КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Поппер К. Вся жизнь --- решение проблем: О познании, истории и политике
Id: 225953
 

Вся жизнь — решение проблем: О познании, истории и политике

URSS. 2017. 304 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-9710-4854-1.
Книги с пометкой "В печати" можно добавлять к заказу. Их стоимость и доставка не учитываются в общей стоимости заказа. Когда они поступят в продажу, мы обязательно уведомим Вас.

Настоящая книга включает ряд избранных работ влиятельнейшего мыслителя XX века К. Р. Поппера, посвященных ключевым философским проблемам, занимавшим его в разные годы жизни. Одна ее часть сконцентрирована вокруг вопросов естествознания: в ней приводятся рассуждения автора о философии науки, теории познания, границах научного познания, проблемах взаимодействия биологии, химии и физики. Другая часть книги содержит мысли об истории и политике: здесь ставятся вопросы о мире и возможности войны в наше время, свободе, ответственности и смысле истории, демократии и открытом обществе.

Для всех собранных в издании работ характерны ясность мысли и простота изложения, всегда высоко ценившиеся автором. Подборка статей и подача материала определялись самим Поппером и его ближайшими коллегами в последний год его жизни. Большая часть текстов публикуется на русском языке впервые.

Эта книга, таким образом — своего рода философское завещание автора и последнее недостающее звено в издании его работ на русском языке. Это лучший путеводитель по философской системе Поппера, составленный им самим из наиболее чистых, выстраданных за долгие годы жизни идей.


Оглавление
Предисловие
Раздел I. Вопросы познания природы
1.Учение о науке с точки зрения теории развития и логической
2.Научная редукция и сущностная неполнота науки
3.Замечания реалиста к проблеме тела и души
4.Теория познания и проблема мира
5.Теоретико-познавательная позиция эволюционной теории познания
6.Кеплер: его метафизика Солнечной системы и его эмпирическая критика
Раздел II. Мысли об истории и политике
7.К теме свободы
8.Об историографии и смысле истории
9.О теории демократии
10.Замечания к теории и практике демократического государства
11.Свобода и интеллектуальная ответственность
12.Вся жизнь – решение проблем
13.Против цинизма в интерпретации истории
14."Войны ведутся ради мира"
15.Мысли о крахе коммунизма: попытка понять прошлое и обрисовать будущее
16.О необходимости мира
Именной указатель
Предметный указатель

Предисловие

Данный сборник статей и речей можно рассматривать как продолжение моей книги "В поисках лучшего мира" ("Auf der Suche nach einer besseren Welt"), которая также вышла в свет в Мюнхене в издательстве "Piper". Обе книги включают статьи, одна часть из которых сконцентрирована вокруг естествознания, другая – вокруг истории или политики. Название этой книги ("Вся жизнь – решение проблем") является также названием еñ 12Íй главы – главы, которая хоть и является небольшой по объему, но оказала существенное влияние на "Резюме в качестве предисловия", предпосланное мною к упомянутому выше сборнику работ.

Впрочем, предисловию в настоящем сборнике работ я пытался придать большее значение, чем то, что обычно имеют предисловия.

Отбор глав – коллективная работа моей ассистентки Мелитты Мью (Melitta Mew) и доктора Клауса Штадлера (Klaus Stadler) из издательства "Piper".

I

"Вопросы познания природы" – так называется первый раздел настоящей книги. Преимущественно в нем речь идет о биологии, над которой я здесь размышляю, и о непостижимом богатстве форм жизни.

Чем глубже мы проникаем в какую-либо из многочисленных сфер биологии – с какой бы то ни было стороны – тем непостижимее оказывается богатство форм биологических структур на каждом уровне и тем поразительнее их гармоническая согласованность.

Последняя глава первого раздела посвящена Иоганну Кеплеру – великому искателю гармоний в физическом творении Бога и великому открывателю трех кеплеровских законов, которые в высшей степени абстрактно, но в то же время в высшей степени гармонично определяют движения планет. Среди трех духовных исполинов – современников Галилея и Кеплера и их последователя Ньютона, которые вместе и наряду с другими создали наше естествознание, – Кеплер является, возможно, самым великим. Безусловно, он весьма интересная, открытая, скромная личность. Все трое были страстными искателями и неутомимыми работниками; все трое упорно трудились; часто такая работа разочаровывала их надолго, но они были щедро за это вознаграждены большой удачей первооткрывателя, который видел мир в новом свете: иначе, прекраснее, гармоничнее и лучше, чем кто-либо другой до него – и который, кроме того, знал, что его упорная работа была вознаграждена удачей, почти незаслуженной удачей, так как это ведь могло бы иметь и совершенно иной результат.

Кеплер один среди этих трех исполинов не только всñ это пережил, но и старательно и откровенно запротоколировал. И он, как никто другой, понимал, что греческие мыслители с самого начала, от Фалеса до Аристотеля, Аристарха и Птолемея, были старомодными. Они завещали свои весьма смелые идеи Копернику, ставшему образцом для Кеплера.

Чрезмерная скромность всегда помогала ему – больше, чем обоим другим – осознавать свои ошибки и учиться на своих ошибках; ошибках, которые были преодолены только огромными усилиями. Каждый из троих был исполином, каждый из них своим особенным образом был опутан глубоким суеверием. (Слово "суеверие" мы можем применять здесь с большой осторожностью, подразумевая под ним знание о том, как мало мы знаем и как верно, что мы сами опутываем себя различными формами суеверия, не осознавая этого.) Галилей был опутан глубокой верой в естественное круговое движение – в буквальном смысле верой, которую Кеплер преодолел в себе и в астрономии в ходе продолжительной борьбы. Ньютон написал фундаментальный труд о традиционной (преимущественно библейской) истории человечества, которую он со всей очевидностью скорректировал в датах, руководствуясь принципиально суеверием. А Кеплер был не только астрономом, но и астрологом – и потому он был отвергнут Галилеем, а равно и многими другими.

Но астрология – суеверие Кеплера – была преодолена им самим в ее догматических формах: он был самокритичным астрологом. Он учил, что судьба, предсказываемая звездами, не является неизбежной, а может быть преодолена нашей нравственной волей. Это значительная уступка критикам астрологии. Вероятно, из этих троих исполинов он был в своем суеверии наименее догматичным.

II

Второй раздел этой книги называется "Мысли об истории и политике". Он составлен из случайно подобранных работ. Он не содержит никаких советов или рецептов – по меньшей мере непогрешимых – но в нем представлена точка зрения на вопрос об ответственности.

Разумеется, я – за демократию, но не в том значении, какое подразумевают большинство ее представителей. Уинстон Черчилль какÍто заметил: "ДемократияChurchill-ch00 – наихудшая форма правления, за исключением всех иных форм правления". У нас нет ничего лучшего, чем решение большинства. Правительство большинства ответственно, коалиционное правительство уже значительно менее ответственно, а правительство меньшинства – еще меньше.

"Демократия" в значении "власти народа" почти никогда не существовала, а если даже и существовала, то была безответственной диктатурой произвола. Правительство может и должно быть ответственным перед народом. Власть народа не способна на это и безответственна.

Стало быть, я – за демократически избранное конституционное правительство: это нечто совершенно иное, чем власть народа. И я за ответственное правительство: правительство, которое несет ответственность в первую очередь перед своими избирателями и – что, может быть, еще важнее – морально ответственно перед человечеством. Никогда не было так много и такого страшного оружия в столь многочисленных безответственных руках. В тысячи раз больше, чем после двух мировых войн. За такое положение дел и за то, что наши ведущие политики с этим мирятся, они несут ответственность перед нами. В этом мы должны их всех обвинять.

Ведь большинство наших ведущих политиков легко бы могли изменить это положение дел. Однако они уже переняли постоянно ухудшающуюся изÍза гонки вооружений, осуществляемой сумасбродными руководителями, мировую ситуацию от своих предшественников; и они, как кажется, – хоть и неохотно – смирились с этим положением дел. И, видимо, вмешательство в него опасно и сомнительно. Поэтому об этом говорят, насколько возможно, так мало.

После войн говорят о разоружении. Западные демократии значительно продвинулись в деле разоружения. Они одни. Разумной была идея Лиги Наций, а позднее, после Второй мировой войны, и ООН обязать их обеспечить мир посредством своего морального и военного превосходства, вплоть до того, чтобы другие осознали и усвоили свой долг.

Никто не может сомневаться в том, что мы намерены отступать от этой позиции. Мы не можем этого объяснить избирателям, мы опасаемся жертвовать этим. Мы не можем пуститься в авантюру: мы называем "авантюрой" то, что является нашим долгом.

III

Когда я пытаюсь рассматривать нашу европейскую и американскую историю, то прихожу к выводу, который созвучен с уже не раз цитированным мною выводом английского историка Г.А.Л.Фишера (H.A.L.Fisher):

"На страницах истории ясно и четко описывается факт прогресса. Однако прогресс не является законом природы. То, что достигнуто одним поколением, может быть вновь потеряно следующим".

С каждым из трех суждений Фишера, высказанных здесь, можно и нужно согласиться. Однако в чем заключается "прогресс", о котором он говорит, о котором, как он правильно сказал, свидетельствует нам история, но который и ненадежен, и может исчезнуть?

Ответ на этот вопрос столь же очевиден, как и значителен: прогресс, который предполагает Фишер и который мы все имеем в виду, – этический, нравственный прогресс. Он направлен на достижение мира на земле, о котором возвестил уже Новый Завет: на то, чтобы в государствах – а именно во внутренних и внешних отношениях – исчезло насилие во всех его формах. Это прогресс в сторону цивилизованного человеческого общества, прогресс в сторону правового государства, к единению всех правовых государств с целью сохранения мира. Это – согласно Канту – наша нравственна задача: задача, над решением которой должны работать все люди доброй воли; цель, которую мы должны поставить истории. С появлением ядерного оружия эта цель становится целью необходимой.

Стало быть, цель не только перспективна (ибо в настоящее время цивилизованные государства также могущественны), но и необходима. Наличие ядерного оружия ведет к тому, чтобы для всех, кто готов, борьба за дальнейшее существование человечества и цивилизации стала необходимой целью, ибо альтернативой этому может быть только его уничтожение.

Постановка этой цели изначально проистекает из римского права эпохи Августа и Нового Завета: Et in terra pax hominibus bonae voluntatis – "И мир на земле для всех людей доброй воли". (Что также можно было бы перевести и так: "И мира на земле достичь всеми людьми доброй воли".)

Из чудовищных преступлений Первой мировой войны, приведших к пакту Келлога, и преступлений Второй мировой войны, приведших к созданию ООН, возникло достаточно мощное политическое движение всех людей доброй воли.

Но "то, что достигнуто одним поколением, может быть вновь потеряно следующим", говорит Фишер. Потеряно. Мы должны возродить то, что потеряно. Мы должны помнить о нашем долге. И мы должны напоминать нашим политикам, что ответственность с них не снимается их смертью (или их отставкой).

Кенли, 12 июля 1994 г. К.Р.П.

Об авторе
Поппер Карл Раймунд
Выдающийся британский философ, логик и социолог австрийского происхождения, один из классиков философии XX века. Родился в Вене в семье видного юриста. Учился в Венском университете, где изучал математику и теоретическую физику; книги по философии читал самостоятельно. После окончания университета преподавал в гимназии, одновременно занимаясь исследованиями в области логики и философии науки. С 1937 г. стал преподавателем философии в Кентербери-колледже (Крайстчерч, Новая Зеландия). С 1946 до середины 1970-х гг. — профессор Лондонской школы экономики и политических наук.

Карл Поппер — автор и представитель школы «критического рационализма» — попытки конструктивного теоретического преодоления логического позитивизма. Его первая опубликованная книга «Логика научного исследования» завоевала широкое признание своей критикой индуктивизма, защитой философии и выдвижением «фальсифицируемости» как критерия науки. В 1945 г. был издан выдающийся труд, содержавший критику авторитаризма, — «Открытое общество и его враги», создавший К. Попперу репутацию всемирно известного философа. Среди классических работ К. Поппера по философии и методологии науки широкую известность получили книги «Предположения и опровержения» и «Объективное знание. Эволюционный подход» (рус. пер.: М.: URSS).