URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Чегодаев М.А. Папирусная графика Древнего Египта
Id: 22169
 

Папирусная графика Древнего Египта

URSS. 2004. 208 с. Мягкая обложка. ISBN 5-354-00813-1.
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

Книга посвящена исследованию совершенно неизученного вида древнеегипетского искусства, процветавшего в Египте с XV в. до н.э. до III в. н.э. -- папирусной графики, -- и является первой монографией на эту тему. Многие образцы этой графики -- подлинные шедевры, не уступающие по мастерству произведениям монументальной живописи. Задачей данной работы является попытка рассмотреть древнеегипетские папирусы с иллюстрациями (в первую очередь папирусы «Книги Мертвых») --- как первую в истории иллюстрированную книгу, постараться понять, чем она была не только в религиозно-ритуальном, но и в художественном отношении.

Книга рассчитана на историков искусства, культурологов, студентов и аспирантов гуманитарных вузов.


 Оглавление

Введение
Глава I
 1."Книга Мертвых" в контексте древнеегипетской заупокойной литературы
  1.1.Генезис иллюстрированных папирусных свитков
 2.История изучения "Книги Мертвых"
Глава II
 1.Папирусная графика. Материал. Мастера. История
  1.1.Папирус в Древнем Египте
  1.2.Художники-графики. Цена иллюстраций к "Книге Мертвых"
  1.3.История иллюстрирования "Книги Мертвых"
 2.Эволюция папирусной графики
  2.1.Критерии датировки
  2.2.XVIII династия
  2.3.XIX династия
Глава III
 1.Принципы иллюстрирования папирусных свитков
  1.1.Главы, не имевшие иллюстраций
  1.2.Типы виньеток
  1.2.1.Полноразмерные виньетки
  1.2.2.Фризы
  1.2.3.Разорванные фризы
  1.2.4.Регистры
  1.2.5.Типы виньеток. Заключение
  1.3.Миниатюра
  1.4.Композиция изображений. Блок
  1.4.1.Фризы
  1.4.2.Разорванные фризы
  1.4.3.Регистры
  1.4.4.Полноразмерные виньетки
  1.5.Цвет. Палитра и краски папирусной графики
  1.5.1.Краски
  1.5.2.Палитра
  1.5.3.Символика цвета
  1.5.4.Техника росписи папируса
Глава IV
 1.Текст и изображение. Первая книга человечества
  1.1.Рисунок и текст
  1.1.1.Иероглифика
  1.1.2."Обратное" направление письма
  1.1.3."Модуль" построения свитка
  1.1.4.Блок, как "модуль" египетского искусства
  1.1.5."Родина" папир усной графики
  1.2.Папирусная графика и стенная живопись
  1.3.Содержание текста и его иллюстрации
  1.3.1.Иллюстрация, иллюминация, изобразительный комплемент
  1.3.2.Иллюстрации "Выхода в день"
Глава V
 1.Папирусная графика Позднего времени
Заключение
Список сокращений
Библиография
Список папирусов
Иллюстрации

 Введение

Светлой памяти Евгения Степановича Богословского посвящается


Она сидела на полу,
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...

Ф.И.Тютчев

Искусство Древнего Египта нечасто становилось предметом египтологического исследования. За редкими исключениями об искусстве Древнего Египта писали специалисты, не бывшие одновременно, и египтологами, и искусствоведами. Египтологическое искусствоведение, надо признать, вообще пребывает на периферии египтологии, в первую очередь изучающей язык и историю Древнего Египта. Это выглядит особенно парадоксально, поскольку изучение древнеегипетской цивилизации в Новое время из-за закрытости письменных памятников началось именно с памятников искусства, причем в основном с точки зрения их собственной эстетической ценности. Пока письменные источники молчали, памятники искусства издавались и изучались. Однако вышло так, что начавшееся после дешифровки иероглифического письма бурное развитие египетской филологии отодвинуло на второй план изучение искусства, предоставив его искусствоведам. Искусство -- область специфическая, имеющая свои особенности, требующая для изучения специальной подготовки, художественного восприятия его памятников и явлений. Между тем изучение любого древнего искусства, а тем более столь пронизанного магией и религиозной символикой, уходящими в доисторические времена, как египетское, требует еще и специальных знаний о языке, религии, философии и психологии народа, его создавшего. Ни частные, ни обобщающие суждения не могут основываться на неверных или неточных представлениях об этих предметах. И, наоборот, часто высказывания об искусстве в трудах ученых-египтологов, безупречных в других отношениях, страдают отсутствием искусствоведческого подхода. Очень редко исследователями древнеегипетского искусства оказывались крупные специалисты в обеих областях, как, например, Гастон Масперо -- основатель собственно науки о египетском искусстве и автор первой работы такого рода, или В.С.Голенищев -- основоположник русской египтологии, или же творческий союз ученых (например, замечательный историк и лингвист А.Гардинер и супруги Дэвис).

Книга Г.Масперо вышла в свет первым изданием в 1887 г. и называлась еще "Египетская археология" (второе издание, уже "Эссе о египетском искусстве" -- в 1911 г.), так что основанной им науке уже исполнилось сто лет. Срок не такой уж малый, но если попытаться подвести какой-то итог, то выяснится, что в области изучения древнеегипетского искусства остается еще очень и очень много белых пятен. Это относится и к целым историческим периодам (например, искусство времени Среднего царства), вопросам иконографии, стилистических направлений, соотношений столичных и провинциальных школ.

К таким "лакунам" надо отнести и практически полное выпадение из поля зрения исследователей целого вида искусства, процветавшего в Египте с XV в. до н.э. до III в. н.э. -- рисунков на папирусах эпохи Нового царства и последующих периодов вплоть до конца древнеегипетской цивилизации. За неимением какого-либо обозначения, я назвал бы этот вид искусства папирусной графикой. Многие образцы этой графики являются подлинными шедеврами и не только выдерживают сравнение с произведениями монументальной живописи, но и встают с ними в один ряд. Трудно сказать, почему так случилось, тем более что почти во всех крупных музеях Европы и Америки (не говоря уже о Египетском музее в Каире) хранится огромное число целых папирусов, имеющих интересные рисунки и множество фрагментов. И тем не менее до сих пор ни одной монографии о древнеегипетской папирусной графике не появилось. Рисунки на папирусах, как правило, приводятся в качестве примеров египетской графики вообще. Однако никем даже не оговаривается специфика этого вида искусства, не говоря уже об определении хронологических изменений папирусной графики за полторы тысячи (!) лет, различных школ и т.д. Все это тем более странно, поскольку рисунки на папирусах очень широко известны. Существуют превосходные факсимильные издания самых интересных экземпляров -- таких как папирус Ани Британского музея, папирус Хунефера оттуда же и другие.

Этот досадный пробел в изучении искусства Древнего Египта необходимо заполнить, ибо в лице иллюминированных (как их принято называть) папирусов мы имеем уникальнейший пример, видимо, первого в истории случая сочетания на одном листе текста и поясняющего его изображения, причем во множестве экземпляров и подчас высочайшего качества. Такая работа могла бы восполнить еще одну (и притом, видимо, самую первую) страницу истории иллюстрированной книги. Кроме того, нужно, чтобы папирусная графика, странной прихотью судьбы оказавшаяся всего лишь приложением к древнеегипетской стенной живописи, заняла, наконец, достойное место среди прочих видов этого удивительного искусства, сумевшего создать замечательные произведения во всех областях изобразительного (и не только изобразительного) творчества. Подобными памятниками не могут похвастать ни Древняя Греция, ни Рим, ни соседние с Египтом страны. Актуальность исследования данной области и обусловила выбор нашей темы.

* * *

Папирусов с рисунками, сохранившихся от эпохи Древнего царства, до нас дошло очень мало. Самым древним из известных нам произведений такого рода является папирус из Рамессеума, изданный К.Зэте в 1928 г. Это запись целой религиозной осирической драмы, разыгранной при вступлении на престол Сенусерта I -- второго фараона XII династии. Верхнюю половину папируса занимает текст, а нижнюю -- рисунки, изображающие отдельные эпизоды действия. Это очень быстрые схематические изображения, близкие по сути к линейным иероглифам. Части текста драмы, пояснительные надписи к изображениям, да и сами рисунки расположены в строгом порядке. Сопроводительные надписи при них предельно кратки. Все это, возможно, позволяет видеть в данном папирусе скорее обычный сценарий коронации, приспособленный для конкретного случая. Вполне вероятно, что, по крайней мере, текст драмы восходит к очень отдаленным временам. Сказать с уверенностью то же самое и о рисунках не представляется возможным. Не исключено, что Драматический папирус из Рамессеума -- это самый ранний пример текста, сопровождаемого рисунками. Однако назначение их здесь несколько иное, чем на свитках более поздних эпох. Это нечто вроде раскадровки в рабочем сценарии кинофильма, предназначенной непосредственно для устроителя церемонии. Поэтому трудно считать этот папирус (и подобные ему, безусловно, существовавшие) прямым предшественником иллюминированных свитков Нового царства.

Видимо, непосредственным прообразом позднейших произведений были цветные изображения, иллюстрирующие "Книгу Двух путей" -- заупокойные тексты из эль-Берше (тесно примыкающие к "Текстам Саркофагов" -- сборнику заупокойных формул эпохи Среднего царства) -- помещенные вместе с этими текстами на внутренних стенках деревянных прямоугольных гробов. Ниже будет рассказано о причинах их появления в эпоху Среднего царства и о том, какую роль они сыграли в формировании папирусной графики.

С началом Нового царства наступает золотой век этого вида искусства. В это время появляется множество папирусов с записями самых различных текстов -- мифологических, религиозных, магических и других, сопровождаемых цветными рисунками зачастую очень высокого качества. Это т.н. "мифологические" "Книга Ам-Дуат", "Книга врат", "Книга "Керерт"", "Книга дня", "Книга ночи" и другие. Самыми многочисленными были списки "Книги Мертвых".

Помимо названных существовали и иллюстрированные папирусы нерелигиозного содержания, дошедшие до нас в очень небольшом количестве, такие как "сатирические" папирусы с чем-то вроде карикатур, туринский эротический папирус, уникальный папирус с батальной сценой из Амарны, самый длинный из дошедших до нас 45-метровый папирус Харрис I с тремя великолепными виньетками и др. Существовали папирусы специального назначения -- географические, астрономические, технические. К последним относится великолепно выполненный цветной чертеж гробницы Рамсеса IV с подробным обозначением помещений и их назначения. Известны и чертежи наоса в двух проекциях (Ил. 1). Здесь нет возможности подробно останавливаться на всех подобных произведениях -- в этой работе, фактически первой на данную тему, нас в основном будут интересовать иллюстрированные тексты. Поскольку материал этот мало изучен, мы ограничимся почти исключительно одним примером этого вида искусства, но зато представленным в огромном количестве экземпляров. Это сборник заупокойных текстов, носящий в литературе название "Книга Мертвых". По причине все той же малой изученности папирусной графики представляется целесообразным сосредоточиться в основном на эпохе ее сложения и расцвета, а именно периодом с середины XVIII династии до конца XIX династии, т.е. ок. 1450--1186 гг. до н.э.; при этом упор делается на свитках XIX династии, так как к этому времени складывается весь репертуар типов виньеток.

Этот сборник имеется практически во всех музеях, располагающих коллекцией египетских древностей. Многие свитки издавались, некоторые -- самые интересные -- в виде цветных факсимиле. Текст "Книги Мертвых" неоднократно становился предметом специального изучения. Составлены глоссарии и произведена хронологическая классификация. Все это делает "Книгу Мертвых" наиболее подходящей для наших целей. Надо добавить, что в египетских собраниях российских музеев -- в Москве и Петербурге -- имеются прекрасные экземпляры этого сборника; некоторые из них еще не издавались и ждут своего изучения.

* * *

Наше исследование базируется на папирусах "Книги Мертвых" из разных собраний (общим числом 52), но основу его составляют великолепно иллюстрированные свитки папирусов Каи (Варшава, инв. N21884), Ха (Турин, 8438), Небкеда (Лувр 3068 + 3113), Неферубенефа (Лувр 3092 + Монпелье), Йуйи (Каир JE 51189), папирус Райниш (Вена 10494--7) для XVIII династии и папирусы Ани (БМ 10470), Хунефера (БМ 9901), Нахта (БМ 10471), Кенны (Лейден T2), Неферренпета (Брюссель E 5043 + Филадельфия E 2775, 16720--22), Сутимеса (Париж, Нац. Библ. 38/45) для XIX династии. Для работы привлекаются источники и иного рода: "Книга Амдуат" и другие "книги", росписи саркофагов и наосов, а также росписи гробниц, в основном некрополя Дейр эль-Медины, имеющие генетическое родство с иллюстрациями "Книги Мертвых" не только благодаря сюжетам (при XIX династии на стены гробниц начинают копировать виньетки "Книги Мертвых"), но и стилистической близости. В первую очередь это относится к таким выдающимся произведениям, как папирусы Ани, Хунефера и Неферренпета с одной стороны и гробницы Нефертари и Сеннеджема -- с другой.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце