимся под действием светового давления солнечных лучей. Рассмотрены особенности гелиоцентрических и геоцентрических парусных траекторий и космических маневров, выполняемых с помощью солнечного паруса, являющегося экологически чистым движителем малой тяги. Особое внимание уделено полетам в cторону Солнца. Дан исторический обзор развития идей космоплавания, начиная с работ пионеров отечественной космонавтики.

Книга представляет собой расширенный вариант лекций по фотогравитационной небесной механике и предназначена к использованию при изучении таких курсов, как «Механика космического полета» и «Фотогравитационная ограниченная задача трех тел», читаемых в Санкт-Петербургском университете. Книга может также служить кратким справочником по основным проблемам и аспектам космоплавания.

Предлагаемый русско-английский словарь-путеводитель составлен из наиболее употребительных в современной научной литературе специальных терминов по классической небесной механике и по механике космического полета (т. е. по так называемой прикладной небесной механике) в рамках таких разделов, как космическая навигация, межпланетные траектории, космический полет с солнечным парусом и т. д., получивших за рубежом название астродинамики.

Материал предназначен для широкого круга читателей, студентов, аспирантов и научных сотрудников, специализирующихся как в классической небесной механике, так и в прикладных вопросах механики космического полета (астродинамики). Он может быть полезен для специалистов в области космической техники и для тех, кто интересуется теорией космического полета; а также тем, кто готовит к печати тезисы докладов на конференциях, научные статьи или резюме к ним на английском языке по вышеуказанной тематике.


Содержание
Предисловие
Физика светового давления на парус (фотонный пинг-понг)
Немного небесной механики: космический серфинг
Из истории физики
Вести с парусной "верфи"
Парусные грезы: история популяризации идеи
Вместо заключения
Литература
Движение солнечного паруса в околосолнечных областях (на английском языке)
Русско-английский путеводитель по современной терминологии
Приложение 1
Приложение 2

Предисловие

Что надо знать о принципе парусного космоплавания? В каком состоянии находятся научные исследования по полетам космических кораблей с солнечными парусами? Насколько реальны перспективы космических парусных стартов? Каково соотношение науки и фантастики в этой проблеме?

Ответ на эти и другие вопросы о солнечном парусе вы найдете в этом учебном пособии. В нем обсуждаются астродинамические аспекты одной из наиболее сложных проблем конца XX века -- проблемы обеспечения человечества энергией. Как известно, к возобновляющимся, "вечным" источникам энергии относится прежде всего энергия солнечных лучей. Соответственно одной из актуальных концепций современной астродинамики оказывается концепция межпланетного полета под действием светового давления солнечных лучей, т.е. так называемого космического полета под солнечным парусом. Кроме того, зеркальный солнечный парус является безракетным способом передвижения в космосе.

Приступая к обсуждению перспектив применения солнечных парусов для передвижения в космосе, необходимо сразу отметить очевидный экологически-ноосферный аспект этих задач. Действительно, размышляя о роли научного познания в процессе осмысления перехода биосферы в ноосферу, В.И.Вернадский указывает: "...мы можем различать в ноосфере проявление влияния на ее строение двух областей человеческого ума: наук, общих для всей реальности (физика, астрономия, химия, математика), и наук о Земле (науки биологические, геологические, гуманитарные)". Одним из важнейших направлений человеческой деятельности, где удачно находят применение обе эти области научного знания, является осмысленное управляемое завоевание космического пространства и использование энергии солнечных лучей. Действительно, там же В.И.Вернадский пишет: "К ранее известной области человеческой жизни (ноосферы), в которой до сих пор шло развитие науки, прибавились две новые, резко от нее отличные, -- мир просторов Космоса и мир атомов". По-видимому, именно глобальная проблема использования солнечных лучей для полетов в космос наилучшим образом объединяет обе эти указанные ученым области, поскольку жизнь на Земле неотделима от Солнца и теснейшим образом связана с его энергетикой. Мы коснемся лишь одного очень узкого аспекта этой проблемы, а именно использования солнечной энергии в космической навигации и проверки эффективности концепции солнечного паруса как космического движителя нового типа. Это позволит расширить горизонты космических исследований, поощрить новые научно-технические разработки и достижения в целях освоения космоса, связать космос с Землей в видимой области спектра электромагнитных волн самым ярким и зримым образом.

В дополнение к перечисленным следует добавить еще и чисто практические аспекты использования солнечного паруса для решения ряда насущных технологических проблем, о которых мы расскажем ниже. В ближайшем будущем космическая парусная технология должна принести зримые плоды и, как хочется надеяться, привести к созданию "парусной индустрии". Хотя идея использования давления солнечного света для космических перелетов была высказана учеными еще в двадцатые годы, т.е. более чем за тридцать лет до начала космической эры, тем не менее почти за сорок лет последующего развития практической космонавтики ни один солнечный парус пока еще не был развернут на орбите. Однако плодотворная идея постоянно привлекала к себе внимание разработчиков и создателей космической техники. За истекшие годы было издано несколько отечественных и зарубежных книг по проблеме космических полетов с солнечным парусом, в том числе и книга автора данного пособия. Был выполнен ряд успешных технологических и лабораторных разработок, написано немало научных статей и диссертаций. Что же касается практических работ, то они не продвинулись сколько-нибудь далеко. Причин тут несколько, и главная из них -- техническая сложность задачи создания паруса. Дело в том, что природа поскупилась на величину светового давления солнечных лучей: на орбите Земли оно не превышает 1 мг/м2, поэтому, чтобы создать сколько-нибудь заметное ускорение в космосе, нужны "гектарные" паруса (речь идет о создании ускорения порядка 1--3 мм/с2). Таких крупногабаритных конструкций на орбитах еще пока не существует, их создание сопряжено с определенным техническим риском.

Итак, что же такое космоплавание под солнечным парусом: фантастика мечтателей или реальность перспектив недалекого будущего? Действительно, одной из наиболее сложных проблем человечества на рубеже XX и XXI столетий оказалась проблема обеспечения нашей цивилизации энергией, приобретающая все большую остроту, вызванную как увеличением потребности в энергии, так и неуклонным сокращением природных запасов традиционных энергоресурсов. Один из разумных путей их экономии состоит в использовании возобновляющихся источников энергии, освоение их новых видов и форм их применения. К перспективным возобновляющим энергоресурсам в первую очередь относится энергия солнечных лучей, как тепловая, так и механическая, причем последняя -- в смысле светового давления солнечных лучей на встречные тела, движущиеся в световом потоке. Этот "вечный", да еще к тому же экологически чистый вид энергоресурсов привлекателен еще и тем, что не требует затрат на его транспортировку к месту потребления. Если формы использования тепловой энергии Солнца на Земле и в космосе достаточно хорошо известны, то гораздо более сложной оказывается проблема использования весьма малого по величине светового давления солнечных лучей, т.е. механического действия светового потока, для передвижения тел в космических условиях в целях космоплавания. Кроме того, полет под солнечным парусом -- это реальное воплощение идеи полной или частичной замены энергии экологически вредных реактивных двигателей на даровую энергию потока солнечных лучей, давление которого на огромный зеркально отражающий парус способно создать хотя и малую, но вполне ощутимую силу тяги безракетного космического движителя. Творческая мысль ученых и конструкторов, занимающихся сегодняшними проблемами космоплавания на рубеже XX и XXI столетий, должна дать ответы на следующие вопросы: для каких целей и какими способами выгоднее всего использовать световое давление солнечных лучей, каковы наилучшие технические параметры солнечных парусов -- космических движителей, какова наивыгоднейшая конструкция космического парусника, предназначенного для выполнения заданного космического маневра или перелета по намеченной космической трассе.


Об авторах
Поляхова Елена Николаевна
Доцент кафедры небесной механики математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Ее научная работа связана с теорией движения искусственных спутников Земли и космических аппаратов, а также естественных небесных тел, в частности — астероидов, сближающихся с Землей. Занимается историей науки — небесной механики и астрономии. В 2005 г. награждена премией имени Ф. А. Цандера РАН за монографию "Космический полет с солнечным парусом" (М., URSS). Член Международного астрономического союза. В ее честь назван астероид (малая планета) NMP "4619 Polyakhova". Автор более 200 научных работ, в том числе нескольких монографий и учебно-методических пособий, среди которых "Сборник задач по аналитической механике" (М., URSS), "Сборник задач по динамике точки в поле центральных сил" (M., URSS), "Классическая небесная механика в работах Петербургской школы математики и механики в XIX в." (М., URSS).
Коблик Вячеслав Вадимович
Окончил Ленинградский (ныне Санкт-Петербургский) университет по специальности "астрономия" (кафедра небесной механики) в 1988 г.; там же поступил в аспирантуру. Продолжил обучение в университете г. Турку (Финляндия), где и защитил кандидатскую диссертацию в 2003 г. Занимается вопросами небесной механики и теорией космического полета с солнечным парусом, в частности перелетами космического аппарата с солнечным парусом с орбиты Земли в окрестности Солнца (в том числе в сочетании с гравитационными маневрами) при ограничении на температуру поверхности паруса. Работает в университете г. Умео (Швеция).