URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Волошинов А.В. Пифагор: Союз истины, добра и красоты
Id: 220943
 
569 руб. Бестселлер!

Пифагор: Союз истины, добра и красоты. Изд.5

URSS. 2017. 232 с. Твердый переплетISBN 978-5-9710-3949-5.

 Аннотация

Пифагор (VI в. до н. э.) --- не только самый популярный ученый, но и самая загадочная личность, человек-символ и человек-фантом, философ и пророк; основоположник дедуктивного научного знания --- математики и родоначальник многих мистических учений, учредитель религиозно-этического братства и создатель научно-философской школы, ставшей воистину союзом истины, добра и красоты.

В книге по горсткам уцелевших античных свидетельств воссоздается образ великого мыслителя, построена авторская версия биографии ученого в контексте античной культуры времен Пифагора. Излагаются основные идеи пифагорейского учения в арифметике, геометрии, космологии, музыке, и обсуждается влияние этих идей на зарождение и развитие европейской науки от Античности вплоть до XX столетия.

Книга обращена к юношеству, но будет интересна всем, кого не оставляет равнодушным великая античная культура, у колыбели которой стоял великий Пифагор.


 Оглавление

Вступление
Глава 1. Жизнь Пифагора. За легендой истина
 1.Пролог. Колыбель европейской цивилизации
 2.Время семи мудрецов
 3.Остров Самос -- родина Пифагора
 4.Годы странствий. Египет
 5.Вавилонский плен и вавилонская мудрость
 6.Возвращение на родину и бегство от родины
 7.Кротон: пифагорейское братство
 8.Разгром пифагорейцев. Смерть Пифагора
 9.Эпилог. Вечный кладезь мудрости
Глава 2. Пифагореизм. У истоков научного знания
 1.Арифметика
  1.1.Учение о числе
  1.2.Пифагоровы тройки
  1.3.Таблица Пифагора
  1.4.Учение о пропорциях
  1.5.Открытие несоизмеримости
 2.Геометрия
  2.1.Правильные фигуры и тела
  2.2.Пентаграмма
  2.3.Доказательство в геометрии
  2.4.Теорема Пифагора
  2.5.Геометрическая алгебра
 3.Музыка
  3.1.Гармония целочисленных отношений
  3.2.Пифагорова гамма
  3.3.Математика колебания струны и тайны гармонии
 4.Астрономия
  4.1.Космос пифагорейцев
  4.2."Пифагорово пенье светил"
  4.3.Пять стихий мироздания
Заключение. Современная мысль древних

 Вступление

Посвящаю дочери Даше, родившейся на свет в одно время с этой книгой
27 апреля 1989 г.

Пифагор -- едва ли не самый популярный ученый за всю историю человечества. Если сотни миллионов учащихся умножить на сотни исписываемых ими тетрадей в клеточку, с каждой из которых смотрит на нас таблица Пифагора, то получится астрономическая цифра. Ни одно имя ученого не повторяется так часто. Но суть, конечно, не в этих арифметических упражнениях в духе "статистика мироздания".

Пифагор был не только ученым, основателем первой научной школы. Он был и властителем дум, проповедником собственной "пифагорейской" этики, философом, которого по силе духа и силе воздействия можно сравнить разве что с его великими современниками: Конфуцием, Буддой и, возможно, Заратуштрой. Но в отличие от последних Пифагор создал самую яркую и самую современную "религию": Пифагор воспитал в человечестве веру в могущество разума, убежденность в познаваемости природы, уверенность в том, что ключом к тайнам мироздания является математика.

Историю человечества всегда связывали с именами царей и полководцев. Между тем выдающиеся ученые могут направить цивилизацию по совершенно новому руслу. Сегодня, к несчастью, страшной ценой -- ценой угрозы ядерной смерти человечества эта мысль стала очевидной для всех. Но кто и сегодня позволит себе назвать Ньютона самой значительной фигурой XVII в.? А ведь именно Ньютон определил развитие всей культуры последних трех столетий. И как Ньютон 300 лет назад раскрыл перед человечеством окно во Вселенную, так и Пифагор 2500 лет назад направил людей по пути торжества Разума.

О Ньютоне написано много. Что же можно прочитать о Пифагоре? Ничего. На русском языке нет ни одной современной книги о Пифагоре -- ни научной, ни популярной. Исключение, пожалуй, составляет монография А.Н.Чанышева "Италийская философия", изданная Московским университетом. Но в этой книге опущено важнейшее поле деятельности Пифагора -- математика, да и тираж книги делает ее похожей на инкунабулу.

Такое положение дел неудивительно. Начинать писать о Пифагоре просто страшно. Перед глазами предстает пустыня, по которой разбросаны горстки развалин. Кому принадлежали эти развалины? Преодолеть охватывающее чувство растерянности нелегко. Но если пристально всматриваться в зыбкое марево этой пустыни, то сказочными миражами начнут проступать очертания отживших цивилизаций, их обломки волшебным образом станут соединяться в стройные совершенные здания, здания соберутся в узкие улочки и широкие площади, которые заполнят люди со своими заботами, радостями, мыслями.

Между тем история литературы о Пифагоре знала и лучшие времена. Античные авторы наперебой рассказывали о Пифагоре, и чем дальше отстояли они от времени Пифагора (VI в. до н.э.), тем подробнее и красочнее становились эти рассказы. За 1000 лет античной истории имя Пифагора обросло таким количеством легенд, что Пифагор стал почитаться полубогом.

Так продолжалось вплоть до XIX в. Еще в 1799 г. французский философ и литератор Пьер Сильвен Марешаль опубликовал шеститомный роман "Путешествие Пифагоэг", в котором собрал все античные легенды о Пифагоре, нисколько не задумываясь об их критическом осмыслении. В 1804 г. этот роман единственный раз вышел на русском языке и сегодня является библиографической редкостью.

В конце XIX -- начале XX в. в литературе о Пифагоре возникает обратная волна, настает время гиперкритического отношения к Пифагору. Пифагора объявили легендой, а все научные достижения стали приписывать группе его учеников -- пифагорейцев. Впрочем, и это неново: так уже говорили о Гомере, Шекспире, Дюма. Досталось Пифагору и в советской литературе: в известный период его называли не иначе как идеологом реакции и мракобесом. Еще дальше "продвинулся" один итальянский историк, объявивший Пифагора "античным фашистом".

Где же лежит истина о Пифагоре? Истина лежит за легендой. Нужно только отделить кусочки легенды от целого истины так же, как советовал Микеланджело отделять лишний мрамор от статуи, спрятанной в куске мрамора. Легко ли это сделать?

Итак, вопросов, связанных с личностью Пифагора, великое множество. Лучше сказать, что вся биография Пифагора является сплошным знаком вопроса. Был ли Пифагор учеником Ферекида и встречался ли он с Фалесом? Путешествовал ли Пифагор в Египет? Был ли Пифагор в Вавилоне, и если да, то в качестве пленника Камбиза или по доброй воле? Встречался ли Пифагор с Заратуштрой? Пожалуй, только на последний вопрос можно дать достоверный ответ -- отрицательный. Остальные вопросы, как и масса других, видимо, так и останутся предметом научных споров, хотя итог этим спорам еще в конце XIX в. пытался подвести немецкий исследователь античности Э.Целлер: "Я считаю недоказанным пребывание Пифагора в Египте, но и доказать, что он там не был, также невозможно". Только чудо, равное открытию Трои Генрихом Шлиманом (1822--1890), может принести новые достоверные материалы о Пифагоре.

Составление хронологии жизни Пифагора приводит к дополнительным трудностям, которые подчас и сегодня рождают новые легенды. Так, некоторые авторы сообщают, что в Египте Пифагор попал в плен к персидскому завоевателю Камбизу, был отправлен в Вавилон, где в течение семи лет изучал теорию чисел, астрологию и другие науки, а затем в 530 г. до н.э. поселился в Кротоне. Но Камбиз завоевал Египет в 525 г. до н.э., и, таким образом, легко подсчитать, что эти сообщения не стыкуются на 12 лет. Подобных недоразумений немало, и в разных биографиях они разные.

Пытаясь увязать важнейшие моменты биографии Пифагора с известными историческими событиями, автор предлагает свою версию биографии ученого. Собственно, версия эта сводится к единственному предположению, ибо главную задачу мы видели прежде всего в том, чтобы по возможности оставаться в рамках сложившейся традиции о Пифагоре. Традиция же почти единодушно утверждает, что, вернувшись из дальних странствий на родину, Пифагор был вынужден покинуть родной Самос в возрасте акме -- край, кончик, высшая степень зрелости), т.е. в возрасте около 40 лет, протестуя против расцветшей там тирании Поликрата. Зная хронологию деятельности Поликрата, получают две даты из жизни Пифагора: около 530 г. до н.э. -- возраст акме и около 570 г. до н.э. -- год рождения. Обе эти даты на сегодня наиболее употребительны.

Но как мы видели, 530 г. до н.э. -- год отплытия Пифагора из Самоса в Кротон -- противоречит 525 г. до н.э. -- году завоевания Египта Камбизом и году пленения Пифагора. Разрешить это противоречие можно двояко: либо считать, что Лифагор вернулся на родину где-то после 520 г. до н.э., но в это время Поликрат уже был убит, либо отказаться от факта пленения Пифагора Камбизом.

Нам не хотелось лишать биографию Пифагора такого драматического периода, как вавилонский плен. При этом нами руководило не столько стремление к остроте сюжета, сколько сама логика отношений между Востоком и Элладой. Пифагору просто необходимо было зачерпнуть "вавилонской мудрости": более развитая вавилонская наука того времени явилась фундаментом или по крайней мере первотолчком для греческой науки. Ведь и теорема Пифагора была начертана на глиняных вавилонских табличках более чем за 1000 лет до рождения Пифагора. Не явилось ли созерцание этих табличек тем импульсом, который подтолкнул Пифагора к строгому доказательству теоремы?

Итак, следуя античной традиции, мы полагаем, что Пифагор был взят в плен Камбизом, но не во время его египетского похода, в 525 г. до н.э., когда Камбиз был царем Персии, а ранее. Это могло произойти около 536 г. до н.э. по пути Пифагора из Египта на родину где-нибудь в Малой Азии, которая к тому времени уже была покорена персами. Отряд, руководимый Камбизом -- сыном персидского царя Кира, пленил странствующих греков и препроводил их в Вавилон. (После 539 г. до н.э. Вавилон стал одной из резиденций Кира.) В 530 г. до н.э. Кир отправился в поход в Среднюю Азию, где потерпел поражение и погиб. Пифагор мог воспользоваться смутным временем и бежать на родину.

Итак, согласно нашей версии, Пифагор около 11 лет пробыл в Египте и около 6 лет -- в Вавилоне. Это ровно в два раза меньше тех цифр, которые приводит древнегреческий философ Ямвлих (ок. 250 -- ок. 330) -- автор сочинения "Жизнь Пифагора ". Памятуя о склонности древних к преувеличениям, наши сроки представляются вполне реальными, для того чтобы преодолеть языковой барьер и овладеть неизвестными науками, тем более речь идет о личности незаурядной.

Надо сказать, что сочинение Ямвлиха, написанное через 800 лет после смерти Пифагора, -- одна из наиболее поздних и наиболее приукрашенных античных биографий великого мудреца. И здесь помимо общечеловеческой страсти к преувеличениям скрыты и более глубокие причины. Дело в том, что и Ямвлих, и другой поздний биограф Пифагора -- Порфирий (ок. 233 -- ок. 304) были неоплатониками -- идейными вождями нового философского течения, ставшего теоретическим фундаментом борьбы язычников против христиан. 3 своих биографиях Пифагора Ямвлих и Порфирий (первый был также автором большого "Свода пифагорейских учений", а второй -- объемистого сочинения "Против христиан") ставили целью показать, что явление Иисуса Христа не было уникальным и чудесным событием в жизни человечества, что мессии, подобные Христу, неоднократно посещали землю и таковым, в частности, за полтысячелетия до Христа был и Пифагор. Под знаменем неоплатонизма в середине IV в. римский император Флавий Юлиан возглавил гонения на христиан, за что впоследствии был прозван христианским духовенством Юлианом Отступником. Таким образом, сочинения Ямвлиха и Порфирия, завершающие цикл античных преданий о Пифагоре, преследовали отнюдь не однозначные цели, хотя, разумеется, нет никаких оснований подвергать их огульному отрицанию.

Таковы были принципиальные трудности, стоявшие перед автором в начале пути. Но мощное силовое поле, излучаемое личностью Пифагора, поддерживало автора. И если из вихрей ноосферы удалось извлечь интеллектуальную и духовную энергию Пифагора и через 2500 лет передать ее юному читателю, значит, путь, начатый автором, пройден недаром. .


 Об авторе

Волошинов Александр Викторович
Кандидат физико-математических наук, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии Саратовского государственного технического университета. Автор более 150 научных работ, около 40 из которых на английском и французском языках, а также книг «Математика и искусство», «Троица Андрея Рублева: геометрия и философия», «Венок мудрости Эллады». Область научных интересов — эмпирическая и математическая эстетика, информационно-синергетические и симметрологические методы анализа художественной культуры, философия взаимодействия науки и искусства. Член ряда международных ассоциаций и обществ. Включен во многие международные биографические справочники.
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце