КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения
Id: 222038
 
599 руб. Новинка недели!

Теоретические основы стиховедения. Изд.2, испр. и доп.

URSS. 2018. 304 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-9710-5169-5.

В монографии рассмотрены и систематизированы традиционные понятия стиховедения, в частности стихообразующие и стихомаркирующие фигуры (различные типы метра, ритма, рифмы и др.), охарактеризованы основные приемы, стихотворные стили и техники русской поэтической речи; проанализирован ряд спорных вопросов, исследованы и учтены отечественная и западная (англо-американская, французская и немецкая), современная, средневековая и античная традиции.

Адресуется всем, кто интересуется вопросами стиховедения, стилистики и поэтики.


Содержание
Предисловие
Глава первая. Стихообразующие средства
 1. Понятия ритма и мерности речи
 2. Изоколон
 3. Отцентровка
Глава вторая. Силлабический ритм
Раздел первый. Фигуры силлабической ритмовки
 1. Enjambement
 2. Цезура
Раздел второй. Типы силлабической ритмовки
 1. Долготные типы силлабического метра
 2. Позиционные типы силлабической ритмовки
 3. Свободная силлабическая ритмовка
Глава третья. Стихомаркирующие средства
 1. Гомеотелевты и рифма
 2. Рифма как тип звукового ассоциирования
  2.1.Критический обзор определений рифмы
  2.2.Количественная оценка рифмы
  2.3.Вопрос о границах рифмы. Рифма и клаузула
  2.4.Ударная полифония и рифма. Вопрос о "новой рифме"
  2.5.Вопрос о приблизительной и неточной рифме
  2.6.Роль графических ассоциаций в восприятии рифмы
  2.7.Семантические типы рифмы
  2.8.Банальная и неожиданная рифма
  2.9.Позиционные типы рифмовки
  2.10.История и генезис рифмы
  2.11.Общая типология рифмы
 3. Ассонанс и рифма
 4. Аллитерация, консонанс и рифма
 5. Диссонанс и рифма
 6. Рифма в системе стихомаркирующих средств
 7. Функции рифмы
Глава четвёртая. Изотонический ритм
Раздел первый. Общие вопросы
 1. Вопрос о долготной составляющей изотонического метра
 2. Темпоральные теории изотонического метра
 3. Позиционные типы изотонической ритмовки
 4. Стопное ударение и скандовка
Раздел второй. Метр и ритм
 1. Изотонический метр и слоговой объём слов
 2. Реализации метра в речи
  2.1.Авторская реализация метра
  2.2.Вопрос о пеоне
  2.3.Исполнительская реализация метра
 3. Процесс изотонической ритмовки. Понятие ритмообразующего слова
 4. Спондей
 5. Вопрос о категориальном статусе спондея и пиррихия
Раздел третий. Членение изотонического ритма
 1. Понятие стопы
 2. Метрический прототип и метрический палимпсест. Понятие ритмического переноса
 3. Вопрос об анакрузе
 4. Усечение стопы
 5. Понятие стихотворного размера
 6. Понятие ритмической амбивалентности
Раздел четвёртый. Комбинаторика изотонических метров
 1. Монометрия
 2. Полиметрия
 3. Понятие ипостасы
 4. Стопная полиметрия
 5. Строчная полиметрия
 6. Строфная полиметрия
Глава пятая. Семантизация поэтических форм
 1. Семантизация ритма
 2. Семантизация звуков
 3. Изобразительность ритма
 4. Изобразительность звуков
 5. Изобразительность графики
Глава шестая. Поэтические вольности
 1. Поэтические вольности в сфере рифмовки
 2. Поэтические вольности в сфере ритмовки
Глава седьмая. Силлабическая система стихосложения
 1. Понятие метрической лексики
 2. Силлабо-тоническое стихосложение в языках с фиксированным ударением
 3. Силлабическое стихосложение в языках с фиксированным ударением
 4. Русская силлабика
 5. Членение стиха в силлабике и в силлаботонике
 6. Вопрос об исполнении силлабических стихов
 7. Понятие метра в различных системах стихосложения
Глава восьмая. От прозы к стиху
 1. Стихотворение в прозе
 2. Версе
 3. Верлибр
 4. Формы акцентной системы стихосложения
  4.1.Безрифменный стих
  4.2.Рифмованная проза
  4.3.Говорной стих
 5. Стихомифия
 6. Белые стихи
 7. Ритмическая проза
 8. Моностих
 9. Вопрос о дольнике
 10.Вопрос о тактовике
 11.Вопрос о ритмической инверсии
 12.Прозиметрия
 13.Вопрос о ритме прозы. Роль "нового слога" в появлении и развитии данной категории
 14.Вопрос о происхождении ритма

Предисловие

Среди понятий стиховедения есть немало не вполне точно определённых, а потому спорных. Так, в специальной литературе существуют десятки различных, порою несовместимых трактовок понятия "ритм", в связи с чем Р. Якобсон характеризует этот термин как "несколько двусмысленный"[1]. Люси Бурасса признаётся: "Понятие ритма представляется чрезвычайно сложным для определения, в котором можно было бы преуспеть; вот почему то и дело появляются дефиниции, ставящие всё новые неразрешимые проблемы"[2]. Понятийная и терминологическая неупорядоченность в сферах ритмики и метрики имеет глубокую традицию. М. Г. Харлап сетует:

1912 г. во 2-м номере журнала “Труды и дни” редактор этого журнала Вольфинг писал: “Научные выражения, метрика и ритмика, суть по сию пору условные термины. Если профессор Лейпцигского университета по кафедре истории и теории музыки, говоря о ритмике, разумеет момент длительности (--⋃), а говоря о метрике, -- момент весомости (┴⋃), то профессор Мюнхенского университета по кафедре истории и теории литературы поступает наоборот”. Дело, однако, обстоит ещё хуже. Ни мюнхенский, ни лейпцигский профессор не являются монополистами в своей области. По словам А. Хойслера, в теории стиха каждый говорит на собственном языке [курсив наш. -- В. М.] и пользуется своими терминами. Такое же “многоязычие” царит и в теории музыкального ритма. Запутанность терминологии усиливается ещё и тем, что сходные черты стихового и музыкального ритма нередко заслоняют их различия, вследствие чего многие термины (например, “стопа” и “такт”) некритически переносятся из одной области в другую"[3].

Рене Уеллек и Уоррен Остин справедливо указывают на то, что "сами основы и главные критерии метрики до сих пор неопределённы и здесь имеется удивительное множество непродуманных суждений, путаной и непостоянной терминологии даже в классических работах"[4]. В результате "беспомощность в области одной из важнейших стиховедческих проблем -- стихотворной ритмики -- направляет исследовательскую мысль в сторону изучения второстепенных признаков стиховой структуры"[5].

Примерно такую же картину наблюдаем и в сфере изучения рифмы. Исследователи говорят о ней как о "самой загадочной из всех звуковых моделей"[6], констатируя отсутствие "удовлетворительного определения рифмы"[7], "слабую изученность рифмы"[8] и "неудачи в классификации рифм"[9]. При чтении научной литературы постепенно складывается "впечатление, что “всё рифмуется со всем”"[10]: солнце и сердце (пример В. М. Жирмунского), колхозники и колонны (Л. Л. Бельская), горох и огород (пример Д. С. Самойлова), уст и суд (Д. Уорт), след и звезд (А. А. Илюшин), соколы и солнце (Ю. И. Минералов), ризы и зори (Дм. Кузьмин) -- вот лишь некоторые из тех соответствий, которые предлагается считать рифменными.

Думается, что адекватное уточнение понятийного аппарата стиховедения возможно лишь после прояснения сути и содержания базисных, стихообразующих категорий.


  • [1] Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: "за" и "против". М., 1975. С. 213.
  • [2] Bourassa L. Rythme et sens: Des processus rythmiques en poésie contemporaine. Montréal, 1993. P. 21.
  • [3] Харлап М. Г. О понятиях "метр" и "ритм" // Рус. стихосложение / Отв. ред. Л. И. Тимофеев. М., 1985. С. 11.
  • [4] Wellek R., Austin W. Euphony, Rhythm, and Metre // Theory of Literature. New York, 1949. P. 165.
  • [5] Штокмар М.  Стих Пушкина // Лит. критик. 1937. № 4. С. 261.
  • [6] Whitehall H. From Linguistics to Poetry // Sound and Poetry / Ed. N. Frye. Columbia Univ. Press, 1957. P. 139.
  • [7] Невзглядова Е. Стих и смысл // Новое лит. обозрение. 2001. № 47. С. 380.
  • [8] Лотман Ю. М. Анализ поэтич. текста: структура стиха. Л., 1972. С. 61.
  • [9] Самойлов Д. Книга о рус. рифме. М., 1982. С. 33.
  • [10] Гаспаров М. Л. Очерк истории рус. стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 2000. С. 296.

Об авторе
Москвин Василий Павлович
В 1980 г. окончил филологический факультет Киевского государственного университета, до 1994 г. работал в Киевском государственном педагогическом институте иностранных языков. В настоящее время — профессор Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Лауреат премии Волгоградской области в сфере науки и техники (2009).

Область научных интересов: стилистика, стиховедение, риторика, теория аргументации и теория нормы. Кандидатская (1988) и докторская (1993) диссертации посвящены проблемам семантики. В. П. Москвин — автор нескольких монографий и учебных пособий, среди которых: «Стилистика русского языка», «Правильность современной русской речи: Нормы и варианты», «Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Терминологический словарь», «Аргументативная риторика», «Теоретические основы стиховедения» (М.: URSS), «Эвфемизмы в лексической системе современного русского языка» (М.: URSS), «Интертекстуальность: Понятийный аппарат. Фигуры, жанры, стили» (М.: URSS), «Русская метафора: Очерк семиотической теории» (М.: URSS), а также ряда статей по вопросам стилистики и риторики, опубликованных в журналах «Известия РАН», «Филологические науки», «Русский язык в школе», «Русская речь», «Русская словесность», «Вопросы языкознания» и др.