URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Лукреций О природе вещей: Билингва латинско-русский Обложка Лукреций О природе вещей: Билингва латинско-русский
Id: 286145
999 р.

О природе вещей:
Билингва латинско-русский. № 6. Изд. стереотип.

URSS. 2022. 448 с. ISBN 978-5-9519-3200-6.
Белая офсетная бумага

Аннотация

Вниманию читателя предлагается бессмертная поэма "О природе вещей" римского поэта и философа Тита Лукреция Кара --- единственное полностью сохранившееся систематическое изложение материалистической философии древности. Эта поэма представляет собой не только великий литературный памятник, одну из вершин римской поэзии, но одновременно и важнейшее сочинение в истории естествознания, содержащее наиболее полное и мотивированное изложение одного из... (Подробнее)


Содержание
top
КНИГА ПЕРВАЯ
 Обращение к Венере. – Обращение к Меммию и предмет поэмы. – Победа Эпикура над религией. – Религия ведет к преступлениям: принесение в жертву Ифианассы. – Необходимость уничтожения религии, отравляющей человеческое существование; постижение законов природы уничтожает всякие суеверные страхи. – Отступление: трудность изложения греческой философии на латинском языке. – Основное положение: "Из ничего не творится ничто по божественной воле" и доказательства его. Вывод из основного положения: "Ничто не обращается в ничто". – Доказательство существования атомов, несмотря на их невидимость. – Доказательство существования пустого пространства и опровержение теорий, отрицающих существование пустоты. – Всё в мире состоит из тел и пустоты; никакой третьей субстанциональной сущности нет. – Вопрос о времени. – Строение атомов и доказательство их плотности и неделимости. Опровержение теории Гераклита. – Опровержение других космогонических систем (Анаксимена, Фалеса, Ферекида, Ксенофана) и подробное доказательство несостоятельности учения Эмпедокла о четырех стихиях. – Опровержение учения Анаксагора. – Отступление: указание на основную задачу поэмы (освобождение человеческой мысли от религии) и оправдание формы изложения. – Доказательство бесконечного количества атомов и безграничности вселенной. – Опровержение учения стоиков о центре вселенной. – Нелепость гипотезы об антиподах. – Повторение доказательства беспредельности материи и пространства. – Заключительное обращение к Меммию
КНИГА ВТОРА Я
 Вступление: похвала мудрости и доказательство тщетности людских забот и страхов. – Содержание книги II. – Движение атомов. – Их сочетания. – Скорость их движения. – Опровержение идеи провидения и участия богов в создании мира. – Все тела, в силу собственной тяжести, устремляются книзу, и ничто не способно само собой двигаться кверху. – Отклонение атомов. Отклонение атомов и свобода воли. – Количество мировой материи остается всегда неизменным. – Движение атомов и объяснение невидимости его. – Разнообразие форм атомов и обусловленные этим явления. – Разнородность форм атомов, однако, ограничена. – Количество одинакового вида атомов бесконечно. – Всякая вещь состоит из сочетания разнородных атомов. – Пример такого сочетания разнородных атомовземля. – Отступление описание культа Великой Матери, миф о ней и опровержение обожествления природы. – Другие примеры разнородности материи в вещах. – Однако не все атомы могут входить в сочетание друг с другом каким угодно образом. – Атомы бесцветны. – Теория цвета. – Атомы не обладают ни температурой, ни звуком, ни вкусом, ни запахом, ни мягкостью, ни гибкостью, ни рыхлостью – вообще теми качествами, которые присущи "смертным" предметам. – Атомы лишены чувства. – Происхождение жизни и чувства. – Переход к новой теме. – Множественность миров во вселенной. – Природа всё создает сама, без всякого участия богов. – Возникновение и развитие мира. – Признаки его постарения и неизбежной смерти
КНИГА ТРЕТЬЯ
 Восхваление Эпикура. – Содержание и задача книги III: исследование сущности духа и души (animus и anima) и уничтожение страха смерти. – Дух и душа составляют часть человеческого тела, а не являются его "гармонией". – Связь между душой и духом. – Природа духа и души материальна ("телесна"). – Чрезвычайная тонкость и мелкость атомов духа и души. – Четыре составные части духа и души; ветер ("дуновение"), тепло ("жар"), воздух и четвертая безыменная сущность ("душа души"). Объяснение разницы темпераментов у животных и человека. Тесная взаимная связь между душою и телом. – Возражение Демокриту по вопросу о размещении элементов души и тела. – Учение об абсолютном пороге. – Преобладание духа над силой души при их взаимной связи. – Дух и душа, составляющие иную сущность, и рождаются и умирают. – Душа умирает вместе с телом. – Дух и душа рождаются одновременно с телом и живут и умирают с ним вместе. – Душа и дух подвержены болезням, а следовательно, и смерти. – Душа испытывает ту же агонию, что и тело. – Так как дух есть часть человека, то о л не может существовать вне тела. – Жизнеспособность тела и духа обусловлена их взаимною связью. – Доказательства этого. – Душа разделима и, следовательно, смертна. Будь дух и душа бессмертны и вселяйся они в "готовое тело", они бы помнили предыдущую свою жизнь. – Душа так неразрывно сплетена с телом, что не может покинуть его, не разрушаясь. Если бы даже душа представляла какой-то ток, извне проникающий в тело, то тем самым она оказалась бы смертной. – Душа, труп и черви. – Доказательство нелепости учения о переселении душ. – Нелепость предположения о вселении душ. Дух и душа не могут жить вне смертного тела, ибо смертное не может сочетаться с бессмертным. – Заключительное доказательство смертности души. – Ничтожность страха смерти при смерти ноет л души. – Смерть – не страдание, а избавление от страданий. – Речь природы к человеку о смерти. – Наказания после смерти – басни. – Толкование мифов о Тантале, Сизифе, и др. как изображений страданий при жизни. Неизбежность смерти. Боязнь смерти и отвращение к жизни происходят от незнания законов природы. – Заключение: ничтожная длительность жизни по сравнению с вечностью смерти
КНИГА ЧЕТВЕР ТАЯ
 Вступление. – Оправдание формы изложения. – Содержание книги IV: теория призраков, или образов. – Доказательства существования их. – Природа образа. – Возникновение их. – Быстрота образования и скорость их движения. – Истечения исходят от всевозможных вещей. – Теория зрения. – Теория отражения в зеркале. – Различные явления зрения. – Тень. Зрительные иллюзии. – Оправдание чувства. – Возражение скептикам. – Другие чувства. – Слух, голос, звук и различные виды звуков. – Эхо и связанные с ним легенды. Слух и зрение. – Разница между распространением звука и путями зрительных образов. – Вкус. – Разница во вкусах. – Обоняние. – Разные виды запахов. – Разница в зрительных ощущениях. – Умственные образы и призраки и возникновение их. – Опровержение теории целесообразности. – Голод и жажда. – Ходьба и движения тела. – Сон. – Сновидения. – Половое чувство. – Любовь. Страдания и заблуждения влюбленных. – Взаимное влечение. – Теория наследственности. – Бесплодие и плодовитость. – Привычка и любовь
КНИГА ПЯТАЯ
 Апофеоз Эпикура. – Содержание книги V. – Неизбежная гибель мира. – Нелепость обожествления и одухотворения мира. Независимость мира от богов и опровержение теории целесообразности. – Мир имел начало и так же смертен, как и его части. – Борьба мировых стихий. – Миф о Фаэтоне и потопе. – Возникновение и образование мира и его отдельных частей. – Движение звезд и возможные причины его. – Причины устойчивости земли. – Размеры солнца и луны. – Солнечный свет и тепло. – Гипотезы для объяснения движения солнца, луны и звезд. – Смена дня и ночи. – Изменения длительности дней и ночей в разные времена года. Фазы луны. – Затмения. – Переход к изложению теории развития земли. – Появление растительности и животных. – Истощение земли. – Возникновение и исчезновение нежизнеспособных животных. – Невозможность существования мифических существ. – Теория борьбы за существование. – Первобытные люди. – Возникновение первобытного общества. Происхождение языка. – Возникновение и применение огня. – Возникновение царской власти и частной собственности. – Свержение царской власти. – Возникновение права и законов. – Происхождение религии. – Открытие металлов. – Открытие железа. – Усовершенствования в военном деле. – Изобретение тканей. Обработка почвы. – Возникновение музыки. – Мысли о развитии материальной культуры. – Осознание периодической смены времен года. – Дальнейшее развитие культуры: письменность, судостроение, строительное искусство и т. д.
КНИГА ШЕСТАЯ
 Восхваление Афин и Эпикура. – Содержание книги VI: уничтожение суеверных страхов путем объяснения явлений природы. – Происхождение грома. – Молния. – Природа молнии. – Возникновение молнии. – Скорость и сила молнии. – Причины того, почему грозы чаще всего бывают осенью и весной. – Молния не может посылаться богами. – Смерчи. – Тучи и облака. – Дождь и радуга. – Другие метеорологические явления. – Землетрясения. – Причины того, почему море не прибывает. – Извержения Этны. – Явления природы, допускающие различные объяснения. – Разливы Нила. – Аверны. – Почему летом вода в колодцах холоднее, чем зимой. – Источник у храма Аммона. – Огневой источник и Арадский родник. – Магнит. – Болезни и эпидемии. – Повальный мор в Афинах
Пояснения к рисункам

