КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Чернявская В.Е., Молодыченко Е.Н. Речевое воздействие в политическом, рекламном и интернет-дискурсе
Id: 226131
 
399 руб.

Речевое воздействие в политическом, рекламном и интернет-дискурсе

URSS. 2017. 176 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-9710-4630-1.

Учебник представляет теоретически обоснованные и практически проверенные речевые приемы для оптимального достижения коммуникативно обусловленных целей. Формируется представление о существенной роли языкового аспекта в социальном воздействии. Через анализ языкового выражения вскрываются политические, экономические, идеологические интересы использующего язык человека / группы лиц. Тематически схожие вопросы рассматриваются обычно в предметном разделении на риторику, прагмалингвистику, теорию дискурса, конфликтологию. В отличие от других учебных и справочных изданий разные формы речевого воздействия: прямое, скрытое, аргументация, манипуляция, суггестия, персуазивность — показаны в связи с теми коммуникативными практиками, в которых установка на воздействие является доминантной: политика, реклама, СМИ, дискурс потребления. Формируются новые речевые компетенции, дополняющие базовые профессионально ориентированные компетенции специалистов. Реализуется объяснительный принцип в представлении теоретических положений от «знаю-что» к «знаю-как».

Содержание учебника соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Издание адресовано студентам вузов, обучающимся по направлениям лингвистика /лингвистическая экспертиза, реклама и связи с общественностью, менеджмент, политология, социология, а также специалистам в области риторики, конфликтологии, теории коммуникации.

Авторский вклад: Теоретическое введение, Разделы 1, 2 (п. 2.1, 2.3–2.5), 3, 4 — В.Е. Чернявская; Разделы 2 (п. 2.2), 5, 6 — Е.Н. Молодыченко.


Оглавление
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ
Цель, задачи, принципы анализа, целевая аудитория9
ЧАСТЬ I
Формы, стратегии, средства речевого воздействия13
РАЗДЕЛ 1
Язык как инструмент воздействия в обществе15
  1.1. Язык как инструмент воздействия: "знаю, почему"15
  1.2. Язык как инструмент воздействия: "знаю, как"18
  1.3. Речевое воздействие: основные формы и направления анализа25
  1.3.1. Риторика как наука о речевом общении25
  1.3.2. Персуазивность и суггестивность как способы языкового воздействия28
  1.3.3. Речевые манипуляции: к определению понятия34
  1.3.4. Пропаганда: к определению понятия38
  1.3.5. Нейро-лингвистическое программирование39
  Литература для углубленного чтения к Разделу 141
РАЗДЕЛ 2
Воздействующая речь: основные средства43
  2.1. Лексические средства44
  2.1.2. Эвфемизмы и дисфемизмы45
  2.1.3. Интенсификация и генерализация оценки46
  2.1.4. Стереотипы, ключевые слова, ярлыки47
  2.1.5. Семантически пустые слова55
  2.1.6. Опора на авторитет науки56
  2.2. Грамматико-синтаксические средства58
  2.2.1. Манипулирование ролями субъекта и объекта действия59
  2.2.2. Субъектные и бессубъектные высказывания60
  2.2.3. Диалогизация и обращенность речи62
  2.3. Имплицитная информация и скрытые смыслы66
  2.3.1. Импликатуры связной речи и импликации67
  2.3.2. Пресуппозиция как скрытая посылка70
  2.4. Конструирование контекстов72
  2.5. Лингвистическая экспертиза продуктов речевой деятельности75
  Литература для углубленного чтения к Разделу 278
РАЗДЕЛ 3
Формат речи как средство воздействия79
  Литература для углубленного чтения к Разделу 387
РАЗДЕЛ 4
Стратегии и тактики воздействующей речи: общая характеристика89
  4.1. Коммуникативная иерархия: стратегия -- тактика -- средство89
  4.2. Типичные средства и тактики речевого воздействия92
  Литература для углубленного чтения к Разделу 4100
ЧАСТЬ II
Коммуникативные практики речевого воздействия101
РАЗДЕЛ 5
Речевая агрессия в политическом дискурсе103
  5.1. Во власти дискурса104
  5.2. Публичная речь как инструмент воздействия109
  5.2.1. Задачи публичной речи110
  5.3. Коммуникативно-прагматические характеристики и типичные приемы конфронтационной риторики114
  5.3.1. Редукционизм114
  5.3.2. Эмоциональность и оценочность117
  5.3.3. Гиперболичность120
  5.3.4. Смысловая неопределенность123
  5.3.5. Метафоричность127
  5.3.6. Гипотетичность130
  5.3.7. Детализация и конкретизация133
  5.4. Создания образа врага как основная стратегия в политической конфронтации136
  5.4.1. Создание круга "чужих"136
  5.4.2. Создание фантомной угрозы139
  5.4.3. Демонизация врага140
  Литература для углубленного чтения к Разделу 5142
РАЗДЕЛ 6
Культура продвижения: позиционирование товаров и создание образа потребителя143
  6.1. От дискурса рекламы к дискурсу продвижения143
  6.2. Рекламная направленность современных текстов147
  6.3. Новые интернет-СМИ: стратегии создания идеального потребителя149
  6.3.1. Оценка и ценности151
  6.3.2. Образ адресата-потребителя154
  6.3.3. Обольщение и солидарность157
  Литература для углубленного чтения к Разделу 6160
Библиография161
Источники167

Об авторах
Чернявская Валерия Евгеньевна
Доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Специалист в области теории и методологии исследований текста, речевых методов извлечения и структурирования информации в тексте. Автор книг «Лингвистика текста. Лингвистика дискурса» (М.: URSS), «Текст в медиальном пространстве» (М.: URSS), «Научный дискурс: Выдвижение результата как коммуникативная и языковая проблема» (М.: URSS), «Дискурс власти и власть дискурса: Проблемы речевого воздействия».
Молодыченко Евгений Николаевич
Кандидат филологических наук, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Специалист в области дискурса консьюмеризма, речевых технологий в политической коммуникации. Соавтор (вместе с В. Е. Чернявской) монографии «История в дискурсе политики: Лингвистический образ „своих“ и „чужих“» (М.: URSS) и учебника «Речевое воздействие в политическом, рекламном и интернет-дискурсе» (М.: URSS).