URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Тарасов Л.В. В глубины вещества: Живые клетки, молекулы, атомы Обложка Тарасов Л.В. В глубины вещества: Живые клетки, молекулы, атомы
Id: 275582
1119 р.

В глубины вещества:
Живые клетки, молекулы, атомы. Изд. стереотип.

URSS. 2021. 292 с. ISBN 978-5-9710-8995-7.
Белая офсетная бумага

Аннотация

Настоящая книга, представляющая собой учебно-популярное издание, открывает любознательному читателю мир вещества, или микромир, включающий как атомы и молекулы, так и элементарные системы, из которых состоит живое вещество --- клетки. Автор показывает, как формировались и изменялись представления людей о "первоначалах", из которых построен весь окружающий нас мир и мы сами. В интересной и доходчивой форме описываются свойства и применения... (Подробнее)


Содержание
top
dop
Тема 1.Первоначала вещей
 1.1.Четыре "стихии" древних греков
 1.2.Не четыре "стихии", а около ста химических элементов!
 1.3.Некоторые знакомые первоначала
  1.3.1.Водород и гелий - самые распространенные во Вселенной первоначала
  1.3.2.Углерод - первоначало, являющееся основой всего живого
  1.3.3.Кислород - вездесущее и всемогущее первоначало
  1.3.4.Алюминий - первоначало, получившее признание в XX столетии
  1.3.5.Кремний - первоначало, названное "скалой"
  1.3.6.Сера - первоначало, называемое "двигателем химической промышленности"
  1.3.7.Хлор - первоначало-отравитель, без которого мы не можем обойтись
 1.4.Семь самых древних металлов
 1.5.Семь самых древних металлов в наше время
Тема 2.Химические элементы и атомы
 2.1.На сцене появляются атомы:
 2.2.Без атомов никак не обойтись!
 2.3."Атом" по-гречески означает "неделимый"
 2.4.Заглянем в мир электричества!
 2.5.Так как же, все-таки, устроен атом?
 2.6.*Чем отличаются друг от друга атомы разных химических элементов?
Тема 3.Молекулы и вещества
 3.1.Постройки из атомов - молекулы
 3.2.Превращения молекул, происходящие в химических реакциях
 3.3.*Приключения азота
 3.4.Химические элементы, вещества, тела
  3.4.1.Химические элементы и вещества
  3.4.2.Вещества и тела
  3.4.3.* Диалог с внимательным и рассудительным читателем
 3.5.*Атомная структура кристаллов
 3.6.Что произошло с веществом - превращение или только изменение свойств?
  3.6.1.Переходы вещества из одного состояния в другое
  3.6.2.* Превращения веществ происходят не только в химических реакциях
Тема 4.Молекулы и жизнь
 4.1.Живой организм или химическая лаборатория?
 4.2.Беседа о том, какие вещества можно обнаружить в живом организме
 4.3.*Углеводы: какие они и что они делают в организме
 4.4.*Поговорим о белках
 4.5.*Немного о жирах по фамилии "Липиды"
 4.6.*Что скрывается под таинственным словом "нуклеотид"?
  4.6.1.Вступление
  4.6.2.Молекулы ДНК - носители наследственной генетической информации в живых организмах
  4.6.3.Молекулы РНК - молекулы, отвечающие за синтез белков в клетках организмов
  4.6.4.Молекулы АТФ - внутриклеточные энергоносители
Тема 5.Клетка - элементарная живая система
 5.1.Главная особенность живого вещества - метаболизм, или, проще говоря, обмен веществ
 5.2.Живое вещество построено из клеток
 5.3.*Волшебное представление: "Что там внутри клетки и зачем?"
 5.4.Как все выглядит в действительности?
 5.5.Два вида питания: автотрофное и гетеротрофное
 5.6.Митоз - процесс деления живой клетки
Тема 6.Биосинтез белка в живой клетке
 6.1.*Сборка молекул и-РНК
 6.2.*Таблица генетическою кода
 6.3.*Роль молекул т-РНК
 6.4.*Процесс синтеза белковой молекулы
Тема 7.Как человек исследует материю
 7.1.Химический анализ вещества
 7.2.*Синтезировать вещество помогают химический анализ и химическая кинетика
 7.3.*Как изучают атомную структуру кристаллов и молекул
 7.4.Путешествие в глубины вещества с помощью микроскопа
 7.5.*По следам элементарных частиц

Об авторе
top
photoТарасов Лев Васильевич
Окончил Московский инженерно-физический институт в 1958 г. по специальности «Теоретическая ядерная физика». Кандидат физико-математических наук (1968), доцент (1969), профессор (1983). В 1989–1992 гг. — заведующий кафедрой методики преподавания предметов естественно-математического цикла в Московском институте повышения квалификации работников образования; в 1992–1998 гг. — заведующий кафедрой физики в Московском государственном открытом педагогическом университете. В 1994 г. награжден значком «Отличник народного просвещения» за разработку новой модели общеобразовательной школы «Экология и диалектика» и научное руководство межгосударственным педагогическим экспериментом по практической отработке этой модели.