Пособие предназначено для тех (в первую очередь, для студентов), кто хочет глубже разобраться в сути важнейшего методологического принципа современной науки – принципа системности. Принцип системности имеет особое значение и статус в методологии науки, что обусловлено рядом причин. Главная из них та, что ведущей внутренней тенденцией развития научного знания является возрастание уровня его системности. В психологической науке данная тенденция проявляет себя в разных вариантах. Это и постоянный анализ, и пересмотр предмета психологии. Переопределение предмета – это последовательное движение к все более системному его обозначению. В частности, переход от "психологии психики" к психологии человека, понимаемого как сложная открытая самоорганизующаяся система (В. Е. Клочко, 1999). Другое проявление основной тенденции развития науки – стремление ее к изучению сложных интегральных образований (систем). К таким образованиям принадлежит система "человек – среда". Психологические аспекты связей и взаимодействия компонентов внутри этой системы исследует особая, достаточно молодая, отрасль психологической науки – экологическая психология. Начиная с 90-х годов прошлого века, она приобретает все большую популярность среди исследователей. Глобальный экологический кризис, изменивший и изменяющий жизненную среду человека, заставил осознать проблему необходимости сохранения физических и психических возможностей человека, постоянно проживающих в экологически деформированных, то есть не вполне адекватных его генофенотипическим свойствам (В. П. Казначеев, 1980), условиях жизнедеятельности. Эти возможности составляют, по большому счету, главный ресурс развития любой страны, основу и гарантию ее социальной безопасности. Сказанное определяет особую актуальность экопсихологических исследований. Они ведутся по разным направлениям. Для нас наиболее интересной и значимой представляется работа в русле психологической экологии, исследующей психологические аспекты объект-объектных связей в системе "человек – среда", в частности, изучающей влияние экологически неблагополучной природной (физической) среды на психику человека. В рамках этого направления выполнено немало исследований. Их авторы названы в пособии. Но при общем признании значимости задачи выяснения последствий влияния экологического неблагополучия на психику человека исследователи решают ее на разных методологических основаниях, определяющих и разные, порой, противоречивые выводы исследований. Реализуются разнородные – преимущественно монофакторный, иногда комплексный (но не системный) – подходы к изучению влияния экологического неблагополучия на психику человека. Оправданные конкретными задачами, они фиксируют сам факт влияния (изменения, – преимущественно, снижения – показателей психической деятельности людей в регионах экологического неблагополучия). Но факторы, "мишени", степень и последствия влияния представляются исследователям по-разному. "Разноголосица", на наш взгляд, во многом определяется именно разнородностью реализуемых подходов, несогласованностью методологических позиций исследователей. Не подвергая сомнению значимости проведенных исследований, скажем, что назрела необходимость в обобщении, объяснении имеющихся фактов, в создании общего представления о состоянии психики человека на территориях экологического неблагополучия. Новые перспективы открываются за рамками как монофакторного, так и комплексного подходов – в системном изучении последствий длительного воздействия на целостную психику человека единой экологически неблагополучной жизненной среды. Многие авторитетные отечественные и зарубежные методологи раскрывали сущность принципа системности. Мы не стремимся напомнить известное. Предлагаемое учебное пособие своей скромной задачей имеет сориентировать тех, кто предполагает выполнить свою исследовательскую работу с опорой на принцип системности, в пошаговой его реализации. Основы реализации принципа системности в экопсихологическом исследовании в данном пособии раскрываются именно на примере исследования, выполняемого в русле психологической экологии. Однако схема (а авторы отдают себе отчет, что описывают именно схему) реализации принципа системности является общей для системных исследований. В связи с этим мы надеемся, что пособие будет полезно тем, кто предполагает выполнить свою исследовательскую работу с опорой на принцип системности и в других областях психологической науки. Пособие включает в себя четыре главы. Три из них написаны авторами совместно. Ответственность за содержание четвертой главы принадлежит Н. М. Сараевой. Авторы благодарят всех, кто помог созданию этого учебного пособия, – своих учителей, научных консультантов, рецензентов. Мы благодарны студентам, чье стремление разобраться в сложных вопросах побудило к работе. Слова признательности мы обращаем и к тем, кто осуществил техническую сторону издания. Надежда Михайловна САРАЕВА Кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией региональных исследований психики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сфера научных интересов – кризисные состояния личности, проблемы экологической психологии. Автор более 80 научных публикаций, в том числе монографий "Влияние экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей" (в соавт. с В. И. Пановым и А. А. Сухановым; URSS, 2007) и "Психологический статус человека на территориях экологического неблагополучия" (URSS, 2008), а также нескольких учебных пособий. Алексей Анатольевич СУХАНОВ Кандидат психологических наук, доцент, сотрудник лаборатории региональных исследований психики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. Автор более 30 научных публикаций, в том числе монографии "Влияние экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей" (в соавт. с В. И. Пановым и Н. М. Сараевой; URSS, 2007). Сфера научных интересов – экологическая психология, проблемы психической адаптации человека. |