URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Тарасов Л.В. Приобщение школьников к современной физике: Диалоги с учителем
Id: 221498
 
254 руб. Бестселлер!

Приобщение школьников к современной физике: Диалоги с учителем. № 16. Изд.стереотип.

URSS. 2017. 264 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-05643-4.

 Аннотация

Настоящая книга посвящена современной физике и использованию ее принципов при изучении курса физики в средней школе. Рассматриваются основные этапы развития физики в XX веке и ее достижения, современная естественно-научная картина мира, методологические вопросы современной физики; анализируется роль современной физики в процессе познания. Параграфы, составляющие книгу, перемежаются диалогами между автором и воображаемым читателем --- учителем физики; в этих диалогах предпринята попытка спроецировать рассматриваемые вопросы на школьный курс физики, взглянуть на них с точки зрения процесса обучения физике. Автор выносит на обсуждение методические и методологические вопросы, фокусируя внимание на диалектической сущности современной физики и на необходимости формирования у учащихся диалектического мышления на уроках физики. Рассматриваются многочисленные конкретные примеры, которые могут быть использованы учителем в практике преподавания.

Книга предназначена в первую очередь учителям физики и методистам по физике; она может быть полезна также ученикам старших классов и студентам вузов гуманитарного профиля. В физико-математических классах школы книга может служить учебным пособием по курсу, посвященному концепциям современного естествознания.


 Оглавление

Предисловие
Вступление
 Диалог. О некоторых тревожных тенденциях
 § 1.Физика в современном мире
  1.1.Физика как важнейший источник знаний об окружающем мире
  1.2.Физика как основа научно-технического прогресса
  1.3.Физика как важнейший компонент человеческой культуры
 Диалог. О диалектике и метафизике
1 Долгий путь к современной естественно-научной картине мира
 § 2.Первые шаги
  2.1.Зарождение науки в античную эпоху
  2.2.Три научных программы античности
  2.3.Континуалистская физическая программа Анаксагора--Аристотеля
  2.4.Атомистическая физическая программа Демокрита--Эпикура
  2.5.Поэма Лукреция "О природе вещей"
 Диалог. О научных революциях
 § 3.Механическая картина мира
  3.1.Становление механики
  3.2.Мир Декарта и мир Ньютона
  3.3.Атомисты XVII--XVIII веков
  3.4.Мир как сложный и точный часовой механизм
  3.5.Основные черты механической картины мира
 Диалог. О привычке мыслить механистически
 § 4.Удивительный девятнадцатый век
  4.1.В начале века...
  4.2.О физиках и философах
  4.3.Синтез электродинамики
  4.4.Развитие термодинамики. Открытие закона сохранения и превращения энергии
  4.5.Успехи атомистики
  4.6.Электромагнитная картина мира
 Диалог. О привычке видеть за вероятностями однозначные закономерности
 § 5.Кризис физики и "новейшая революция в естествознании"
  5.1.Важнейшие открытия, сделанные в период с 1885 по 1905 год
  5.2.Кризис физики
  5.3.Ленинский анализ "новейшей революции в естествознании"
2 Современная физика
 § 6.Теория относительности
  6.1.Проблема мирового эфира
  6.2.Специальная теория относительности
  6.3.Вывод преобразований Лоренца по Эйнштейну
  6.4.Некоторые следствия из преобразований Лоренца
  6.5.Преобразования Лоренца как поворот осей в четырехмерном континууме
  6.6.Замечания, касающиеся общей теории относительности
 Диалог. О времени
 § 7.Квантовая физика: рождение и становление
  7.1.Что такое квантовая физика?
  7.2.Рождение квантовой физики
  7.3.Первые шаги: теория атома водорода по Бору. Взаимодействие излучения с атомами по Эйнштейну
  7.4.От волн материи к волнам вероятности. Уравнение Шр\"едингера и волновая функция
  7.5.Соотношения неопределенностей
  7.6.Некоторые следствия из соотношений неопределенностей
 Диалог. Что такое микрообъект?
 § 8.Квантовая физика: некоторые принципиальные вопросы
  8.1.Микрообъект в интерферометре
  8.2.Вероятность и амплитуда вероятности перехода
  8.3.Электрон в интерферометре: интерференция амплитуд
  8.4.Электрон в интерферометре: разрушение интерференции в измерительном акте
  8.5.Амплитуда вероятности перехода и волновая функция. Принцип суперпозиции
  8.6.Главное в квантовой физике
 Диалог. О волнах и вероятностях в квантовой физике
 § 9.Современная физика и научно-техническая революция
  9.1.Особенности научно-технической революции. Роль современной физики
  9.2.Элементы физики твердого тела
  9.3.Физика транзистора
  9.4.Может ли свет усиливаться, проходя через вещество?
  9.5.Физика лазера
  9.6.Почему деление тяжелых атомных ядер может служить источником энергии?
  9.7.Физика атомного реактора
  9.8.Проблема управляемого термоядерного синтеза
 Диалог. О новой оптике, рожденной лазером
 § 10.Вглубь материи: от атома -- к кваркам
  10.1.Атомное ядро до 1932 года
  10.2.Открытие нейтрона
  10.3.Открытие нейтрона и законы сохранения энергии и импульса
  10.4."Год чудес"
 Небольшой диалог, посвященный пиону
  10.5.Элементарные частицы в 1964 году
  10.6.Основные типы взаимодействий
  10.7.Кварковая структура адронов
  10.8.Фундаментальные бозоны и фундаментальные фермионы
  10.9.Три этапа в познании строения вещества
 Диалог. О путях дальнейшего развития физики
 § 11.Современная естественно-научная картина мира
  11.1.Поле и вещество
  11.2.Взаимопревращения частиц
  11.3.Вероятность в современной картине мира
  11.4.Физический вакуум
  11.5.Общие замечания о современной естественно-научной картине мира
  11.6.Современная космология
  11.7.Смена естественно-научной традиции
3 Методологические вопросы современной физики
 § 12.Фундаментальность вероятностных закономерностей
  12.1.Проблема соотношения между динамическими и статистическими (вероятностными) закономерностями
  12.2.От динамических физических теорий к статистическим
  12.3.Случайность в поведении простых динамических систем
  12.4.Классическая механика как статистическая теория
  12.5.Законы сохранения и вероятность
  12.6.Вероятность в биологии
 Диалог. О формировании у школьников правильного отношения к случайному
 § 13.Порядок из хаоса. Диалектика необходимого и случайного
  13.1.Отбор информации из шума
  13.2.Порядок из хаоса. Самоорганизация в сложных открытых неравновесных системах
  13.3.Что такое синергетика?
  13.4.Диалектика необходимого и случайного
 Диалог. О формировании у школьников вероятностного мышления
 § 14.От симметрии геометрических форм к симметрии физических законов
  14.1.Что такое симметрия?
  14.2.Живое и неживое с точки зрения симметрии. Проблема возникновения жизни
  14.3.Обобщение понятия симметрии
  14.4.Симметрия физических законов
  14.5.Пример асимметрии физических законов
  14.6.Симметрия физических законов и законы сохранения
 Диалог. Об использовании понятия симметрии при обучении физике
 § 15.Диалектика симметрии и асимметрии
  15.1.Симметрия как проявление "мудрости творца"
  15.2.Современный взгляд на симметрию: идея сохранения, выявление общего в объектах или явлениях, ограничение числа возможных вариантов
  15.3.Диалектика симметрии и асимметрии
  15.4.Диалектика симметрии и асимметрии в научном познании мира и в человеческом творчестве
  15.5.Этот удивительно симметричный мир, построенный на вероятности (связь между диалектикой симметрии и асимметрии и диалектикой необходимого и случайного)
 § 16.Принцип соответствия и диалектика процесса познания
  16.1.Принцип соответствия в квантовой механике
  16.2.Развитие физики и принцип соответствия
  16.3.Проблема истины с точки зрения метафизики, физического релятивизма и материалистической диалектики
  16.4.Философское значение принципа соответствия
 Заключительный диалог. Каким представляется современный школьный курс физики
Литература

 Предисловие

Современная физика в средней школе... Что скрывается за этими словами? Возможно, кто-то подумает, что речь пойдет о том, чтобы познакомить учителя средней школы с достижениями современной физики, помочь ему популярно рассказать о них учащимся. Возможно также, кто-то увидит за упомянутыми словами рекомендации, как надо преподносить современную физику в процессе преподавания физики в школе. В действительности же автор ставил перед собой значительно более серьезную задачу. Данная книга посвящена проблеме перестройки школьной физики, с тем чтобы она наконец стала методологически соответствовать современной физике, чтобы современная физика не была дополнительной главой (разделом) школьного курса физики, а определяла структуру и методологию всего этого курса. Мы полностью разделяем точку зрения на модернизацию курса физики в средней школе, изложенную в книге "Основы методики преподавания физики в средней школе": "Модернизация курса физики предусматривает не только включение в него вопросов современной физики, но и изложение вопросов классической физики (в значительной части даже традиционных) по-новому, с применением новых методов исследования и приемов мышления, а также предполагает усиление классификации, систематизации и обобщения знаний под углом зрения общих идей... Его научный уровень должен соответствовать современному уровню развития науки, и вместе с тем этот курс должен быть доступным для учеников массовой школы по объему и глубине изложения" [91, с.77].

Данная книга состоит из трех глав (16 параграфов), в которых рассмотрены развитие физики, современная естественно-научная картина мира, методологические вопросы современной физики. Параграфы перемежаются диалогами между автором и воображаемым читателем -- практикующим учителем физики. В этих диалогах предпринята попытка спроецировать рассматриваемые вопросы на школьный курс физики, взглянуть на них с точки зрения процесса обучения физике. Автор выносит на обсуждение методические и методологические вопросы, фокусируя внимание на диалектической сущности современной физики и на необходимости формирования у учащихся диалектического мышления на уроках физики. Рассматриваются многочисленные конкретные примеры, которые могут быть использованы учителем физики в практике преподавания.

Книга предназначается, в первую очередь, учителям физики и методистам по физике. Она может быть полезна также ученикам старших классов и студентам вузов гуманитарного профиля. В физико-математических классах школы данная книга может служить учебным пособием по курсу, посвященному концепциям современного естествознания.


 Об авторе

Тарасов Лев Васильевич
Окончил Московский инженерно-физический институт в 1958 г. по специальности «Теоретическая ядерная физика». Кандидат физико-математических наук (1968), доцент (1969), профессор (1983). В 1989–1992 гг. — заведующий кафедрой методики преподавания предметов естественно-математического цикла в Московском институте повышения квалификации работников образования; в 1992–1998 гг. — заведующий кафедрой физики в Московском государственном открытом педагогическом университете. В 1994 г. награжден значком «Отличник народного просвещения» за разработку новой модели общеобразовательной школы «Экология и диалектика» и научное руководство межгосударственным педагогическим экспериментом по практической отработке этой модели.
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце