URSS.ru Магазин научной книги
30 лет Издательской группе URSS
Обложка Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение Обложка Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение
Id: 285579
Предварительный заказ!  13.9 EUR

Речевые ошибки и их предупреждение Изд. стереотип.

URSS. 2022. 192 с. ISBN 978-5-9519-3162-7.
Типографская бумага
Внимание: АКЦИЯ! Только по 10.04.24!

Аннотация

В предлагаемой вниманию читателей книге рассматриваются отклонения от действующих языковых норм, типичные как для устной, так и для письменной речи учащихся. Последовательно описываются ошибки словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические, что соответствует расположению материала действующих учебников русского языка.

Подробно рассматриваются методические вопросы: описываются способы дифференциации ошибок, основные ...(Подробнее)принципы и приемы их предупреждения и исправления.

Рекомендуется преподавателям, аспирантам и студентам филологических вузов; учителям начальных и средних школ; родителям, приобщающим детей к речевой культуре; широкому кругу читателей, которым эта книга поможет избежать ошибок в собственной речи и оценить речь собеседников.

Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

Анонс
top

Отклонения от действующих языковых норм

Ошибки словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические

Способы дифференциации ошибок, основные принципы и приемы их предупреждения и исправления


Оглавление
top
От автора
Предисловие
Речевые ошибки учащихся и их причины
 § 1.Культура речи и речевые ошибки
 § 2.Причины речевых ошибок учащихся
 § 3.Классификация речевых ошибок учащихся
Словообразование
 § 1.Словосочинительство
 § 2.Видоизменение слов нормативного языка
Морфология
 § 1.Имя существительное
  I.Существительные одушевленные и неодушевленные
  II.Род существительных
  III.Число существительных
  IV.Склонение существительных
 § 2.Имя прилагательное
  I.Полная и краткая форма прилагательных
  II.Степени сравнения прилагательных
 § 3.Местоимение
  I.Местоимения себя и свой
  II.Местоимение он и указательные местоимения
  III.Использование просторечных притяжательных местоимений
 § 4.Глагол
  I.Образование глагольных форм
  II.Образование видовых пар глагола
  III.Употребление видо-временных форм глаголов
  IV.Причастие
  V.Деепричастие
Синтаксис
 § 1.Управление
 § 2.Согласование сказуемого с подлежащим
 § 3.Однородные члены предложения
 § 4.Причастные обороты
 § 5.Деепричастные обороты
 § 6.Порядок слов в предложении
 § 7.Сложносочиненное предложение
 § 8.Сложноподчиненное предложение
Лексика и фразеология
 § 1.Ненормативные значения слов (семантические ошибки)
  I.Изменение значений слов нормативного языка
  II.Возникновение новых значений слов нормативного языка
 § 2.Нарушение лексической сочетаемости
 § 3.Тавтологические ошибки и повторы
 § 4.Фразеологические ошибки
Принципы и методические приемы дифференциации, предупреждения и исправления речевых ошибок
 § 1.Дифференциация речевых ошибок
 § 2.Предупреждение речевых ошибок
 § 3.Исправление речевых ошибок

От автора
top

Дорогой читатель!

Перед Вами книга, в которой описываются причины речевых ошибок детей школьного и частично – дошкольного возраста. Хорошо известно, что ни одна из ошибок не является случайной: она определяется особенностями осваиваемой человеком языковой системы (в нашем случае – системы русского языка), условиями порождения речи и психофизиологическими особенностями личности. В данной книге подробно освещается первый аспект, частично – второй, последний же должен рассматриваться психологами и физиологами (очевидно, в тесном содружестве с лингвистами).

Никому из нас не удалось еще освоить родной язык, не совершая разнообразных ошибок в устной и письменной речи. На определенной стадии освоения языка ошибка – свидетельство самостоятельности, проявление своего рода творческих способностей. Об этом много и справедливо писал один из первых исследователей детской речи в нашей стране К.И.Чуковский. Однако на определенном этапе языкового развития речевые ошибки уже не могу не вызывать досады и огорчения. Они нарушают правильность речи, свидетельствуют о недостаточном владении языковыми нормами. Нет необходимости говорить о трудном положении школьника, устная и письменная речь которого изобилует ошибками.

Книга, которая лежит перед Вами, представляет собой своего рода справочник, в котором последовательно описывается лингвистический механизм наиболее распространенных ошибок в речи детей. Материалом для нее послужили записи устной речи детей, а также сочинения, изложения и прочие письменные тексты.

Первое издание этой книги осуществлено в 1982 г. издательством "Просвещение", второе – Издательским домом "МиМ" в 1997 г. Учителя пользовались и продолжают пользоваться этой книгой как справочным пособием, помогающим выяснить характер допущенной школьником ошибки. Ведь без понимания лингвистической природы ошибки нельзя ни объяснить ее ученику, ни предупредить возможность появления подобных ошибок в дальнейшем. В сущности, учитель, проверяющий тетрадь ученика, превращается в исследователя, вынужденного анализировать каждую ошибку. Сложность его положения еще и в том, что многие из правил, нарушаемых детьми, в школе не изучаются вообще, а некоторые и еще даже не описаны в лингвистической литературе. Реальная речевая практика всегда оказывается шире любого грамматического или иного описания.

Эта книга, как я надеюсь, будет полезна и логопеду, который часто бывает поставлен перед необходимостью по характеру допущенной ошибки разграничивать нормальный и аномальный путь освоения языка.

Что касается моих коллег-лингвистов, то не могу не вспомнить призыва Л.В.Щербы, обращенного к нашему сообществу, изучать так называемый "отрицательный материал", т.е. разнообразные отступления от языковой нормы. Детская речь в этом отношении представляет ценнейшую разновидность "отрицательного языкового материала", так как, по выражению основоположника нашей отечественной онтолингвистики А.Н.Гвоздева, именно в детской речи "стихия языка отражается без какого бы то ни было искажения". Это своеобразный эксперимент, поставленный самой природой и позволяющий нам понять внутреннее устройство нашего языка и прежде всего – иерархическую организацию языковых правил.


Предисловие
top

Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствием языковым нормам. Не подлежит сомнению, что организовать целенаправленную, планомерную и эффективную работу по привитию детям необходимых речевых навыков можно только при том условии, если учителю известны речевые нарушения, свойственные детскому возрасту.

Наблюдения показывают, что однотипные нарушения встречаются в речи разных детей, повторяются из поколения в поколение. Следовательно, их появление связано с объективными закономерностями, определить которые и пытается автор этой книги. В книге анализируются лингвистические и отчасти психологические предпосылки наиболее распространенных речевых ошибок учащихся разного возраста. Под речевыми ошибками при этом понимаются любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Последовательно рассматриваются ошибки словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические. Такое расположение материала объясняется соображениями практического характера: во-первых, оно отчасти соответствует членению лингвистического материала в школьном учебнике, что позволяет учителю учесть типичные случаи нарушения норм при изучении той или иной темы курса русского языка; во-вторых, это облегчает пользование пособием как справочником по речевым неправильностям.

В центре внимания находятся лингвистические проблемы, однако подробно рассматриваются и некоторые методические вопросы: описываются способы дифференциации ошибок, основные принципы и приемы их предупреждения и исправления.

Материалом для книги послужила картотека речевых неправильностей, собираемая автором в течение ряда лет. Большую помощь в сборе материала оказали учителя М.Е.Ильина, Л.М.Василевская, И.Б.Гинзбург, Г.М.Шешин, Э.М.Гуржи, которым автор выражает свою искреннюю признательность.


Об авторе
top
photoЦейтлин Стелла Наумовна
Доктор филологических наук, зав. кафедрой детской речи РГПУ им. А. И. Герцена, зав. лабораторией детской речи, руководитель Всероссийского постоянно действующего семинара по онтолингвистике при Петербургском лингвистическом обществе, ведущий научный сотрудник отдела теории грамматики Института лингвистических исследований РАН.

Выпускница историко-филологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина (МПГУ). С 1962 г. живет и работает в Санкт-Петербурге. В 1972 г. защитила кандидатскую диссертацию «Субстантивные предложения в современном русском языке и их темпоральная характеристика», в 1989 г. — докторскую диссертацию «Детская речь: инновации формообразования и словообразования (на материале современного русского языка)». Основные научные интересы: функциональная грамматика современного русского языка, проблемы слово- и формообразования, теория речевых ошибок, проблемы освоения русского языка ребенком, проблемы освоения русского языка как второго (иностранного).

Является членом Международной ассоциации по изучению детской речи (IASCL), в течение 6 лет исполняла обязанности члена ее исполнительного комитета.

Среди основных работ монографии: «Словарь детских словообразовательных инноваций» (Мюнхен, 2001), «Язык и ребенок. Лингвистика детской речи» (М., 2000). Серия статей посвящена проблемам функциональной грамматики.

Информация / Заказ
2024. 288 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!

Особенности 20-го выпуска:

- исправили предыдущие ошибки

- Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР

- В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек

10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот)

- Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее)


Информация / Заказ
Зиновьев А.А. ЗИЯЮЩИЕ ВЫСОТЫ
2024. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR

Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее)


Информация / Заказ
2022. 1656 с. Твердый переплет. 169.9 EUR

Впервые в свет выходит весь комплекс черновиков романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хранящихся в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Текст черновиков передаётся методом динамической транскрипции и сопровождается подробным текстологическим... (Подробнее)


Информация / Заказ
2023. 274 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR

Арабо-израильский конфликт, в частности палестино-израильский, на протяжении многих десятилетий определял политическую ситуацию на Ближнем Востоке. На современном этапе наблюдается падение значимости палестинской проблемы в системе международных приоритетов основных акторов. В монографии... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати

В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее)


Информация / Заказ
2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR

Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR

Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR

Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR

В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR

Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире.

Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее)