Введение |
Глава I. Определения |
| 1.1. | Гилозоизм |
| 1.2. | Миф |
| 1.3. | Анимизм |
| 1.4. | Магия |
| 1.5. | Религия |
| 1.6. | Религии стихий |
| 1.7. | Идеологические религии |
| 1.8. | Индивидуальные и коллективные представления |
| 1.9. | Индивидуальная и коллективная мораль |
| 1.1 . | Мировоззрение и идеология |
Глава II. Первобытное мышление, или Полемика между Леви-Брюлем и Леви-Строссом |
| 2.1. | Первобытное мышление |
| 2.2. | Онтогенез интеллекта |
| 2.3. | Происхождение коллективных представлений |
| 2.4. | Три функции мозга |
| 2.5. | Мифы каменного века |
Глава III. Религии стихий – эффект усиления социального инстинкта |
| 3.1. | От магии к религиям стихий |
| 3.2. | Всемирный религиозный переворот |
| 3.3. | Инстинкт и социальный инстинкт |
| 3.4. | Усиление социальных инстинктов – следствие демографических сдвигов |
| 3.5. | Животное происхождение религиозного чувства |
| 3.6. | Первые космогонии |
| 3.7. | Мифы первых цивилизаций |
Глава IV. Идеологические религии – вершина эволюции религиозного сознания |
| 4.1. | Зороастризм |
| 4.2. | Иудаизм |
| 4.3. | Буддизм |
| 4.4. | Конфуцианство |
| 4.5. | Даосизм |
| 4.6. | Христианство |
| 4.7. | Ислам |
Глава V. О сходствах и различиях между идеологическими религиями |
| 5.1. | Общность происхождения |
| 5.2. | Мотивации |
| 5.3. | Цели |
| 5.4. | Отношение к власти |
| 5.5. | Борьба за идеалы |
| 5.6. | Крайний консерватизм |
| 5.7. | Нетерпимость |
| 5.8. | Корпоративная ограниченность |
| 5.9. | Моральный релятивизм |
| 5.1 . | Завершение религиозной революции сознания |
| 5.11. | Что способствовало превращению христианства и ислама в мировые религии |
Глава VI. Религиозная идеология – первый лик зрелого социального инстинкта |
| 6.1. | Истоки нравственного чувства |
| 6.2. | Генезис нравственного чувства |
| 6.3. | Нравственность и религиозное чувство |
| 6.4. | Бог как понятие |
| 6.5. | Что такое "духовность"? |
Глава VII. Национальная идеология – другой лик зрелой социальности |
| 7.1. | Понятие о нации |
| 7.2. | Возникновение национального чувства |
| 7.3. | Национализм и патриотизм |
| 7.4. | Национализм и нацизм |
| 7.5. | Расовые мифы нацистов – теория полой земли |
Глава VIII. Классовая идеология – третье "явление" социального инстинкта |
| 8.1. | Причины рождения марксистской доктрины |
| 8.2. | Идеологические опоры марксизма |
| 8.3. | Сущность добра и зла по Марксу |
| 8.4. | Религиозная атрибутика марксизма |
| 8.5. | Марксизм и национализм |
| 8.6. | Маркс как объект мифологии эпохи "научного коммунизма" |
Глава IX. Послесловие к идеологии |
| 9.1. | Сила и слабость тоталитарных идеологий |
| 9.2. | Антигуманная сущность тоталитарных идеологий |
Глава X. Коллективное сознание за пределами идеологий |
| 1 .1. | Т. Мор "Утопия" (Беседы, которые вел Гитлодей о наилучшем состоянии государства) |
| 1 .2. | Мифы истории |
| 1 .3. | Черная кошка в темном чулане |
| 1 .4. | Нострадамус – "дельфийский оракул" Нового времени |
| 1 .5. | Сладкая ложь гороскопов |
| 1 .6. | Мифология мошенников |
| 1 .7. | "Подданные" мифологии |
| 1 .8. | Мифотворчество как профессия |
| 1 .9. | К завершению дискуссии между Леви-Брюлем и Леви-Строссом |
Глава XI. Пробуждение мысли |
Заключение |
Мы живем в эпоху, знаменательную тем, что мировое сообщество,
само того не осознавая, начинает, наконец, сообразовываться с
принципами практического гуманизма. Оно достигло заметных
успехов в объединении усилий по созданию глобального рынка
технологий, производств, товаров и услуг. Свою приверженность
демократии декларируют (по крайней мере, на словах) все большее
число государств. Социальные барьеры рушатся даже там, где они
были непроницаемы на протяжении веков и тысячелетий. Меньшинства
и наименее защищенные категории общества обретают права,
уравнивающие их с большинством и "сильными мира сего". Еще не
окончательно, но во многом преодолены такие недруги разума и
человечности, как классовая и националистическая идеологии. И
лишь в одном аспекте общественного бытия идеи гуманизма остаются
невостребованными в должной мере. Вследствие чего человеческий
род продолжает ощущать себя разделенным множеством границ –
главным образом, религиозных и националистических предрассудков,
сложившихся в древности и Средние века. Более того, нет никаких
признаков того, что субъекты, разделяющие эти предрассудки,
готовы отказаться от стремления навязать свои представления,
идеалы и обычаи всему миру. Ниже рассматриваются причины, по
которым коллективное сознание оказывается столь консервативно
агрессивным элементом общественного существования, большей
частью остающегося враждебным гуманистическим идеям, а также
последствия этого неприятия.
Доктор физико-математических наук.
Вице-президент Российского
гуманистического общества. Автор теории универсального гуманизма.
Научные интересы – физика околоземного космического пространства.
Настоящая книга представляет собой раздел, содержащий анализ влияния гуманизма
на рождение, развитие и будущее демократии.