Об авторе
top
photoТит Лукреций Кар
(ок. 99–55 гг. до н. э.)

Выдающийся римский поэт и философ эпохи гражданских войн I в. до н. э., один из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователь учения Эпикура. Биографические сведения о нем малодостоверны. Лукреций является одним из первопроходцев в области латинского стихосложения. Он перенял и развил латинский гекзаметр эпического поэта Энния, у него же заимствовал некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии. Римский оратор и философ Цицерон в письме брату Квинту, написанном в 54 г. до н. э., упоминал поэму «О природе вещей» и признавал в ней «многие проблески гения, но также и немалое искусство».

Рост индивидуализма в связи с распадом римской общины, стремление по-новому поставить и решить проблемы этики, морали и религии, осознать основы мироздания — все это вызвало в Риме интерес к греческим философским системам. Большой популярностью стала пользоваться материалистическая философия греческого философа Эпикура (IV–III вв. до н. э.). В дидактической поэме «О природе вещей» Лукреций пламенно пропагандирует идеи Эпикура, раскрывая философские положения в конкретных образах и аналогиях, которые развертываются у него в яркие, цельные поэтические картины. В основе концепции Лукреция лежит этический принцип: объяснением явлений природы поэт хочет избавить своих современников от всяких суеверий и страха перед смертью. Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени.