|
|
Предисловiе |
ЛЕКЦIЯ I |
| 1. | Перiодическiя движенiя; колебанiя.-2. Звуковыя
колебанiя.-3. Колебанiя колоколовъ.-4. Колебанiя камертона; графическiй методъ.-5. Колебанiя струнъ.-Колебанiя пластинокъ и перепонокъ.-7. Волнообразныя движенiя воздуха въ трубкахъ.-8. Методъ манометрическихъ огней.-9. Заключенiе |
ЛЕКЦIЯ II |
| 1. | Распространенiе звука вообще. -2. Распространенiе звука въ воздухе.-3. Въ воде и иныхъ телахъ-
4. Скорость звука въ воздухе. - 5. Въ воде и иныхъ
телахъ.-6. Отраженiе звука.– 7. Эхо |
ЛЕКЦIЯ III |
| 1. | Отличительные признаки звука и различiе между
звуками и шумомъ.-2. Сила звука и условiя, отъ которыхъ она зависитъ.- 3. Созвучныя колебанiя.-4. Усиливающее звукъ ящики и резонаторы |
ЛЕКЦIЯ IV |
| 1. | Измеренiе числа колебанiй; графическiй методъ. -
2. Сирена Каньяръ де-ла-Тура.-3. Высота звука; пределы ощущаемыхъ звуковъ, музыкальныхъ звуковъ и человеческаго голоса.-4. Нормальный камертонъ.-5. Законъ колебанiя струнъ и гармоническiе звуки |
ЛЕКЦIЯ V |
| 1. | Музыкальные звуки.-2. Законъ простыхъ отношенiй.-3. Унисонъ; интерференцiя звука.-4. Дрожанiя
звука.-5. Объясненiе дрожанiй.-6. Комбинацiонные звуки.-7. Октавы и прочiя гармоническiя.-8. Созвучные
аккорды и ихъ пределы.-9. Квинта, кварта, секста и
терцiя мажорныя, секста и терцiя минорныя.-10 Седьмая
гармоническая |
ЛЕКЦIЯ VI |
| 1. | Двойная сирена Гельмгольца.-2. Законъ простыхъ
отношенiй въ примененiи къ тремъ и более звукамъ.-
3. Совершенные аккорды: мажорный и минорный; ихъ
свойства,-4. Обращенiе аккордовъ |
ЛЕКЦIЯ VII и VIII |
| 1. | Несозвучные аккорды.-2. 3. Общiй характеръ музыки и музыкальныхъ гаммъ.-4. Музыка древности.-
5. Греческiя гаммы -6. Пифагорейская гамма.-7. Ея упадокъ.-8. Амвросiанское и грегорiанское пенiе.-9. Полифоническая музыка; гармонiя; протестантская реформа;
Палестрина.-10. Развитiе музыкальныхъ гаммъ; тоника;
основной аккордъ.-11. Мажорная гамма; интервалы.-
12. Минорная гамма.-13. Понятiе о тональности и о переходе изъ одной тональности въ другую.-14. 15. Дiезы
и бемоли.-16. Гамма равномерной темперацiи, ея неточность.-17. Интересы искусства требуютъ оставленiя
этой гаммы |
ЛЕКЦIЯ IX |
| 1. | Оттенокъ музыкальныхъ звуковъ.-2. Форма звуковыхъ колебанiй, оптическiй методъ.-3. Другой оптическiй методъ.-4. Фонаутографъ.-5. Законъ гармоническихъ звуковъ.-б.Оттенокъ струнныхъ инструментовъ.-
7. Общiй законъ, относящiйся къ аккордамъ.- 8. Шумъ,
сопровождающiй звукъ.-9. Оттенокъ гласныхъ буквъ |
ЛЕКЦIЯ X |
| 1. | Разница между наукой и искусствомъ.-2. Италiанская и немецкая музыка.-3. 4. Разладъ между этими
двумя школами.-5. Влiянiе Парижа.-6. Заключенiе |
Лекцiи извеетнаго итальянскаго ученаго, проф.
Блацерны, "о теорiи звука въ приложены къ музыке" напоминаютъ, какъ объемомъ и формой, такъ
и манерой изложенiя, – лекцiи "О звуке" Дж.Тиндаля. Но относительно содержанiя, – оба сочиненiя
дополняютъ одно другое. Въ лекцiяхъ Тиндаля главное вниманiе обращается на физическую сторону
вопроса, т.е. на законы колебанiй звучащихъ телъ,
на различные акустическiе опыты, на способы изследованiй звуковыхъ явленiй и т.п.; въ лекцiяхъ же
Блацерна главную роль играютъ приложенiя законовъ акустики къ теорiи музыки: здесь имеется въ
виду преимущественно эстетическая сторона, а основные законы и положенiя акустики составляютъ только какъ бы введете, изложенное, впрочемъ, съ достаточною полнотою и ясностью.
Кроме этихъ двухъ сочиненiй, содержащихъ изложенiе замечательныхъ открытiй Гельмгольца въ области акустики и теорiи музыки, въ переводе
на русскiй языкъ имеются еще знаменитое сочиненiе
самого Гельмгольца "Ученiе о слуховыхъ ощущенiяхъ" (переводъ г.Петухова) и брошюра Ложеля
"Голосъ, ухо и музыка" (переводъ съ французскаго
г.Кирпичникова).
Объемистое сочиненiе Гельмгольца мало доступно
научнымъ и музыкальнымъ диллетантамъ; оно
не дается легко и спецiалистамъ: физикъ съ трудомъ
можетъ одолеть вторую часть (о теорiи музыки),
а музыкантъ едва ли вполне справится съ трудностями
физическихъ представленiй.
Небольшая брошюра Ложеля носитъ на себе фельетонный характеръ; написана она легко, но изъ нея
немного можно вынести.
Лекцiи Блацерна являются поэтому далеко не лишними и могутъ занять обширный кругъ читателей.
Н.Г.
|
|
|
|