КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка
Id: 228174
 
279 руб.

Проблема стихотворного языка. Изд.стереотип.

URSS. 2018. 176 с. Мягкая обложкаISBN 978-5-484-01420-0.

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося отечественного филолога, теоретика и историка литературы Ю.Н.Тынянова (1894--1943), которая посвящена вопросам поэтики стиха и поэтической речи, проблемам, находящимся в пограничных сферах литературоведения и лингвистики. Задачей настоящей работы является анализ специфических изменений значения и смысла слова в зависимости от стиховой конструкции; обоснование понятия стиха как конструкции дается автором в первой части книги.

Значение этой книги, впервые изданной в 1924 г., выходит далеко за пределы специального научного исследования. Она написана ученым и вместе с тем писателем-художником, страстно влюбленным в литературу, глубоко и тонко чувствующим и понимающим поэтическое слово. Она учит любви к слову, раскрывает специфику стиха.

Предназначено для литературоведов, лингвистов, студентов и аспирантов филологических вузов, а также всех интересующихся вопросами поэтики.


Содержание
Предисловие
Глава I.Ритм как конструктивный фактор стиха.
 (Понятие конструкции. Немотивированное в искусстве, как материал изучения. Роль Ohrenphilologie в установлении конструктивного фактора стиха. Акустический подход к стиху, его недостаточность. Эквиваленты текста. Метр и ритм. Функция ритма в стихе и в прозе. Понятие стихового единства. Vers libre. Законы стиха.)
Глава II.Смысл стихового слова.
 (Оторванное слово и чисто лексическое слово. Основной признак значения. Второстепенные и колеблющиеся признаки значения. Лексическая окраска. Понятие литературной лексики. Влияние стиха на смысл слов. Влияние стиховых разделов и enjambements на смысл. Ритмическая значимость и значимость смысловая. Колеблющиеся признаки значения в стихе. Лексическая окраска в стихе. Игра на основных признаках значения. Имена собственные в стихе. Лексическая окраска "на расстоянии". "Инструментовка", ее влияние на смысл слов. Влияние рифмы на смысл слов. Каламбур. Вопрос об образе.)
Примечания и дополнения

Предисловие

Изучение стиха сделало за последнее время большие успехи; ему, несомненно, предстоит развиться в близком будущем в целую область, хотя планомерное начало этого изучения -- у всех на памяти.

Но в стороне от этого изучения стоит вопрос о поэтическом языке и стиле. Изучения в этой области обособлены от изучения стиха; получается впечатление, что и самый поэтический язык и стиль не связаны со стихом, от него не зависят.

Понятие "поэтического языка", не так давно выдвинутое, претерпевает теперь кризис, вызванный, несомненно, широтою, расплывчатостью объема и содержания этого понятия, основанного на психологолингвистической базе. Термин "поэзия", бытующий у нас в языке и в науке, потерял в настоящее время конкретный объем и содержание и имеет оценочную окраску.

Моему анализу в настоящей книге подлежит конкретное понятие стиха (в противоположности к понятию прозы) и особенности стихотворного (вернее, стихового) языка.

Эти особенности определяются на основании анализа стиха как конструкции, в которой все элементы находятся во взаимном соотношении. Таким образом, изучение элементов стиля, шедшее обособленно, я пытаюсь здесь поставить в связь.

Самым значащим вопросом в области изучения поэтического стиля является вопрос о значении и смысле поэтического слова. А.А.Потебня надолго определил пути разработки этого вопроса теорией образа. Кризис этой теории вызван отсутствием разграничения, спецификации образа. Если образом в одинаковой мере являются и повседневное разговорное выражение и целая главка "Евгения Онегина" -- возникает вопрос: в чем же специфичность последнего? И этот вопрос заменяет и отодвигает вопросы, выдвигаемые теориею образа.

Задачей настоящей работы является именно анализ специфических изменений значения и смысла слова в зависимости от самой стиховой конструкции.

Это потребовало от автора обоснования понятия стиха как конструкции; обоснование это он дает в первой части работы.

Части настоящей работы были читаны зимою 1923 года в Обществе изучения теории поэтического языка (Опояз) и Обществе изучения художественной словесности при Российском Институте Истории Искусств, членам которых, принявшим участие в обсуждении, приношу свою благодарность. Особою благодарностью я обязан С.И.Бернштейну за его ценные указания. Со времени написания настоящей работы вышло несколько книг и статей, имеющих некоторое отношение к ее предмету. Они могли быть приняты во внимание только частично.

Ю.Т.

Об авторе
Тынянов Юрий Николаевич
Выдающийся отечественный филолог, теоретик и историк литературы, прозаик, критик, переводчик. Родился в 1894 г. в семье врача. В 1912–1918 гг. учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1918 г. вступил в общество по изучению поэтического языка (ОПОЯЗ), познакомился с В. Б. Шкловским и Б. М. Эйхенбаумом, вместе с которыми впоследствии создал так называемый «формальный метод», определивший развитие отечественного и мирового литературоведения в XX в. С 1921 по 1930 гг. читал лекции по истории русской поэзии XVIII–XX вв. в Ленинградском институте истории искусств, работал в Коминтерне (переводчиком) и в Госиздате (корректором). С 1925–1927 гг. постепенно отходит от литературоведения, посвятив себя работе в области художественной прозы и перевода.

Юрий Тынянов — автор многочисленных историко-литературных работ, в которых он разрабатывал новые проблемы и специфические стороны в развитии русской литературы XIX в. Широкую известность ему принесли романы «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара», «Пушкин», выдвинувшие его в ряды лучших мастеров исторической прозы. Книга «Проблема стихотворного языка» — главный теоретический труд Ю. Н. Тынянова, в котором исследованы принципиальные различия стиха и прозы, — впервые вышла в 1924 г.


Страницы