URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Международный НИИ проблем управления Проблемы теории и практики УПРАВЛЕНИЯ: Малый и средний бизнес: стратегия России и опыт Италии Обложка Международный НИИ проблем управления Проблемы теории и практики УПРАВЛЕНИЯ: Малый и средний бизнес: стратегия России и опыт Италии
Id: 227241
1268 р.

Проблемы теории и практики управления:
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: стратегия России и опыт Италии. №04/2017

Проблемы теории и практики УПРАВЛЕНИЯ: Малый и средний бизнес: стратегия России и опыт Италии URSS. 2017. 144 с. ISBN 2100012955348.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка
Содержание
top
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

Абел Аганбегян Что можно сделать в 2017 году, чтобы возобновить в России экономический рост? (с.9–14)

экономический рост, инвестиции, программа действий, структурные реформы
Раскрываются проблемы восстановления устойчивого и ускоренного социально-экономического роста России в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Предлагается комплекс мер, направленных на снижение инфляции, создание конкурентной среды, стимулирование инвестиций и экономического роста.
  • Главное, что должно быть сделано в 2017 году – это подготовлена программа действий для того, чтобы возобновить экономический рост – детальная программа с погодовой, а, может быть, даже квартальной разбивкой, что надо делать до 2020 года, и более укрупненными мерами на период до 2025 года.
  • Главной формой осуществления дополнительных инвестиций в основной капитал и в человеческий капитал должен быть инвестиционный кредит, поскольку это возвратные деньги, к тому же целенаправленно используемые под контролем серьезных коммерческих банков.
  • Рассматривая перспективы развития России, необходимо сознавать, что мы пока являемся относительно отсталой страной и по уровню экономического, и по уровню технологического, и особенно по уровню социального развития.

Владимир Дмитриев Российско-итальянское сотрудничество в области малого и среднего бизнеса: условия, приоритеты и институты (с.15–19)

российско-итальянское сотрудничество, малый и средний бизнес, институты и механизмы сотрудничества
Обобщаются условия улучшения партнерских отношений России и Италии, отмечается важность выстраивания совместных российско-итальянских институтов и механизмов сотрудничества. Особая роль отводится партнерству в области производства, инвестиций и инноваций, а также участию итальянских предприятий малого и среднего бизнеса в реализации планов развития в регионах России.
  • Устойчивость и позитивное развитие экономик России и Италии имеют для итальянских и российских деловых кругов особое значение, являются важными условиями для принятия ими решений о долгосрочных инвестициях в российскую и итальянскую экономики.
  • Россия имеет огромный потенциал для развития малого и среднего бизнеса во всех отраслях экономики и в региональном плане, раскрытие которого во многом упирается в финансовые проблемы, в вопросы кредитования такого бизнеса, его доступа к финансовым ресурсам.
  • В достижении целевых показателей принятой в России в 2016 г. Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г. большую роль могло бы сыграть сотрудничество с итальянскими малым и средним бизнесом, ассоциациями такого бизнеса.

Анатолий Аксаков Современное состояние и законодательные проблемы банковской системы Российской Федерации (с.20–25)

экономический рост, банковская система, кредитование, инвестиции, санация
Анализируются динамика и тенденции развития банковского сектора России за последние годы. Предложены стимулирующие меры по развитию долгосрочного банковского кредитования, а также законодательные изменения, позволяющие повысить эффективность функционирования банковской системы.
  • Динамика развития банковского сектора в последние годы формировалась под влиянием внешних шоков, кризисных процессов в российской экономике и применения более жестких стандартов в регулировании и надзоре. Все это отразилось на основных показателях и макропруденциальных характеристиках банковской деятельности.
  • Для повышения эффективности функционирования банковской системы России профильное законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании, для чего в частности необходимо: запустить новый механизм санации банков, реализовать концепцию пропорционального регулирования кредитных организаций, ликвидировать существующие правовые пробелы в сфере синдицированного кредитования, решить проблемы с секьюритизацией активов.
  • Стимулирующей мерой, направленной на развитие долгосрочного банковского кредитования, должно стать и дальнейшее совершенствование гражданского законодательства.

Розарио Алессандрелло Актуальное положение и перспективы сотрудничества малого и среднего бизнеса (с.26–34)

конкурентоспособность, малый и средний бизнес, иностранный капитал, итальянские предприятия, европейский перерабатывающий сектор, технологические инновации
Анализируются сильные и слабые стороны предпринимательства в Италии и России. Показано, что для сохранения первых позиций на мировом рынке итальянские предприятия малого и среднего бизнеса нуждаются в развитии современных технологий, а также в реформах и упрощении правительственных институтов Италии. Для изменения неудовлетворительной ситуации с малым бизнесом в России необходимо решить основные проблемы российского технологического рынка: дефицит квалифицированного персонала, недоработки актуального законодательства, недостаточный доступ к финансовым, инженерным и техническим ресурсам.
  • Италия является одной из самых конкурентоспособных стран с экстраординарным положением лидера в мировой торговле.
  • Сила итальянской производственной системы находится в первую очередь в малых и средних предприятиях (МСП) и в промышленных округах.
  • Существует убеждение в необходимости стимулирования участия иностранных капиталов в российской предпринимательской деятельности, и не только лишь ради капиталов как таковых, но также и потому, что это благоприятствует введению новых передовых технологий в российские организации и повышению эффективности бизнеса.

Максим Паршин Совершенствование системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2017 году: переход к новому качеству (с.35–42)

малое и среднее предпринимательство, Минэкономразвития России, государственная поддержка
Выделены основные меры поддержки малого и среднего предпринимательства, реализация которых запланирована в ближайшей перспективе. Особое внимание уделяется проблемам доступа бизнеса к услугам и сервисам, а также повышению качества оказания образовательной поддержки и информационному сопровождению предпринимательской деятельности.
  • В 2016 году принят ряд важных решений, направленных на повышение качества государственного регулирования деятельности малых и средних предприятий.
  • Развитие предпринимательства – это всегда развитие конкретного бизнеса на определенной территории. От своевременных и скоординированных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов развития напрямую зависит эффективность всех мер поддержки предпринимательской деятельности.
  • Созданная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства характеризуется разрозненностью и требует повышения эффективности и координации.

Мамикон Айрапетян Малый и средний бизнес как индикатор экономической активности (с.43–54)

малый, средний и крупный бизнес, мировой экономический цикл, экономическая политика, поддержка малого и среднего бизнеса
Рассматриваются проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в контексте мировых экономических циклов. Утверждается, что такой бизнес является ключевым индикатором совокупной экономической активности в стране, играет ведущую роль в периоды оживления и кризиса в экономике. Обоснована необходимость формирования в экономике оптимальных пропорций между крупным, средним и малым бизнесом.
  • Одна из ключевых структурных диспропорций в экономике, ведущих к кри-зису – это искаженные пропорции между крупным, средним и малым бизнесом. Кризис экономики России (ранее – Российской империи и СССР) имеет фундаментальные причины, связанные с дифференцированной, конфликтной моделью экономики, выстраиваемой по схеме «центр – периферия».
  • Для выхода из кризиса в России необходим сдвиг в экономической политике с макроуровня на микроуровень, увеличение числа малых и средних немонополи-стических компаний, обеспечивающих мультипликативное наращивание темпов экономического роста.
  • В целях развития и поддержки малого и среднего бизнеса следует ограни-чить неадекватное чрезмерно активное и пассивное поведение государства, осуществить концептуальный сдвиг экономики с макроуровня на микроуро-вень.

Антон Данилов-Данильян Некоторые вопросы институциональной поддержки развития малого и среднего бизнеса в России (с.55–61)

малый и средний бизнес, инвестиции, институты развития, ключевые показатели эффективности, финансовая грамотность
Исследуются текущий уровень развития, потенциал и направления роста сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) в России. Оцениваются некоторые положения правительственной Стратегии развития МСП до 2030 года. Вносятся предложения по институциональным решениям, направленным на поддержку развития этого сектора экономики, в частности, по изменению ключевых показателей эффективности для региональных властей и по организации повышения финансовой грамотности субъектов МСП.
  • Несмотря на программы господдержки кредитования МСП, доступность банковского кредитования для этого сектора экономики остается невысокой.
  • Создание новых, достойно оплачиваемых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений, высокая корпоративная социальная ответственность должны стать несравненно более приоритетными для государства целями, нежели рост числа раскрытых нарушений законодательства хозяйственными обществами.
  • Чрезвычайно полезно разработать новую государственную программу повышения финансовой грамотности предпринимателей, источником финансирования которой являлся бы не только федеральный бюджет, но и бюджеты субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также частные средства.

Михаил Мамута, Роман Марков «Развивать нельзя стагнировать»: где поставить запятую, или что делать с субъектами малого и среднего предпринимательства (с.62–68)

кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства, программы Банка России, рыночное фондирование банков
Проводится анализ развития малого и среднего предпринимательства с точки зрения инструментов и институтов его финансовой поддержки. Отмечены как циклические, так и контрциклические тенденции, повлиявшие на динамику становления и развития этого рынка во взаимосвязи с внешними и внутренними экономическими факторами. Приведены данные по кредитованию малых и средних предприятий, темпам прироста задолженности, в том числе просроченной, ставкам предоставления средств в течение ряда последних лет.
  • Можно утверждать, что необходимые условия для развития малого и среднего предпринимательства созданы, однако сделанное само по себе не гарантирует роста этого важного сегмента экономики страны.
  • Финансовые меры крайне важны для формирования рынка, придания развитию положительной динамики, но глобальная цель всегда однозначна – выведение рынка на траекторию роста в рыночной среде.
  • Перспективным направлением рыночного фондирования для любого банка, который кредитует субъекты МСП, можно считать инструмент секьюритизации соответствующих кредитов.

Анатолий Милюков Обеспечить заинтересованность в росте малого и среднего предпринимательства – основная задача (с.69–76)

развитие малого и среднего бизнеса, активизация кредитования, гарантии по кредитам, надзорные требования
Обобщаются меры по активизации кредитования для развития малого и среднего бизнеса, анализируются возможности для применения государственных гарантий. Затрагивается проблема регулирования и надзора за банками, снижающаяся активность банков в сфере кредитования бизнеса.
  • Многое в успешном развитии малого и среднего бизнеса зависит от организации работы ответственных за этот процесс государственных структур.
  • В последние годы в России получила широкое распространение система гарантийных фондов в регионах. Эта система становится приоритетом в деятельности Правительства РФ.
  • Необходимо создать в стране орган по проведению экономической реформы – Межведомственную комиссию по экономической реформе.

Марко Риччери Роль малых и средних предприятий в развитии экономики (с.77–83)

малые и средние предприятия, международное сотрудничество, система поддержки малого и среднего предпринимательства
Формулируются стратегические цели международного сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП). Раскрываются организационные формы и методы поддержки и развития МСП. Для повышения эффективности системы поддержки МСП предлагаются меры, касающиеся их создания, консультирования, оценки достигнутых результатов и обучения персонала.
  • Сопоставление, взаимодействие, синергия таких различающихся между собой экономических систем, как российская и итальянская, могут стать весьма продуктивными при наличии у обеих сторон доброй воли и готовности учитывать интересы партнера.
  • Необходимо проведение ежегодных конференций по оценке деятельности МСП и освоению местных ресурсов с участием всех госучреждений и общественных организаций, заинтересованных в успешном развитии МСП на территории РФ.
  • Для обеспечения эффективности МСП высококачественный комплекс услуг играет решающую роль, более важную, на наш взгляд, чем собственно финансовая помощь.

Витторио Торрембини Отраслевые направления российско-итальянского сотрудничества в сфере малого и среднего бизнеса (с.84–88)

модели развития инвестиций, агропромышленный комплекс, строительство, электрика, станкостроение, нефтехимия, фармацевтика
Рассматриваются современные модели привлечения инвестиций в создание в России предприятий с иностранным капиталом. Излагаются конкретные предложения по развитию ключевых отраслей российской экономики.
  • Российская промышленная система, как следствие тяжелейшего кризиса девя-ностых годов, состоит преимущественно из крупных сырьевых компаний с очень низким уровнем производственной специализации и модернизации.
  • Необходимо обратить внимание на рынок сбыта продукции, поскольку именно он до сих пор сдерживает многих наших потенциальных инвесторов. В данном смысле создание дискуссионных групп с торговыми сетями важнее, чем возможные пособия, предоставляемые столь щедро российским правительством.
  • Поддержка и соответствующие инструменты требуются, только если проекты в действительности оправданы экономически, поэтому одним из лучших предложений можно считать создание Агентства по технологическому развитию, работающего исходя из решающих проектных показателей тех компаний, которые призваны их осуществить.

Михаил Ершов, Анна Танасова, Виктор Татузов Малый и средний бизнес в России: некоторые актуальные финансовые аспекты и перспективы (с.89–95)

малый и средний бизнес, система финансовой поддержки МСП, корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства
Рассматривается формирование системы финансовой поддержки малых и средних предприятий (МСП) в 2000-е гг., в том числе деятельность МСП-банка. Показано отставание России как от ведущих стран, так и от ряда государств — членов ЕАЭС по месту МСП в экономике и внешнеэкономических связях. Делается вывод о том, что те проблемы, с которыми сталкиваются МСП в России, во многом связаны с текущей денежно-кредитной политикой и высокими ставками по кредитам. При этом предлагается ряд шагов, необходимых для успешной реализации ориентиров, сформулированных Правительством РФ.
  • Россия отстает как от ведущих стран, так и от ряда государств-членов ЕАЭС по месту МСП в экономике и внешнеэкономических связях.
  • Проблемы, с которыми сталкиваются МСП в России, во многом связаны с текущей денежно-кредитной политикой и высокими ставками по кредитам.
  • В России в последние годы снизился объем как выданных кредитов, так и портфель задолженности МСП (в % к ВВП). С учетом негативной динамики ситуация остается сравнительно менее благополучной даже по отношению к ряду стран ЕАЭС.

Александр Виленский Федеральный и региональный аспект поиска новой политики в отношении малого и среднего предпринимательства России (с.96–102)

малое и среднее предпринимательство (МСП), стратегия развития, государственная поддержка, структурная перестройка экономики, регионы
Анализируется Стратегия развития малого и среднего предпринимательства РФ до 2030 г. По мнению автора, в ней игнорируются факты того, что сложившаяся структура российской экономики с прямым и косвенным доминированием в ней добывающей промышленности отторгает малое и среднее предпринимательство. Нарастающий разрыв между зарегистрированными и реально работающими субъектами МСП является наглядной иллюстрацией неадекватности государственной политики реальным потребностям самих МСП.
  • Рост бюджетных ассигнований на меры политики поддержки МСП в России, разработка новых концепций институционального строительства («дорожные карты» и т.п.) не сопровождались адекватным ростом числа, а главное – вклада МСП в ВВП и занятость.
  • В сфере МСП проявился необычный для России феномен – существенно упал спрос на кредиты со стороны субъектов МСП. Кредиты для МСП дешевеют, получить их стало проще, но спрос на заемное финансирование падает.
  • Необходимо законодательно закрепить обязательность использования принципов типизации субъектов МСП по уровням хозяйственной зрелости и видам экономической деятельности в целях усиления адресности мер государственной политики по развитию малых форм хозяйствования.

Александр Ермошин Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса России (с.103–111)

интернационализация, экспорт, поддержка малого и среднего бизнеса, итальянский бизнес, система «экспортного лифта»
Анализируется текущая ситуация в сфере интернационализации малого и среднего бизнеса, а также существующие инструменты и механизмы его поддержки. Представлен обзор перспектив взаимодействия малых и средних предприятий России и Италии.
  • Важной задачей, решение которой может существенно повлиять на рост национальной конкурентоспособности Российской Федерации, является коммерциализация на международных рынках инновационных продуктов и услуг, созданных малыми инновационными предприятиями.
  • В настоящее время в большинстве случаев продвижение на международные рынки и развитие экспортной деятельности не является актуальным приоритетом для малых и средних предприятий России, что обусловлено различными причинами – от нехватки внутренних ресурсов до недооценки собственного экспортного потенциала.
  • Региональные интегрированные центры совместно с Центрами поддержки экспорта должны формировать и поддерживать благоприятную информационную среду для МСП, стремящихся выйти на глобальные рынки, создавать и продвигать базы данных и предложения о сотрудничестве региональных малых и средних предприятий, распространять "истории успеха".

Евгений Бухвальд Новой стратегии – новую законодательную основу (с.112–118)

малое и среднее предпринимательство (МСП), государственная поддержка, стратегическое планирование
Рассматриваются предпосылки успешной реализации Стратегии МСП России до 2030 г., связанные с дальнейшим развитием правовых основ государственной политики развития и поддержки МСП, а также с интеграцией этой политики в формирующуюся систему стратегического планирования в стране. Автор акцентирует внимание на необходимости дальнейшего уточнения системы субъектов МСП, самого понятия «государственная поддержка МСП», а также последовательной ориентации целей и средств этой политики на различные типы регионов России.
  • Существенным правовым пробелом представляется закрепленная ныне в ФЗ—209 универсальная схема структурирования субъектов МСП — единообразно по всем видам экономической деятельности. Это явно не соответствует экономическим реалиям развития сектора МСП в современной экономике.
  • Наблюдаемый ныне акцент мер государственной поддержки на «стартующие» МСП (три года без налогов, без проверок и пр.) часто ведет к тому, что наиболее выгодным для предпринимателей становится не длительное развитие и инвестирование своих предприятий, а их «револьверное» открытие, закрытие и вновь открытие малых предприятий.
  • Очевидным правовым и управленческим недоразумением следует считать то, что ФЗ—209 трактует полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития МСП практически единообразно для всех видов муниципальных образований.

Баграт Ерзнкян, Наталья Егорова Малый бизнес как фактор активизации инвестиционных и инновационных процессов на основе механизма государственно-частного партнерства (с.119–126)

малый бизнес, государственно-частное партнерство, фактор активизации, институциональный механизм, инвестиции, инновации, согласование экономических интересов
Раскрывается роль малого бизнеса как составной части институционального механизма, нацеленного на активизацию инвестиционных и инновационных процессов. Показано, что эффективность малого бизнеса как фактора активизации обеспечивается взаимодействием четырех механизмов — институционального, кредитно-инвестиционного, налогового и конкурентного. Особое внимание уделяется согласованию экономических интересов всех, включая малый бизнес, участников государственно-частного партнерства.
  • Сочетание малого бизнеса с государственно-частным партнерством (ГЧП) как составных частей более общего институционально-рыночного механизма является значимым фактором активизации инвестиционных и инновационных процессов.
  • Успешность активизации обеспечивается взаимодействием институционального механизма с тремя иными механизмами — кредитно-инвестиционным, налоговым и конкурентным.
  • Комплексное рассмотрение всех этих механизмов способствует решению проблемы согласования экономических интересов вовлеченных в процесс активизации малых фирм и участников ГЧП.

Олег Сухарев Малый бизнес и мотивы его развития в России (с.127–138)

малый бизнес, мотивы развития, планирование стратегии развития, стимулирование бизнеса, структура бизнеса по видам деятельности
Исследуется вопрос об условиях, динамике и структуре развития малого бизнеса в России. По мнению автора, малый бизнес не является ведущим фактором экономического роста в России, более того, развитие этой формы бизнеса зависимо от многих институциональных условий и детерминируется состоянием крупного и среднего бизнеса. Малый бизнес не является самоцелью и зависим от многих условий, включая мотивы бизнес-поведения и институты развития экономики.
  • Ошибки в определении приоритетов развития, отсутствие концентрации усилий и ресурсов по направлениям развития, а также недостаточное финансирование являются главными институциональными причинами раскоординации программ развития экономики.
  • Учет различных мотивов и институтов необходим при выстраивании стратегии развития малого бизнеса, но чтобы получить научно обоснованную стратегию, требуется повести сначала диагностику состояния системы, выявить некоторые закономерности изменения ее структуры, чтобы понимать возможности и быть способным подобрать инструменты управления.
  • Следует решать проблемы стимулирования малого бизнеса не в общем, а в конкретных видах деятельности отдельно, ибо специфика функционирования данных видов деятельности и бизнеса в них выступает имманентным ограничением на его развитие.

Марк Бернардини Выборы в Европе и экономические последствия для России (с.139–141)

Евросоюз, импортозамещение, санкции, торговый обмен
Рассматривается экономическая и политическая ситуация, сложившаяся в Европе за последние годы, которая серьезно затрудняет торгово-экономические отношения с Россией. Показано, что секторальные санкции в отношении России значительно сократили торговый оборот Италии и России, его восстановление во многом зависит от политических решений.
  • Торговый обмен с ЕС сократился, а с США — то есть с инициаторами санкционной политики — наоборот увеличился.
  • Когда и если санкции будут сняты, вернуть былые позиции будет очень сложно.
  • В Италии есть основания полагать, что произойдет раскол в правящей Демократической партии, что может повлиять на будущие выборы, как с точки зрения сроков, так и результатов.
  • За санкции выступают не правые и не левые, а евроатлантическая олигархия. Либо ЕС изменится в корне и вернется к своим исконным ценностям, либо его просто не станет.
Contents
top
SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS

Abel Aganbegyan What Can Be Done in 2017 to Revive Economic Growth in Russia? (pp.9–14)

economic growth, investment, program of action, structural reforms
Problems of reviving sustainable and accelerated socioeconomic growth in Russia in short- and long-term perspective are addressed. A set of measures is advanced which are aimed to lower inflation, create a competitive environment, encourage investment and economic growth.

Vladimir Dmitriev Russian-Italian Cooperation of Small and Medium-Sized Businesses: Conditions, Priorities and Institutions (pp.15–19)

Russian-Italian cooperation, small and medium-sized business, institutions and mechanisms of cooperation
Conditions leading to improve partnership relations between Russia and Italy are summarized, the importance of setting up joint Russian-Italian cooperation institutions and mechanisms is underlined. Special role is allotted to partnership in production, investment and innovation, also to Italian small and medium-sized enterprises’ participation in implementing development plans in Russian regions.

Anatoly Aksakov The Modern Condition and Legal Problems of Russian Federation’s Banking System (pp.20–25)

economic growth, banking system, crediting, investment, bank resolution
The dynamics and trends of Russia’s banking sector development in recent years are analyzed. Stimulating measures to develop long-term bank crediting and legislative changes allowing to improve banking system performance are proposed.

Rosario Alessandrello The Current Condition and Cooperation Prospects of Small and Medium-Sized Business (pp.26–34)

competitiveness, small and medium-sized business, foreign capital, Italian enterprises, European process sector, technology innovation
Merits and flaws of entrepreneurship in Italy and Russia are researched. It is shown that in order to remain leading in the world market, Italian small and medium-sized enterprises are in need of modern technologies development, of reforms to be undertaken and Italian governmental institutions to be simplified. To reverse the dissatisfactory situation in small business main problems of the Russian technology market - skilled staff shortage, deficiencies of current legislation, insufficient access to financial, engineering and technical resources - have to be resolved.

Maxim Parshin Improving State Support System for Small and Middle-Sized Business in 2017: Transition to a New Quality (pp.35–42)

small and medium-sized business, Ministry of Economic Development of the Russian Federation, state support
Key measures of support for small and middle-sized enterprises planned to be realized in the nearest future are emphasized. Special attention is paid to the access of business to services, to quality upgrading of educational and information support for entrepreneurship.

Mamikon Ayrapetyan Small and Middle-Sized Business as Economic Activity Indicator (pp.43–54)

small, medium-sized and big enterprises, global economic cycle, economic policy, support for small and middle-sized business
Problems of development and support for small and medium-sized business in the context of global economic cycles are investigated. The author asserts that this business is a crucial indicator of the country’s aggregate economic activity, and plays a leading role in boom and crisis periods in the economy. The need is substantiated to shape optimal proportions between big, medium- and small-sized enterprises.

Anton Danilov-Danilyan Selected Issues Concerning Institutional Support for Small and Medium-Sized Enterprises Development in Russia (pp.55–61)

small and middle-sized business, investment, development institutions, key efficiency indicators, financial literacy
The current development level, the potential and development trends of small and medium-sized enterprises (SME) sector in Russia are researched. Several provisions of the governmental Strategy for Development of Small and Medium Entrepreneurship (SME) until 2030 are evaluated. Proposals are made concerning institutional decision making aimed to support the development of this economic sector. They imply, in particular, a change of key efficiency indicators for regional authorities, and improvement of SME agents’ financial literacy.

Mikhail Mamuta, Roman Markov “Develop Impossible to Stagnate”: Where to Write a Comma, or What Should Be Done with Small and Medium-Sized Business Agents? (pp.62–68)

crediting of small and medium-sized entrepreneurship agents, program of the Bank of Russia, market funding of banks
The authors deal with small and middle-sized business evolution from the standpoint of tools and institutions of its financial support. Cyclical and counter cyclical trends are highlighted, which impact on the making and development dynamics of this market in connection with external and internal economic factors. Data is cited on crediting small and medium-sized enterprises, their indebtedness growth rate (overdue indebtedness included), funds provision rate over recent years.

Anatoly Milyukov The Basic Goal Is to Assure the Interest in Small and Medium-Sized Business Growth (pp.69–76)

small and medium-sized business development, activation of lending, loan guarantees, supervisory requirements
Measures to activate lending for the sake of small and medium-sized business development are summarized, the chances of public guarantees application are analyzed. Regulation and bank oversight problems, decreasing bank activity in business lending are addressed.

Marco Ricceri The Role of Small and Medium-Sized Enterprises in Development (pp.77–83)

small and medium-sized enterprises, international cooperation, support system for small and medium-sized business
Strategic goals in international cooperation of small and medium-sized enterprises (SME) are formulated. Organizational forms and methods of support and development of SME are unveiled. In order to increase the efficiency of SME support system, measures are advanced, which embrace their setting up, consulting, evaluation of results attained, and staff training.

Vittorio Torrembini Sectoral Directions of Russian-Italian Cooperation in Small and Medium-Sized Business (pp.84–88)

models of investment development, agroindustrial complex, construction, electrical engineering, machine-tool industry, petrochemistry, pharmaceutics
Up-to-date models are examined of attracting investment to set up enterprises with foreign capital in Russia. Specific proposals to develop key branches of Russian economy are cited.

Mikhail Ershov, Anna Tanasova, Victor Tatuzov Small and Medium-Sized Enterprises in Russia: Several Topical Financial Aspects and Perspectives (pp.89–95)

small and medium-sized enterprises, financial support system for SME, corporation of small and medium-sized business development
The making of the system of financial support for small and medium-sized enterprises (MSE) in the 2000s is traced, including SME bank operation. The authors demonstrate Russia’s lagging behind both leading and several Eurasian Economic Union (EAEU) countries in the place SME occupies in the economy and foreign economic ties. They draw the conclusion that the problems SME are facing in Russia are, to a great extent, due to the country’s current monetary policy and high credit rates. They propose to take a series of steps necessary to ensure successful implementation of objectives formulated by the RF Government.

Alexander Vilensky Federal and Regional Aspects of the Search for a New Policy towards Russian Small and Medium-Sized Enterprises (pp.96–102)

small and medium-sized enterprises (SME), development strategy, state support, structural adjustment of the economy, region
The RF Strategy for Development of Small and Medium Entrpreneurship (SME) until 2030 is investigated. According to the author, it ignores that the established structure of Russian economy implying direct and indirect domination of extractive industry repulses small and medium-sized business. The growing gap between the registered and actually operating SME agents is illustrative of inconformity of state policy with SME real needs.

Alexander Ermoshin Export Potential of Russian Small and Medium-Sized Business (pp.103–111)

internationalization, export, support for SME, Italian business, export lift system
The article is devoted to the analysis of the current situation in the sphere of SME internationalization, it highlights existing tools and mechanisms of support for this business. It also reviews interaction prospects between Russian and Italian small and medium-sized enterprises.

Evgeni Bukhvald A New Legal Framework for the New Strategy (pp.112–118)

small and medium-sized enterprises (SME), state support, strategic planning
The article features the prerequisites for a successful implementation of SME Strategy of Russia until 2030, which are associated with further development of the legal base of state policy aimed at SME development and support, and also with integrating this policy into the country’s emerging strategic planning system. The author centers on the need to further specify the system of SME agents and the very concept of "state support for SME" as well as on a consistent focus on bringing the purposes and means of this policy into compliance with various types of Russian regions.

Bagrat Yerznkyan, Natalya Egorova Small Business as Factor of Activating Investment and Innovation Processes on the Basis of Public-Private Partnership (pp.119–126)

small business, public-private partnership, activating factor, institutional mechanism, investment, innovation, matching of economic interests
The role of small business is disclosed as an integral part of the institutional mechanism targeted at enhancing investment and innovation processes. It is shown that the efficiency of small business as activating factor is provided by the interaction of four mechanisms – institutional, credit and investment, taxation, and competitive. Particular attention is paid to matching economic interests of all public-private partnership members, including those of small business.

Oleg Sukharev Small Business and Motives for Its Development in Russia (pp.127–138)

small business, development motives, development strategy planning, business promotion, business structure by operation types
The author researches the conditions, dynamics and structure of small business development in Russia. He argues that small business is not the leading factor of economic growth in Russia, moreover, the evolution of this business form depends on many institutional conditions and is determined by the condition big and middle-sized capital is in. Small business is not a goal in itself, it is contingent upon many conditions, including motives of business behaviour and institutions of economic development.

Mark Bernardini Elections in Europe and Economic Consequences for Russia (pp.139–141)

European Union, import substitution, sanctions, trade turnover
The author deals with the economic and political situation, which has emerged in Europe in recent years and which heavily hinders trade and economic relations with Russia. He shows that sectoral sanctions against Russia have substantially reduced the trade turnover of Russia and Italy, its restoration depends, in large measure, on political decision making.