URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Блацерна П. Теория звука в приложении к музыке. Пер. с итал. Обложка Блацерна П. Теория звука в приложении к музыке. Пер. с итал.
Id: 224394
449 р.

Теория звука в приложении к музыке.
Пер. с итал. № 4. Изд. стереотип.

URSS. 2017. 216 с. ISBN 978-5-397-05744-8. Уценка. Состояние: 5. Книга новая. Не последнее издание. Все последующие издания — стереотипные.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Мягкая обложка
АКУСТИКА в приложении к музыке.

Аннотация

Предлагаемая читателю книга содержит лекции, в которых рассказывается о приложениях законов акустики к теории музыки. В нескольких первых лекциях представлены физические основы акустики, излагаются главные законы и положения теории звука. Описывается распространение и отражение звука, скорость, сила, высота звука, звуковые колебания, измерение числа колебаний и т.д. В последующих лекциях автор переходит непосредственно к эстетической... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловiе
ЛЕКЦIЯ I
 1. Перiодическiя движенiя; колебанiя.-2. Звуковыя колебанiя.-3. Колебанiя колоколовъ.-4. Колебанiя камертона; графическiй методъ.-5. Колебанiя струнъ.-Колебанiя пластинокъ и перепонокъ.-7. Волнообразныя движенiя воздуха въ трубкахъ.-8. Методъ манометрическихъ огней.-9. Заключенiе
ЛЕКЦIЯ II
 1. Распространенiе звука вообще. -2. Распространенiе звука въ воздухе.-3. Въ воде и иныхъ телахъ- 4. Скорость звука въ воздухе. - 5. Въ воде и иныхъ телахъ.-6. Отраженiе звука.– 7. Эхо
ЛЕКЦIЯ III
 1. Отличительные признаки звука и различiе между звуками и шумомъ.-2. Сила звука и условiя, отъ которыхъ она зависитъ.- 3. Созвучныя колебанiя.-4. Усиливающее звукъ ящики и резонаторы
ЛЕКЦIЯ IV
 1. Измеренiе числа колебанiй; графическiй методъ. - 2. Сирена Каньяръ де-ла-Тура.-3. Высота звука; пределы ощущаемыхъ звуковъ, музыкальныхъ звуковъ и человеческаго голоса.-4. Нормальный камертонъ.-5. Законъ колебанiя струнъ и гармоническiе звуки
ЛЕКЦIЯ V
 1. Музыкальные звуки.-2. Законъ простыхъ отношенiй.-3. Унисонъ; интерференцiя звука.-4. Дрожанiя звука.-5. Объясненiе дрожанiй.-6. Комбинацiонные звуки.-7. Октавы и прочiя гармоническiя.-8. Созвучные аккорды и ихъ пределы.-9. Квинта, кварта, секста и терцiя мажорныя, секста и терцiя минорныя.-10 Седьмая гармоническая
ЛЕКЦIЯ VI
 1. Двойная сирена Гельмгольца.-2. Законъ простыхъ отношенiй въ примененiи къ тремъ и более звукамъ.- 3. Совершенные аккорды: мажорный и минорный; ихъ свойства,-4. Обращенiе аккордовъ
ЛЕКЦIЯ VII и VIII
 1. Несозвучные аккорды.-2. 3. Общiй характеръ музыки и музыкальныхъ гаммъ.-4. Музыка древности.- 5. Греческiя гаммы -6. Пифагорейская гамма.-7. Ея упадокъ.-8. Амвросiанское и грегорiанское пенiе.-9. Полифоническая музыка; гармонiя; протестантская реформа; Палестрина.-10. Развитiе музыкальныхъ гаммъ; тоника; основной аккордъ.-11. Мажорная гамма; интервалы.- 12. Минорная гамма.-13. Понятiе о тональности и о переходе изъ одной тональности въ другую.-14. 15. Дiезы и бемоли.-16. Гамма равномерной темперацiи, ея неточность.-17. Интересы искусства требуютъ оставленiя этой гаммы
ЛЕКЦIЯ IX
 1. Оттенокъ музыкальныхъ звуковъ.-2. Форма звуковыхъ колебанiй, оптическiй методъ.-3. Другой оптическiй методъ.-4. Фонаутографъ.-5. Законъ гармоническихъ звуковъ.-б.Оттенокъ струнныхъ инструментовъ.- 7. Общiй законъ, относящiйся къ аккордамъ.- 8. Шумъ, сопровождающiй звукъ.-9. Оттенокъ гласныхъ буквъ
ЛЕКЦIЯ X
 1. Разница между наукой и искусствомъ.-2. Италiанская и немецкая музыка.-3. 4. Разладъ между этими двумя школами.-5. Влiянiе Парижа.-6. Заключенiе

Предисловие
top

Лекцiи извеетнаго итальянскаго ученаго, проф. Блацерны, "о теорiи звука въ приложены къ музыке" напоминаютъ, какъ объемомъ и формой, такъ и манерой изложенiя, – лекцiи "О звуке" Дж.Тиндаля. Но относительно содержанiя, – оба сочиненiя дополняютъ одно другое. Въ лекцiяхъ Тиндаля главное вниманiе обращается на физическую сторону вопроса, т.е. на законы колебанiй звучащихъ телъ, на различные акустическiе опыты, на способы изследованiй звуковыхъ явленiй и т.п.; въ лекцiяхъ же Блацерна главную роль играютъ приложенiя законовъ акустики къ теорiи музыки: здесь имеется въ виду преимущественно эстетическая сторона, а основные законы и положенiя акустики составляютъ только какъ бы введете, изложенное, впрочемъ, съ достаточною полнотою и ясностью.

Кроме этихъ двухъ сочиненiй, содержащихъ изложенiе замечательныхъ открытiй Гельмгольца въ области акустики и теорiи музыки, въ переводе на русскiй языкъ имеются еще знаменитое сочиненiе самого Гельмгольца "Ученiе о слуховыхъ ощущенiяхъ" (переводъ г.Петухова) и брошюра Ложеля "Голосъ, ухо и музыка" (переводъ съ французскаго  г.Кирпичникова).

Объемистое сочиненiе Гельмгольца мало доступно научнымъ и музыкальнымъ диллетантамъ; оно не дается легко и спецiалистамъ: физикъ съ трудомъ можетъ одолеть вторую часть (о теорiи музыки), а музыкантъ едва ли вполне справится съ трудностями физическихъ представленiй.

Небольшая брошюра Ложеля носитъ на себе фельетонный характеръ; написана она легко, но изъ нея немного можно вынести.

Лекцiи Блацерна являются поэтому далеко не лишними и могутъ занять обширный кругъ читателей.

Н.Г.