Обложка Бусслер Л. Учебник форм инструментальной музыки. Пер. с нем.
Id: 228361
319 руб.

Учебник форм инструментальной музыки.
Пер. с нем. № 20. Изд. стереотип.

URSS. 2019. 198 с. ISBN 978-5-397-05946-6.
  • Мягкая обложка
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1884 г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга немецкого музыковеда и музыкального критика Людвига Бусслера (1838--1900), посвященная исследованию форм инструментальной музыки. Автор описывает элементы музыкальной формы --- предложение и период, рассматривает малые и большие песенные формы; исследует сложную песенную форму и сонатную форму, низшие и высшие формы рондо. Учебный материал представлен в виде тридцати трех задач; изложение сопровождает множество ...(Подробнее)образцов нотного текста.

Книга, написанная более ста лет назад (первое русское издание вышло в 1884 г.), будет полезна историкам и теоретикам музыки, студентам и преподавателям музыкальных училищ, а также практическим музыкантам.


Оглавление
Введенiе
Ученiе о формахъ
I. Элементы музыкальной формы
А. Предложенiе
 § 1. Двутактъ или фраза
  Задача первая
 § 2. Двойной двутактъ
 § 3. Четырехтактное предложенiе
  Задача вторая
В. Перiодъ
 § 4. Малый восьмитактный перiодъ
 1) Первая форма
  Задача третья
 2) Вторая форма
  Задача третья
 3) Третья форма
  Задача третья
 4) Четвертая форма
  Задача третья
В. Малыя песенныя формы
 § 5. Малая двухчастная форма песни
  Первая форма
  Задача четвертая
 Вторая форма
  а) въ мажоре
  Задача четвертая
  б) въ миноре
  Задача четвертая
 Третья форма
  Задача четвертая 4
 § 6. Большое восьмитактное предложенiе
 1) Тонически самостоятельное
  Задача пятая
 2) Главное и придаточное предложенiе
  Задача пятая
 3) Двойное предложенiе
  3адача пятая
 § 7. Трехчастный перiодъ
 § 8. Малая трехчастная песенная форма
  Задача шестая
Г. Большiя песенныя формы
 § 9. Большая двухчастная песенная форма
  Задача седьмая
 § 10. Большая трехчастная песеннал форма
  Задача восьмая
 Д. Вольности въ строенiи
 § 11. Расширенiе
  Задача девятая
  Задача девятая
  Задача девятая
 § 12. Сокращенiе
  Задача десятая
 § 13. Совпадете заключительная и начальнаго тактовъ
 § 14. Неправильныя сочетанiя тактовъ
 1) Тритактъ
 2) Пятитактъ
 § 15. Вольности въ модуляцiи
 § 16. Мотивъ и его примененiе
II. Прикладная песенная форма
А. Сложная пасенная форма
 § 17. Сложная песенная форма
 § 18. Варьяцiя и этюдъ
 § 19. Танцовальныя формы
  Полька
  Галопъ
  Полька-Мазурка
  Вальсъ
  Задача одиннадцатая
 § 20. Форма марша
  Торжественный маршъ
  Военный маршъ
  Похоронный маршъ
  Полонезъ
  Задача двенадцатая
 § 21. Идеализованныя танцовальныя фирмы
  Менуэтъ
  Скерцо
  Задача тринадцатая
 § 22. Формы песни въ другихъ примененiяхъ
  Задача четырнадцатая
  Задача пятнадцатая
Б. Низшiя формы рондо
 § 23. Введенiе
 § 24. Рондо первой формы
  Задача шестнадцатая
 § 25. Рондо второй формы
  Задача семнадцатая
 § 26. Рондо третьей формы
  Задача восемнадцатая
 § 27. Переходныя формы
 § 28. Вокальная песня
  Задача девятнадцатая
III. Сонатная форма
 § 29. Соната и сонатпая форма
А. Сонатина
 § 30. Первая часть формы сонатины (экспозицiя)
  Задача двадцатая
 § 31. Первая часть сонатины въ мажоре
  Задача двадцать первая
 § 32. Третья часть (реприза) сонатины въ мажоре
  Задача двадцать вторая
 § 33. Третья часть сонатины въ мажоре
  Задача двадцать третья
 § 34. Отсутствiе модуляцiи въ экспозицiи
 § 35. Вторая часть сонатинной формы
  Задача двадцать четвертая
Б. Соната
 § 36. Расширенiе главной партiи
 а) посредствомъ повторенiя
 б) посредствомъ прибавкиъ
 в) посредствомъ образованiя перiодовъ
  Задача двадцать пятая
 § 37. Ходъ
 а) на мотивахъ изъ главной партiи
 б) на самостоятельныхъ мотивахъ
 в) соединенiе случаевъ а) и б)
  Задача двадцать шестая
 § 38. Вторая тема или побочная партiя
  Задача двадцать седьмая
 § 39. Заключительная партiя
 § 40. Дополненiе
 § 41. Переходные такты
  Задача двадцать восьмая
 § 42. Третья часть сонатной формы
  Задача двадцать девятая
 § 43. Модуляцiонныя вольности
 § 44. Видоизмененiя отдельныхъ частей репризы
 § 45. Разработка
 § 46. Тематическая работа
 § 47. Тематическая работа въ разработке
  Задача тридцатая
 § 48. Сонатная форма разсматриваемая въ целомъ:
 1) вольности въ модуляцiяхъ
 2) распределенiе частей
 3) введенiе и дополненiе
 4) тематическая работа
 § 49. Видоизмененiе сонатной формы въ финале
IV. Высшiя формы рондо
 § 50. Высшiя формы рондо
 § 51. Четвертая форма рондо
  Задача тридцать первая
 § 52. Пятая форма рондо
  Задача тридцать вторая
 § 53. Медленное темпо
  Задача тридцать третья
 § 54. Сложная большая соната
  Задача тридцать третья
 § 55. Примененiе сонатной формы

Об авторе
Людвиг БУССЛЕР (1838--1900)

Немецкий музыковед, музыкальный критик и дирижер. Родился в Берлине, в семье тайного советника, художника и писателя Р.Бусслера. Учился в различных музыкальных школах, в том числе у известного музыкального теоретика Зигфрида Дена. С 1865 г. преподавал теорию музыки в нескольких консерваториях Берлина; с 1874 г. -- профессор. Принимал участие в музыкальных постановках берлинских театров в качестве дирижера. С 1883 г. -- музыкальный критик берлинской "Национальной газеты"; сотрудничал также в других немецких газетах и журналах. Автор многочисленных работ в области начального обучения музыке, композиции, гармонии, инструментовке, истории музыки и др. Некоторые его книги были переведены на русский язык, в том числе "Учебник форм инструментальной музыки" и "Строгий стиль: Учебник простого и сложного контрапункта, имитации, фуги и канона в церковных ладах"; вторая работа, переведенная выдающимся русским композитором С.И.Танеевым, выдержала в России три издания (последнее вышло в 1925 г.).