URSS.ru Магазин научной книги
Перейти на канал URSS
Обложка Ушаков Д.Н. Краткое введение в науку о языке Обложка Ушаков Д.Н. Краткое введение в науку о языке
Id: 227315
9.9 EUR

Краткое введение в науку о языке Изд. стереотип.

URSS. 2019. 152 с. ISBN 978-5-354-01567-2.
Газетная пухлая бумага

Аннотация

Предлагаемая читателям книга, написанная выдающимся советским лингвистом Д.Н.Ушаковым и представляющая собой изложение лекционного курса, прочитанного им на Московских женских педагогических курсах, на многие годы стала учебным пособием по общему языкознанию. В вводной части даются предварительные понятия о языке и языковедении. Далее автор рассматривает следующие вопросы: в чем состоит язык как известное психофизическое явление, какие ...(Подробнее)существуют языки, как возникает и как живет язык.

Книга предназначена лингвистам всех специальностей, историкам языка, студентам и аспирантам. Она также может быть полезна учителям русского языка и школьникам старших классов.


Оглавление
top
Предисловие
Вводная часть
Глава I.Предварительные понятия о языке и языковедении
 § 1.Названия науки о языке. Цель и предмет ее.
 § 2.Язык слов.
 § 3.Жизнь языка.
 § 4.Живые и мертвые языки.
 § 5.Родственные языки; язык и диалект.
 § 6.Литературный язык.
 § 7.Родство языков и родство рас; национальность.
 § 8.Связь языковедения с другими науками.
 § 9.Разделение языковедения.
 § 10.Грамматика школьная и научная. Психология, логика, грамматика.
 § 11.Язык и письмо.
 § 12.Из истории науки о языке.
 § 13.Содержание книги.
Отдел первый
Глава II. Звуки
 § 14.Физиология звуков речи.
 § 15.Звуки речи.
 §§ 16–25. Органы речи и их функции.
 § 26.Различия звуков речи по качеству.
 §§ 27–32. Гласные.
 § 33.Гласные чистые и носовые.
 § 34.Гласные с неполным голосом и без голоса.
 §§ 35-37. Согласные.
 § 38.Согласные шумные.
 § 39.Сонорные.
 § 40.Смягчение.
 § 41.Лабиализация.
 § 42.Слитные согласные.
 § 43.Различие гласных и согласных.
 § 44.Физиологическая классификация звуков речи.
 § 45.Различия звуков речи по количеству, высоте и силе.
 § 46.Слог.
 § 47.Звуки слоговые и неслоговые.
 § 48.Ударение.
 § 49.Слоговое свойство и выдыхательное ударение.
Приложение к главе II. Звуки русского языка
 § 50.Фонетика русского языка.
 §§ 51–53. Гласные звуки.
 § 54."Гласные" буквы.
 § 55.Согласные звуки.
 § 56."Согласные" буквы.
 § 57.Образчик фонетической транскрипции.
Глава III. Значения
 § 58.Психология речи.
 § 59.Произвольные и непроизвольные движения органов речи.
 § 60.Представления слов.
 § 61.Образование значений слов.
 § 62.Мышление.
 § 63.Процесс речи.
 §§ 64–66. Значения звуковой стороны языка.
 § 67.О значении языка для мышления и умственного развития человечества.
Глава IV. Формы
 § 68.Основа и формальная принадлежность.
 § 69.Формы словообразования и формы словоизменения.
 § 70.Два условия существования формы.
 § 71.Грамматические ассоциации.
 § 72.Отрицательная форма.
 § 73.Возможность отсутствия форм слов в языке.
 § 74.Формы сочетаний слов.
 § 75.Грамматические факты.
 §§ 76–79. Различные способы образования форм слов.
 §§ 80–83. Происхождение различных формальных принадлежностей.
 §§ 84–85. Морфологическая классификация языков.
Глава V. Слова
 § 86.Отдельное слово.
 § 87.Виды отдельных слов.
 § 88.Две классификации слов.
 § 89.Классы слов по значению.
 § 90.Классы слов по формам.
 § 91.Грамматические части речи в русском языке.
Глава VI. Предложение
 § 92.Суждение и предложение.
 § 93.Предложение полное и неполное.
 § 94.Члены суждения и члены предложения.
 § 95.Связка.
 § 96.Предложение грамматическое и неграмматическое.
 § 97.Отношение между предложениями.
 § 98.О синтаксическом "разборе".
Отдел второй
Глава VII. Языки
 § 99.Генеалогическая классификация языков.
 § 100.Индо-европейская семья.
 § 101.Распадение индо-европейского праязыка.
 §§ 102–112. Краткий перечень других семей и отдельных языков.
Глава VIII. Происхождение языка. Возникновение и исчезновение языков
 § 115.Вопрос о единстве происхождения человеческих языков.
 § 114.Вопрос о происхождении языка.
 § 115.Усвоение языка.
 § 116.Жизнь языка как явления физического, психического и общественного.
 § 117.Распадение и об'единение языков.
 § 118.Заимствования.
 § 110.Исчезновение языков.
 § 120.Общие языки. Литературный язык.
Глава IX. Жизнь языка
 § 121.Изменение фактов языка под влиянием факторов: фазического и психического.
 §§ 122-126. Изменение звуковой стороны слов.
 §§ 127-133. Изменение значений.
 §§ 114-139. Утрата слов и появление новых.
 §§ 140-146. Изменение форм слов.
Пособия
Указатель

Из предисловия к 1-му изданию
top

В нашем обществе очень мало научных сведений о языке: полным невежеством в этой области знания часто страдают люди, владеющие широким общим образованием и даже глубокими познаниями в других областях. Это происходит, главным образом, оттого, что научное языковедение – наука молодая и только сравнительно недавно (около полувека) нашла себе приют в высшей школе; в среднюю же школу она только начинает проникать.

Между тем научное изучение языка (которое нужно отличать от практического, напр., обучения языку для целей общения между людьми) может представить глубокий интерес и имеет немаловажное общеобразовательное значение, так как предметом этой науки является такая важная сторона духовной деятельности человека, как язык. Язык по своему происхождению и употреблению тесно связан как с мышлением человека, так и с его физическим строением, а в своем историческом развитии язык связан с историей говорящего на нем народа. Поэтому и наука о языке имеет связь с другими науками, изучающими как духовную и физическую природу человека, так и историю народов, а именно – с психологией и физиологией, с одной стороны, и с историей – с другой. Отсюда важное место научным сведениям о языке в кругу общего образования.

Наконец, в школе для преподавателя языка, в особенности родного, научное понимание языка вообще и научные сведения о преподаваемом языке в частности весьма необходимы. И не для того, чтобы сообщать их ученикам: они необходимы потому, что одни только они в состоянии помочь преподавателю поставить свой предмет – обучение языку – так, чтобы это был предмет живой, развивающий духовные способности и расширяющий умственный кругозор учащихся. Грамматика в школе часто приобретает характер мертвой схоластики именно потому, что понимание явлений языка, лежащее в основе школьного преподавания, далеко от научного. В частности, в преподаваемом под названием грамматики материале на каждом шагу встречается, например, смешение грамматики с логикой и отчасти с психологией. Полезно, разумеется, учить и логике и психологии, по вредно для дела, если преподающий думает, что обучает в это время грамматике. И если когда-либо ставятся вопросы, полезно ли учить грамматике, заключает ли она в себе какие-либо общеобразовательные элементы, когда и как учить ей, то, как бы ни решались эти вопросы, целесообразное решение их невозможно без ясного понимания, чему именно учит грамматика.

Опыт элементарного изложения главнейших основ науки о языке в целях общеобразовательных и представляет собою моя книга. Она слагалась в течение многих лет и литографировалась частями, начиная с 1902 года, сначала в связи с моим преподаванием в педагогических классах женских институтов (в Москве) введенного в них так называемого "специального" курса русского языка, а позже в связи с моими чтениями на женских педагогических и высших курсах. Содержание ее основано главным образом на лекциях моего покойного учителя, профессора Московского университета, академика Ф.Ф.Фортунатова, что читатель, знакомый с его "Общим курсом сравнительного языковедения", легко может заметить во многих местах моей книги.

Печатая результат своей преподавательской работы, я прежде всего желал дать в руки пособие своим слушательницам; но я решился выпустить его и "в свет" в том предположении, что он, может быть, пригодится для начинающего филолога, для старших классов средних учебных заведений, для учителей и, наконец, вообще для самообразования.

1913 г.

В последующие издания, в том числе и в настоящее, вносились небольшие поправки и дополнения.

Проф. Н.Ф.Яковлева благодарю за полезные указания.

1928 г.

Д.Ушаков.

Об авторе
top
photoУшаков Дмитрий Николаевич
Выдающийся советский лингвист, один из организаторов реформы русской орфографии, член-корреспондент АН СССР (1939). Родился в Москве, в семье врача-окулиста. Окончил историко-филологический факультет Московского университета с дипломом 1-й степени. В 1907–1930 гг. преподавал на кафедре русского языка Московского университета. Также преподавал на Высших женских педагогических курсах, в Высшей военно-педагогической школе, в Государственном институте слова и в других высших учебных заведениях. В 1903 г. стал одним из организаторов Московской диалектологической комиссии, был главным редактором ее изданий, а в 1915–1931 гг. был ее председателем. В 1934–1941 гг. заведовал кафедрой русского языка Московского института философии, литературы и истории.

Д. Н. Ушаков — автор многочисленных работ по языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии, лексикографии и истории русского языка. В 1911 г. в книге "Русское правописание" он впервые обосновал необходимость реформы русской орфографии, а в 1917–1918 гг. стал активным участником составления проекта орфографической реформы. Произошедшие в первые два десятилетия XX века революционные социальные преобразования значительно изменили словарный состав русского языка, и уже в 1920-е гг. была начата работа над толковым словарем русского языка, которую Д. Н. Ушаков выполнял как составитель и главный редактор. "Толковый словарь русского языка" в 4 томах выходил с 1935 по 1940 гг. и был отнесен специалистами к числу обязательных в перечне словарных изданий XIX–XX веков, то есть таких, без которых картина современного русского языка будет неполной. Д. Н. Ушаков также получил известность как замечательный педагог, создатель программ и учебников по русскому языку для начальной, средней и высшей школы.

Информация / Заказ
2024. 288 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!

Особенности 20-го выпуска:

- исправили предыдущие ошибки

- Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР

- В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек

10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот)

- Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее)


Информация / Заказ
Зиновьев А.А. ЗИЯЮЩИЕ ВЫСОТЫ
2024. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR

Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее)


Информация / Заказ
2022. 1656 с. Твердый переплет. Предварительный заказ! 

Впервые в свет выходит весь комплекс черновиков романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хранящихся в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Текст черновиков передаётся методом динамической транскрипции и сопровождается подробным текстологическим... (Подробнее)


Информация / Заказ
2023. 274 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR

Арабо-израильский конфликт, в частности палестино-израильский, на протяжении многих десятилетий определял политическую ситуацию на Ближнем Востоке. На современном этапе наблюдается падение значимости палестинской проблемы в системе международных приоритетов основных акторов. В монографии... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати

В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее)


Информация / Заказ
2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR

Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR

Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR

Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR

В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR

Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире.

Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее)