URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании: Новое издание, дополненное материалами: Синергетика третьей волны. Цифровой жизненный техноуклад. Образование эпохи большого антропологического перехода Обложка Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании: Новое издание, дополненное материалами: Синергетика третьей волны. Цифровой жизненный техноуклад. Образование эпохи большого антропологического перехода
Id: 271212
1003 р.

МЕТОДОЛОГИЯ СИНЕРГЕТИКИ в постнеклассической науке и в образовании:
Новое издание, дополненное материалами: Синергетика третьей волны. Цифровой жизненный техноуклад. Образование эпохи большого антропологического перехода. № 7. Изд. 4, доп.

Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании: Новое издание, дополненное материалами: Синергетика третьей волны. Цифровой жизненный техноуклад. Образование эпохи большого антропологического перехода URSS. 2021. 272 с. ISBN 978-5-9710-4426-0.
Типографская бумага

Аннотация

Книга посвящена актуальной проблеме становления синергетической методологии. В ней проведен обстоятельный исторический и философско-методологический анализ возникновения и развития современной синергетической методологии, исследуется ее роль в формировании постнеклассической картины мира, коммуникативных междисциплинарных ландшафтов и когнитивных пространств. Предложены и подробно рассмотрены принципы синергетики, генезис их становления... (Подробнее)


Содержание
top
ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА 1.СТАНОВЛЕНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
 1.1.Краткий экскурс в историю: предтечи и творцы
 1.2.Постнеклассическая картина мира: многообразие функций синергетики в культуре
 1.3.Физик, лирик, математик: проблемы метаязыка
 1.4.Аутентичная синергетика как ядро синергетической парадигмы. Проблема канона
 1.5.Синергетика и либерализация математики
 1.6.Междисциплинарные ландшафты и коммуникация
 1.7.Онтологические и эпистемологические основания синергетики
 1.8.Мезопарадигма синергетики: проблемы моделирования в антропной сфере
ГЛАВА 2.СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ I: ПРИНЦИПЫ, ТЕХНОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ
 2.1.Типы научной рациональности по В.С. Степину и возможный образ постнеклассической методологии
 2.2.Методологические принципы синергетики I. Критерии отбора. Структурные принципы "Бытия": гоместатичность, иерархичность
 2.3.Методологические принципы синергетики II. Порождающие принципы "Становления": нелинейность, незамкнутость, неустойчивость
 2.4.Методологические принципы синергетики III. Конструктивные принципы "Становления" или принципы сборки и сопряжения: динамическая иерархичность, наблюдаемость
 2.5.О границах применимости и перспективах развития семи методологических принципов синергетики
 2.6.Об этапах синергетического моделирования сложных систем и практической философии
ГЛАВА 3.СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ II: МОДЕЛИ И СОЦИОГУМАНИТАРНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ, ЛАБОРАТОРИЯ ПРИРОДЫ И ЛАБОРАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
 3.1.Лаборатория природы и лаборатория культуры
 3.2.Режимы с обострением и информационные кризисы: социокультурный аспект
 3.3.Социальный хаос: сценарии прохождения, адаптации, управления
 3.4.О параллелях естественных и формальных языков. Язык как лингвохромодинамика, когнитивные границы
 3.5.Космомузыкальные коды раннегреческих мифов – пример междисциплинарного естественнонаучного, культурно-исторического мегапроекта
 3.6.Космические эволюционные синхронизмы: гипотеза косморитмической сети восприятия и глобальной гармоничности
ГЛАВА 4.САМООРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ: ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПАРТИТУРЫ
 4.1.Универсальный эволюционизм и нелокальные законы развития
 4.2.Развивающиеся системы с памятью. Эволюция энтропии и информации. Законы гармонии как эволюционные синхронизмы
 4.3.Задачи коллективного потребления с иерархией приоритетов: фрактальность эволюционного времени, ритмокаскадный оптимум
 4.4.Метод ритмокаскадов
 4.5.Проблемы моделирования истории: ритмокаскадный подход
 4.6.Ритмокаскадная модель истории и будущего России: структура и эволюция социокультурных архетипов
ГЛАВА 5.СИНЕРГЕТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ
 5.1.Синергетика в диалоге культур и естественнонаучном образовании гуманитариев
 5.2.Синергетические стратегии и трансдисциплинарное образование в ХХI веке
 5.3.О курсах "Синергетика для гуманитариев"
 5.4."Концепции современного естествознания" и "философия науки": проблемы взаимодействия учебных дисциплин. Модель эволюции физики
 5.5.Управление образовательным процессом в современных условиях: инновации и проблемы моделирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СИНЕРГЕТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. АНТИСИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ЧТО ТАКОЕ САНТА-ФЕ И НУЖЕН ЛИ В РОССИИ АНАЛОГИЧНЫЙ ИНСТИТУТ (Д.С.Чернавский)

Предисловие
top
Светлой памяти моих родителей посвящается

Развитие науки последних десятилетий отмечается целым рядом особенностей, что позволяет говорить о становлении его нового, уже постнеклассического, этапа. Согласно В.С. Стёпину, этот этап характеризуется радикальными сдвигами в основаниях науки, изменениями характера научной деятельности, обусловленными, помимо прочего, стремительным ростом междисциплинарных и проблемно-ориентированных форм исследований. Объектами этих исследований, все чаще становятся уникальные системы, обладающие свойствами открытости и саморазвития. В контексте познания такого рода объектов важнейшее место принадлежит синергетике – междисциплинарному направлению исследований, ставящему своей стратегической задачей познание общих принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы, в том числе, и в социальных системах. Последнее, казалось бы, естественно вытекает из того факта, что синергетика, в качестве одного из своих специфических объектов, имеет дело с человекомерными системами. К обороту "казалось бы" приходится прибегать здесь неслучайно: использование методов синергетики для представления или, точнее, моделирования социальных процессов до сих пор вызывает критические возражения (якобы, от имени философии). Нередки и до боли знакомые, по другим сюжетам и временам, упреки в механицизме, физикализме, редукционизме и т.д.; упреки, у некоторых авторов, порой, переходящие в обвинение в подрыве основ современной науки вообще.

Я не вижу смысла в том, чтобы заниматься опровержениями такого рода обвинений. Свою задачу я вижу в том, что бы конструктивно представить методологию синергетики, систему ее принципов в качестве ядра методологии постнеклассической науки; представить ее как методологию, которая еще только становится, но уже достаточно эффективна для того, чтобы успешно моделировать процессы самоорганизации и саморазвития человекомерных систем. Книга дополняет прекрасные монографии С.П. Курдюмова, Е.Н. Князевой, Д.С. Чернавского, Д.И. Трубецкова, Г.Г. Малинецкого в части философско-методологического анализа прикладной синергетики и образования.

В первой главе монографии рассмотрен генезис методов синергетики, ее место среди междисциплинарных направлений ХХ века. Обсуждаются социокультурные и междисциплинарные ландшафты ее приложений в постнеклассической науке, проблемы взаимопонимания естественников, математиков и гуманитариев в междисциплинарных коммуникативных дискурсах. Рассмотрены возможности метафорической и аутентичной синергетики, которая рождается в области взаимодействия нелинейного моделирования, предметного знания и практической философии. Много внимания уделено онтологическим и эпистемологическим основаниям синергетической картины мира, новой научной рациональности. Вторая, центральная глава книги целиком посвящена принципам синергетики – конструктивным основаниям методологии синергетического моделирования и адекватного представления развивающихся систем. Неотделимой компонентой этапов синергетического моделирования является практическая философия. В третьей главе рассмотрены социо-гуманитарные приложения синергетической методологии. Построены модели информационных и социальных кризисов, динамики и взаимодействия формальных и естественных языков, возможного генезиса раннегреческого мифа и принципов гармонии. Эти примеры дают характерную палитру проблем и возможностей, возникающих при синергетическом моделировании гуманитарной сферы. В четвертой главе предлагаются новые подходы к проблеме моделирования времени, – одной из центральных тем синергетики, восходящей к трудам А.Уайтхеда и И. Пригожина. Вводится понятие самоорганизации времени, как процесса реализации принципов отбора оптимальных, по темпу эволюции, законов развития. Показано, что режимы с обострением и найденные автором ритмокаскадные режимы реализуют такие оптимумы. Метод ритмокаскадов применен к моделированию истории развития социально-психологических архетипов России. Последняя, пятая глава целиком посвящена синергетическим стратегиям в образовании, ключевой роли синергетики в формировании холистической научной картины мира. Анализируются их приложения к диалогу двух культур в курсах "Концепции современного естествознания", "Философия науки" и "Синергетика" для гуманитариев, а также, при построении когнитивно-генетических моделей истории развития физики. Предложена также модель управления образовательным пространством региона. Показана эффективность синергетических образовательных стратегий в междисциплинарном проектировании, когда экспертное сообщество работает в режиме взаимообучения.

Эта книга складывалась последние десять лет в период бурного развития синергетики в России. В ней использован мой многолетний опыт чтения курсов естествознания и синергетики гуманитариям, а также синергетического моделирования. Книга возникла благодаря вниманию и поддержке замечательных философов и синергетиков С.П. Курдюмова, В.С. Степина, Д.С. Чернавского, В.И. Аршинова, Г.Г. Малинецкого, у которых я многому научился, а также – помощи моих коллег по сектору Междисциплинарных проблем научно-технического развития ИФ РАН и моих близких. Всем им я выражаю искреннюю благодарность.

Третье издание дополнено тремя приложениями, последнее из них "Что такое Санта-фе и нужен ли в России аналогичный институт" принадлежит перу классика синергетики – Дмитрия Сергеевича Чернавского.


Об авторе
top
photoБуданов Владимир Григорьевич
Физик-теоретик, синергетик, философ. С отличием окончил физический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат физико-математических наук (диссертация по квантовой теории, 1985), доцент кафедры физики (1988), доктор философских наук (диссертация по методологии синергетики, 2007). С 1995 г. работает в Секторе междисциплинарных проблем научно­-технического развития Института философии РАН, ведущий научный сотрудник ИФ РАН. Один из инициаторов исследований по методологии синергетики и преподавания синергетики гуманитариям, а также преподавания естествознания гуманитариям в России. Соавтор государственных программ по дисциплине «Концепции современного естествознания» для гуманитарных специальностей университетов (1994, 2000). Двадцать пять лет преподает физику, математику, современное естествознание и синергетику школьникам, а также гуманитариям, инженерам, управленцам в ведущих университетах: МГУ, МГТУ ГА, ГУГН, РАГС. Организатор открытой кафедры «Синергетика образования» в Удмуртском государственном университете. Академик Международной академии исследований будущего и отделения синергетики РНАН. Член редколлегии серий книг «Синергетическая парадигма», «Синергетика в гуманитарных науках» и «Синергетика: труды семинара МГУ». Главный научный редактор программы А. Гордона «Россия 2030» (2005–2006).

В. Г. Буданов — автор более 150 научных работ и редактор десятка монографий, посвященных философии науки, теоретической физике, преподаванию естествознания и синергетики гуманитариям, философии и методологии междисциплинарных исследований и синергетики, синергетическому моделированию в гуманитарной сфере. В частности, им сформирован целостный комплекс методологических принципов синергетики, упрощающий процессы моделирования и понимания сложного, а также комплекс методологических принципов преподавания синергетики; разработан оригинальный метод ритмокаскадов для моделирования развивающихся систем, например организмов и социально-исторических систем; найдены синергетические основания принципов гармонии и событийного языка. Работы последних лет посвящены синергетической методологии, философско-методологическому анализу постнеклассической картины мира, антропологии, моделированию и прогнозу общественного развития.