URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Башинджагян Н.З. Театр Леона Шиллера. Режиссер и его время
Id: 22420
 
399 руб.

Театр Леона Шиллера. Режиссер и его время

URSS. 2005. 320 с. Мягкая обложка. ISBN 5-354-00821-2.

 Аннотация

Первая российская книга о выдающемся польском театральном режиссере Леоне Шиллере (1887--1954) открывает многие совершенно новые для читателя, неизвестные страницы его творчества. Прослеживая все этапы богатой событиями биографии Шиллера --- человека и художника, книга хронологически охватывает полстолетия: всю первую половину ХХ века. Автор впервые вводит в научный и критический оборот подробные описания и анализ лучших спектаклей этого режиссера, во многом опираясь как на ранее неизвестные нашему читателю суждения самого Шиллера, так и на мнения свидетелей-современников и критиков.

Леон Шиллер, эрудит и новатор, стоял у истоков крупных идей и оригинальных форм современной польской сцены. Воплощая мечты, замыслы, проекты польских романтиков --- «пророков» (Адама Мицкевича, Зигмунта Красинского, Станислава Выспянского), Шиллер создал свою концепцию Монументального театра. Его постановки старинного и наивного театра («Театра процессии») оставили долгий след в польском искусстве. Его острые сценические сенсации («Трехгрошовая опера» Б. Брехта, «Рычи, Китай!» С. Третьякова) лишали спокойного сна как власти, так и зрителей во многих городах Польши. Его психологическое углубление в Достоевского создало уникальный для своего времени актерский ансамбль. Описание всех этих сценических достижений Леона Шиллера (также как и его не менее поучительных «катастроф») составляет содержание этой книги.

Книга рассчитана не только на студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных вузов, но и на самый широкий круг читателей, интересующихся развитием художественной культуры нового времени.


 Оглавление

Страницы вступления
1 Путь к театру. Ранние годы: Краков и его театральные традиции
2 На скрещении дорог: Выспянский -- Крэг -- Шиллер. "Два театра"
3 Режиссер поднимается на сцену. Спектакли 1919--1923 годов. Наивный и старинный театр
4 Театр имени Богуславского. Три неожиданности для Варшавы: "Зимняя сказка", "Князь Потемкин", "Роза". Этическая утопия Леона Шиллера
5 "Театр мой вижу Огромный..." "Не-Божественная комедия". "Дзяды"
6 "Трехгрошовые" горести и радости бедных людей
 Эпизод первый. От романтических спектаклей к новому реализму
 Эпизод второй, особый. Достоевский
Вместо эпилога
Список театральных постановок Леона Шиллера
Иллюстрации

 Страницы вступления

Леон Шиллер (1887--1954) крупнейшая творческая фигура в польском театральном искусстве первой половины XX века. Его жизнь и творчество, сама его незаурядная личность стали своего рода символом многосторонней и самоотверженной деятельности, полностью отданной строительству театра нового времени.

Не много можно назвать в мировом театральном искусстве художников, чья человеческая и творческая жизнь отразила бы в себе целые главы истории своего народа, этапы быстротекущего времени. Леон Шиллер принадлежит к их числу.

Однако наш читатель знает об этом выдающемся постановщике не так уж много. Поэтому задача первой российской книги, посвященной этому польскому режиссеру и адресованной сегодняшнему читателю, -- посильное воссоздание его творческого пути в наиболее ярких, "ключевых" моментах.

Жизнь Шиллера вобрала в себя большую эпоху, отразив почти полстолетия едва ли не самого конфликтного, полного острых противоречий периода в истории Польши и в истории ее художественной культуры. Деятельность Шиллера развивалась в тесной связи с некоторыми общественными, эстетическими, театральными идеями его времени. Вбирая в себя отзвуки жизни, она отражало нравственное состояние польского общества и, в свою очередь, влияло на него.

Как постановщик Шиллер имел горячих сторонников, верных союзников и заядлых врагов. Но все они не могли не признать несомненный новаторский характер его работы на польской сцене.

Многое из того, что в наше время завоевало мировое признание в качестве достижений польского театра, сделано было на польской сцене впервые именно Шиллером.

Приняв на заре XX века идейно-художественное завещание от великого польского поэта и драматурга Станислава Выспянского, Леон Шиллер претворил оригинальную идею Огромного Театра, принадлежавшую Мицкевичу и развитую Выспянским.

Он многое сделал для воплощения этой идеи на сцене 1920--1940Нх годов, развернув в многолетнюю программу формирования национального польского театра -- театра высоких идей и крупных форм, Монументального театра, как он его называл, -- поэтического и политического театра жизни народа.

Творчество Шиллера развивалось под воздействием трех импульсов: старинной польской зрелищной традиции, романтических идей и исканий театрального авангарда 1920--1930Нх годов. Однако на этом пути Шиллера ждали не только впечатляющие сценические завоевания, но и наиболее конфликтные столкновения с предрассудками и консервативными взглядами его времени.

Не сразу завоевала свои права и полная правда об этом художнике сцены: было время, когда преобладал односторонний взгляд на Шиллера как на "красного" режиссера, связанного преимущественно с левацкими течениями. Такая трактовка безусловно сужала объективный взгляд на поистине огромный диапазон его творческих возможностей и достижений.

Замыслом автора книги было показать как сложности и противоречивость, так и разносторонность художественной натуры Шиллера-режиссера.

Театр Леона Шиллера как идейно-эстетическое явление сложился еще в период межвоенного двадцатилетия, в 1920--1930Не годы, и тогда же наиболее ярко выразил себя. К тому же двадцатилетию относятся все важнейшие спектакли Шиллера-режиссера, имевшие принципиальное значение.

Послевоенные годы добавляли к этим достижениям черты умудренной зрелости в познании человека -- как в горьковском "На дне", или стоического опыта расставания с жизненными иллюзиями -- как в шекспировской "Буре".

И все же Шиллер оптимистически соединил собою две эпохи в истории польского театра -- довоенную и послевоенную. Его творческий деятельный темперамент, его авторитет оказали существенное влияние на становление современной польской театральной культуры.


 Об авторе

Натэлла Башинджагян

Театровед, критик, литературный переводчик. Окончила филологический факультет и аспирантуру МГУ им.М.В.Ломоносова. В 1975 г. защитила кандидатскую диссертацию по истории революционного польского театра 1920--1930-х гг. ("Эстетика, драматургия, сценическая практика"). Старший научный сотрудник отдела Центральной Европы Государственного института искусствознания.

Автор более ста статей в научно-исследовательских коллективных трудах, художественных изданиях и театральных журналах, а также книг "Беседы о театре" (1982), "Гротовский. От Бедного театра к Искусству-проводнику" (составитель и переводчик, 2003).

Заслуженный деятель культуры Польши. Лауреат юбилейной медали Леона Шиллера (1967 г.), присуждаемой Союзом польских артистов театра и кино (SpatiF). Награждена двумя польскими орденами: в 1973 г. и в 1999 г. -- президентской наградой "Крест Заслуги перед Польской Республикой".

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце