URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Белкина Г.Л. Ценностные основания научного познания
Id: 221556
 
399 руб.

Ценностные основания научного познания

URSS. 2017. 312 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-9710-4048-4.

 Аннотация

В книге рассматривается ценностное измерение научного познания, философско-этические и гуманистические проблемы современной технонауки. Особое внимание уделяется проблематике человека, его генетике, репродукции, здоровью. В современной науке проблема ценностей встала с особой остротой. Ранее человек был прежде всего субъектом познания, при котором игнорировалась его ценностная компонента. Ныне он превратился в объект научно-технологического вмешательства, которое затрагивает самые интимные стороны его природы. В связи с этим возникает масса новых социальных, ценностно-этических и научных проблем и возрастает опасность непоправимых ошибок и угроз для человечества, последствия которых трудно предвидеть. Эти проблемы поднимают авторы книги. Диалог продолжает традицию комплексных междисциплинарных исследований человека, у истоков которой стоит творчество выдающегося русского философа академика Ивана Тимофеевича Фролова (1929--1999). В дискуссии участвуют философы, социологи, психологи, физиологи, врачи.

Для всех интересующихся мировоззренческими проблемами науки.


 Оглавление

Предисловие (Г.Л.Белкина, С.Н.Корсаков)
Социально-этические и гуманистические проблемы современной науки. И.Т.Фролов
Может ли научное знание быть товаром? В.А.Лекторский
Апология галантерейщика Бонасье, или О смысле коммерциализации науки. П.Д.Тищенко
О понятии философской экспертизы. Б.Г.Юдин
Эмпирическое обоснование теорий как ценность познания. Е.А.Мамчур
Наука, истина, ответственность. Герберт Хëрц
Влияние идей Канта на философскую концепцию И.Т.Фролова. С.Н.Корсаков
Проблемы этики технонауки в трудах Э.Агацци. М.И.Фролова
Преображение ценностей в квантовой парадигме. П.С.Гуревич
Является ли научное знание идеологической конструкцией? Е.О.Труфанова
Символическая ценность науки. А.Ш.Тхостов
Проблемы прогнозирования в сфере конвергентных технологий. Е.Н.Гнатик
Становление биоэтики в контексте перехода из "века биологии" в "век антропологии". Н.А.Агеева
Заботясь о человеческом и социальном капитале. В.Г.Федотова
Ценностные основания философии человека И.Т.Фролова: взгляд в ненаступившее будущее. Ю.М.Резник
Этико-правовые проблемы определения статуса эмбриона человека при выполнении медико-биологических технологий. Л.Ф.Курило, С.Ш.Хаят
Клиническое применение полногеномного анализа: надежды и этические проблемы. В.Л.Ижевская
Человек, его цена и ценность. О.В.Попова
Поиск путей личного совершенствования (на примере текстов Ф.М.Достоевского и Ф.Ницше). Ф.Г.Майленова
Парадигмальный сдвиг в ценностных основаниях современного человека. И.В.Бормотов
Гибридный человек будущего: об угрозе потери "природы человека". М.Кожевникова
Социогуманитарные аспекты становления персонализированной медицины. Р.Р.Белялетдинов
Проблема природного и социального в человеке в философской концепции И.Т.Фролова. Г.Л.Белкина, С.Н.Корсаков
Общечеловеческие ценности и личность (социальное и индивидуальное). А.Е.Разумов
Аксиологические аспекты современных цифровых технологий как расширение творчества. Е.И.Ярославцева
Гуны и геном: постановка проблемы. М.В.Рахимова
Sittliche Grundlagen der Familie. Helga E.Hörz
Авторы
Contents

 Contents

Introduction (G.L.Belkina, S.N.Korsakov)
Socio-Ethical and Humanistic Problems of Modern Science. I.T.Frolov
Can Scientific Knowledge Be a Commodity? V.A.Lektorsky
The Apology of the Haberdasher Bonasier or on the Sense of commercialization of Science. P.D.Tishchenko
On the Ñoncept of Philosophical Expertize. B.G.Yudin
Empirical Foundation of Theories as a Value of Cognition. E.A.Mamchur
Science, Truth, Responsibility. H.Herz
The Influence of the Ideas of Kant in the Philosophy of I.T.Frolov. S.N.Korsakov
The Issues of the Ethics of Techno-Science in the Works of E.Agazzi. M.I.Frolova
Transformation of Values in the Quantum Paradigm. P.S.Gurevich
Is Scientific Knowledge an Ideological Construction? E.O.Trufanova
The Symbolic Value of Science. A.Sh.Tkhostov
Problems of Forecasting in Convergent Technologies. E.N.Gnatik
Formation of Bioethics in the Context of the Transition from the "Biology Age" to the "Anthropology Age". N.A.Ageeva
Taking Care of the Human and Social Capital. V.G.Fedotova
Value bases of the Human Philosophy of I.T.Frolov: a Glance into the Unaccrued Future. Y.M.Reznik
Ethical and Legal Issues of Determining the Status of the Human Embryo in Biomedical Technologies. L.F.Kurilo, S.Sh. Khayat
Clinical Application of the Whole Genome Analysis: the Hopes and Ethical Issues. V.L.Izhevskaya
Human, Its Price and Value. O.V.Popova
Finding Ways to Personal Development (on the Example of Dostoevsky Texts and Nietzsche). F.G.Maylenova
Paradigm Shift in the Value Bases of the Modern Human. I.V.Bormotov
Hybrid Human of the Future: Concerning the Threat of Loosing the "Human Nature". M.Kozhevnikova
Socio-Humanitarian Aspects of Personalized Medicine Development. R.R.Belyaletdinov
The Problem of Natural and Social in Human in the Philosophy of I.T.Frolov. G.L.Belkina, S.N.Korsakov
All-human Values and Personality (Social and Individual). A.A.Rasumov
Axiological Aspects of Modern Digital Technology as an Extension of Creativity. E.I.Yaroslavtseva
Rethinking the Genome: Hints from Hindu GunasvM.V.Rakhimova
Sittliche Grundlagen der Familie. Helga E.Hörz
Authors
Contents

 Предисловие

Тема "наука и нравственность" занимает умы людей уже давно, с тех пор, как стало понятным, что достижения науки могут легко быть использованы не на благо человека, а во вред ему. Проблема эта в художественной форме ставилась крупнейшими писателями XIX и XX веков. Некоторые персонажи их произведений вышли за рамки художественной литературы и стали символическими фигурами: Франкенштейн Мэри Шелли, мистер Хайд Стивенсона, Шариков Булгакова. К проблеме обращались и теологи, и общественные деятели. Мотив тревоги, который сопровождал дискуссии о нравственности в науке, часто способствовал нигилистическим оценкам вечной страсти человека к познанию. Вспомним, что Паскаль отказался от продолжения своих научных занятий под влиянием нравственно-религиозных соображений: он воспринимал удовлетворение потребности познавать как послабление "похоти разума".

В XX веке проблема "наука и нравственность" приобрела новое звучание, которое не сразу стало заметным. До сих пор предметом споров было применение результатов, полученных в науке и технике: во благо или во зло людям. Потрясающие открытия XX века только усилили эту альтернативу. Как должна, к примеру, использоваться атомная энергия: для создания оружия массового уничтожения или для решения энергетической проблемы? Человечество, однако, продолжает уверенно продвигаться по обоим этим путям – блага и зла – параллельно. Постепенно возникло осознание того, что, говоря о возможных негативных последствиях научной деятельности, мы не можем исключать из "нравственного суда" саму эту деятельность, ограничиваясь только еñ результатами.

Слова "нравственный суд" взяты из статьи академика Ивана Тимофеевича Фролова, которой открывается настоящая книга. В истории нашей философии И.Т.Фролов был первым, кто заявил, что научная деятельность подлежит нравственно-гуманистическому регулированию. Наша книга появилась в результате обсуждения острейших проблем современной науки, состоявшегося на чтениях памяти И.Т.Фролова.

Вопрос не в том, как используются результаты научной деятельности, а в том, как она осуществляется. До сих пор в философии доминировала иная точка зрения: сам по себе процесс познания лежит вне сферы ценностей. Научное познание только тогда истинно, когда оно объективно. Стало быть, всñ "слишком человеческое" должно быть "вынесено за скобки", познавательный и ценностный аспекты научной деятельности должны быть разведены. Единственное назначение, которое имеет в культуре фундаментальная наука, состоит в том, что она добывает объективно истинное знание о мире. На теоретической стадии исследование должно быть этически нейтральным. Учñный устанавливает научный факт, а как им распорядится общество – это другой вопрос, который не имеет отношения к теоретической деятельности по открытию этого факта.

Подобная позиция, однако, сама может быть проблематизирована, ибо в еñ основе лежит представление о задачах и характере познания, возникшее в определñнных социально-исторических условиях под влиянием господствовавшей системы ценностей. Изгнание из сферы познания ценностного измерения показалось бы нелепостью античному философу, занятому поиском блага. Не нужно доказывать, что такие идеи не нашли бы отклика и в христианском средневековье. С нейтральностью познания не согласились бы и мыслители Возрождения с их образным, гуманистическим видением мира и человека. Победила идея этической нейтральности науки в раннее Новое время. К XVII веку потребности капиталистической промышленности диктовали определñнную идеализацию науки: эффективным может быть лишь объективное познание; чтобы сделать познание объективным, нужно исключить его человеческое измерение. Подобное сильное допущение породило мощнейшее средство преобразования действительности – новоевропейскую науку. Наука эта работала на человека до тех пор, пока "вдруг", "неожиданно" не начала работать во вред ему.

Жизнь заставила вернуться к вопросу о ценностных основаниях науки. Пока наука применялась в ограниченных масштабах, проблема не осознавалась. Когда наука превратилась в социальный институт, чьñ влияние пронизывает все другие сферы жизни общества, – начали задумываться о том, как нивелировать негативные последствия неудержимо развивающегося познания. Наконец, пришло осознание того, что субъект-объектная модель познания претерпела полную инверсию со времñн XVII века. Тогда для достижения объективности из процесса познания исключали всñ субъективное. Теперь наука превратила самого человека в объект познания. Сама же она превратилась в технонауку, чьñ познавательное воздействие на объект чревато необратимыми перестройками сущности этого объекта.

В результате назрела необходимость в переосмыслении понимания объективности познания. При современном изучении такого объекта, как человек, нельзя абстрагироваться от того факта, что мы познаñм человека. Иначе наше познание заведомо будет зауженным, неполным. Следовательно, негуманное отношение к такому объекту само нарушает требование объективности познания. В современной науке и технике гуманистическое регулирование, гуманитарная экспертиза должны работать и на стадии постановки проблемы, и на стадии определения целей исследования, и на стадии выбора средств воздействия на объект, и, само собой, при оценке полученных результатов.

Сказанное особенно наглядно в современной медицине и биотехнологиях. Современные биотехнологии затрагивают самые интимные стороны человека, саму человеческую природу. В результате возникает масса как социальных, так и этических проблем. Генетическая диагностика постепенно становится столь же обыденной практикой, как забор крови; удаñтся диагностировать наследственные заболевания, некоторые формы рака на ранней стадии, возможные патологии развития плода, давать анализ предрасположенности к заболеваниям, осуществлять направленное вмешательство в процессы появления человека на свет. Повседневной практикой становится работа в области биоинформатики. В связи с созданием банков биоинформации возникают непредвиденные проблемы: какова стоимость "телесных активов"? В какой мере в биообразцах сохраняется индивидуальность их "биопроизводителя"? Каковы границы допустимого при серийном использовании препаратов из биообразцов, в частности, в отношении степени информированности согласия? Как отрегулировать вопросы патентного права на биообразцы?

Сам характер проблем нов: они возникают на грани науки, техники, этики, философской антропологии и социальной технологии. Решения этих проблем нельзя успешно искать, если не учитывать, что они носят комплексный характер, если подходить к ним как к проблемам чисто научным, или чисто социальным, или чисто технологическим. Время дисциплинарных барьеров прошло. Произошло же это потому, что преобразовательная деятельность человека, инструментами которой были наука, техника и промышленность, приобрела, наконец, глобальный характер. Качественный сдвиг можно датировать приблизительно серединой XX века. Человек создавал "вторую природу" – и вдруг она включила в себя первую как подчинñнный момент. Человек распространял свою активность во все стороны, и вдруг оказалось, что он держит в своих руках Земной шар. Деятельность человека приобрела глобальный характер, и его проблемы стали глобальными. Путь решения проблем такого рода может быть только комплексным.

Специалисты, принявшие участие в коллективной монографии, показывают, как генетика, нанотехнологии, когнитивные технологии становятся средством вторжения в процессы регулирования человеческой жизни на самом глубинном уровне. Главной глобальной проблемой цивилизации становится проблема человека. И.Т.Фролов говорил, что настало время, когда нужно не только изучать, но и охранять человека. Реальной стала проблема сохранения самих биологических основ человека, сохранения и видовой, и индивидной идентичности. Не пора ли человеку занести самого себя в "Красную книгу"?

При применении современных биотехнологий резко возрастают социальные риски. В условиях биотехнологической революции рыночное общество становится питательной средой для немыслимых ранее извращений, для которых ещñ не придумано статей в уголовных кодексах. Коммерциализация противопоказана научно-техническому вмешательству в природу человека. Однако мы необратимо вступаем в весьма конфликтную сферу. Современная технонаука включает в себя такие формы закрытости знания, как патенты, право интеллектуальной собственности, секретные научные разработки, корпоративная тайна, государственная тайна. Конкурентные преимущества фирмы могут объективно войти в противоречие с традиционными процедурами признания знания: с организованным скептицизмом научного сообщества. Пока засекречивалось знание об отдельных технических усовершенствованиях, большой беды не было. Но как быть со знанием, которое может затрагивать вопросы трансформации природы самого человека? В ряде статей нашей книги подробно рассказывается о новейших биотехнологических рисках. Мы на пороге эпохи, когда повседневностью станет продажа биообразцов для биобанков, продажа жидкостей тела, патентование генов, развитие нелегальных рынков человеческих органов и тканей человека, включая нелегальные исследования на них. Сложно представить, какие масштабы может принять мошенническая практика в этих условиях, какова будет еñ социальная цена, сколько человеческих трагедий нельзя будет предотвратить.

Насущным стало повсеместное внедрение гуманитарной экспертизы при принятии любых социально-экономических решений, затрагивающих привычные стандарты жизни тысяч и миллионов людей. Пока что гуманитарная экспертиза не стала практикой для государственных органов. К сожалению, политики даже не осознают самой проблемы. Но еñ хорошо понимают учñные и философы. Их долг – донести необходимость гуманитарной экспертизы до широкой общественности.

К сожалению, среди учñных и философов нет единства в этом вопросе. Широкую популярность приобрели идеи трансгуманизма, формирования постчеловеческого будущего. Речь идñт отнюдь не о маргиналах научного сообщества. Технократическое высокомерие застилает глаза и ведущим учñным. Пока ещñ безотказно господствует принцип: если нечто технологически возможно, оно должно быть осуществлено. В результате действия этого принципа так называемый "простой" человек лишается главного своего права – на сохранение собственной идентичности. Но пока не подозревает об этом.

Как пойдñт развитие человечества дальше – зависит не от того, какие открытия в генетике или биологической робототехнике будут совершены, а от того, какие ценности возобладают среди работников науки: гуманистические или же технократические. История учит нас ясно: как только находились силы, рассматривавшие человечество в качестве материала для создания "высших" форм существования, человечеству всегда приходилось дорого за это расплачиваться.

Вот почему вопрос о ценностных основаниях науки – далеко не академический вопрос. Философы веками вырабатывали гуманистические ценности. Сегодня эти ценности подкреплены комплексным, междисциплинарным изучением человека и проблем человечества. Будущее – за комплексным подходом, соединяющим естественные, технические, социальные и гуманитарные науки. Постепенно все науки – от астрофизики до молекулярной биологии – становятся науками о человеке. В новых науках о человеке ценностный фактор не выключен из познавательного процесса, как это традиционно было принято в новоевропейской науке. Напротив, он учитывается на всех стадиях познания, чтобы избежать необратимых последствий вмешательства в генетику, физиологию и психику человека.

Академик И.Т.Фролов рассматривал гуманистические ценности как важнейшие регулятивы познания в эпоху, когда наука вступила в "век антропологии". В особенности ценностный фактор важен в технонауке, которая затрагивает биологические основы человеческого существования.

Г.Л.Белкина, С.Н.Корсаков
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце