КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Соколов-Ремизов С.Н. Изобразительное искусство Китая: Словарь-справочник
Id: 220502
 

Изобразительное искусство Китая: Словарь-справочник

URSS. 2018. 160 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-3924-2.
Книги с пометкой "В печати" можно добавлять к заказу. Их стоимость и доставка не учитываются в общей стоимости заказа. Когда они поступят в продажу, мы обязательно уведомим Вас.

Эта книга — краткий словарь-справочник по изобразительному искусству Китая, от древности до наших дней. Принципы построения, отбора и характера подачи материала соответствуют целевой направленности издания, предполагающей две основных функции. Первая — информационно-справочная, диктующая предельную сжатость и конкретность текста изложения без «растекания» в рассуждения, оценки и анализ (справочник-словник, используемый для справки). Вторая — ознакомительно-познавательная, сообщающая словарю роль своего рода путеводителя по изобразительному искусству Китая, а в разделе о каллиграфии — начального введения в каллиграфическое искусство.

Словарь ориентирован на специалистов по искусству Дальнего Востока, искусствоведов широкого профиля; китаистов-культурологов, студентов гуманитарных вузов (особенно восточных факультетов), а также рядового читателя, интересующегося искусством и культурой Дальнего Востока, и в частности Китая.


Содержание
Предисловие
Словарь
 1.Живопись и графика
 Мэйшу -- изобразительное искусство
 Чжунгохуа -- китайская традиционная живопись
 Баньхуа -- гравюра; мукэ -- ксилография
 Бихуа -- стенопись (настенная живопись)
 Вэньжэньхуа -- живопись интеллектуалов
 Гунби -- тщательная кисть и се-и -- выражение (письмо) сути (идеи)
 Дандай цзю-дацзя -- девять корифеев нашего времени
 Жэнь'у (хуа) -- живопись жанра "люди"
 Лидай чжунгохуа шиэр дацзя -- двенадцать крупнейших мастеров китайской традиционной живописи разных периодов
 Линь-мо -- повторение и копирование
 Линнань хуапай -- Линнаньская (Гуандуньская) живописная школа
 Лючао сыдацзя -- четыре корифея периода Шести династий (229--589)
 Наньбэйцзун, наньбэй хуапай -- Южная и Северная школы (направления) в китайской традиционной живописи
 Няньхуа -- новогодняя картинка, лубок
 Синьань хуапай -- Синьаньская (пров. Аньхуй) живописная школа
 Сюй-хуан, Сюй Си хуапай, Хуан Цюань хуапай
 Сы-ван -- четыре Вана
 Сы цзюньцзы -- "четыре совершенных"
 Умэньпай -- Умэньская (Сучжоуская) живописная школа
 Фангу -- "в подражание классике (древним)"
 Хайшан хуапай -- Шанхайская живописная школа
 Хуаншань хуапай -- Хуаншаньская (пров. Аньхуй) живописная школа
 Хуаняо (хуа) -- живопись в жанре "цветы-птицы"
 Цзяньби или люеби -- лапидарная кисть
 Цинчу сы-гаосэн -- "четыре высокочтимых буддийских монаха начала династии Цин"
 Чанчжоу хуапай -- Чанчжоуская живописная школа, или "Юнь пай" -- "школа Юня"
 Чжитоухуа (чжихуа) -- живопись пальцем
 Чжуанбяо гэши -- строение формы картины традиционной китайской живописи, ее монтировка и оформление
 Чжэпай (чжэцзян хуапай) -- Чжэцзянская живописная школа
 Шаньшуй (хуа) -- живопись в жанре "горы-воды"
 Шуймохуа -- монохромная живопись (черной) тушью
 Шэсэхуа доцайхуа (или чжосэхуа -- полихромная, многокрасочная живопись
 Юаньсыдацзя -- четыре корифея Юаньской эпохи
 Цзяньчжи -- бумажная вырезка
 Цихуа -- лаковая живопись
 Юхуа -- масляная живопись
 Янчжоу багуай -- восемь чудаков из Янчжоу
 2.Скульптура
 Дяосу -- скульптура
 Линму дяосу -- монументальная скульптура при могильных курганах и погребальных комплексах
 Сымяо дяосу -- храмовая скульптура
 Сяосин чжуанши дяосу (аньтоудяосу, шиюнчжуанши) -- мелкая декоративно-прикладная скульптура
 Хуасянчжуань -- рельефы на кирпичах
 Хуасянши -- рельефы на каменных плитах
 Чуньдяосу (шинэй д. с., дасин шивай д. с.) -- станковая и новая монументальная скульптура
 Шику дяосу -- монументальная скульптура скально-пещерных монастырей
 Юн -- погребальная скульптура
 3.Каллиграфия
 Шуфа -- каллиграфия
 Бифа, юньби, юнби -- правила работы кистью
 Бихуа -- графические элементы (черты, графемы) конструкции иероглифического знака
 Бишунь (бисюй) -- порядок наложения черт (графем) при конструировании (написании) иероглифа
 Вэньфан сыбао -- четыре драгоценности кабинета интеллектуала (ученого, литератора, художника, каллиграфа)
 Гу -- "кости" ("костяк"), жоу -- "мясо" ("плоть"), цзинь -- "мышцы", сюе -- "кровь"
 Линь-мо -- воспроизведение и копирование образцов классической каллиграфии (фашу, фате)
 Цзяньцзя (цзецзы, цзети, цзегоу) -- принципы композиционного построения иероглифического знака
 Чжанфа (буцзюй, бубай) -- построение, композиционная организация каллиграфического текста
 Чжуанькэ -- резная чжуань
 Чжибифа -- способы держания кисти
 Шути -- каллиграфический почерк, сытишу -- четыре основных почерка китайской каллиграфии, утишу -- пять почерков калллиграфии
Китайское изобразительное искусство в отечественном искусствознании
Именной указатель
Основные термины и понятия

Об авторе
Соколов-Ремизов Сергей Николаевич
Родился в 1931 году. С 1961 г. — сотрудник Государственного института искусствознания, ранее (1957–1961) работал в Государственном музее восточных культур. Тема кандидатской диссертации — «К проблеме изучения классического наследия дальневосточной живописи» (1972), докторской — «От Средневековья к Новому времени. Из истории и теории живописи Китая и Японии конца XVII – XIX вв.» (1995).

В круге научных интересов — «живопись интеллектуалов» (вэньжэньхуа; бундзинга) и каллиграфия (шуфа; сёдо). Особое место занимают тема «четырех совершенных» (сыцзюньцзы; бамбук, орхидея, дикая слива, хризантема) монохромной тушью и резная каллиграфия на так называемых «свободных, досужных печатях» (сяньчжан; юин). Наряду со статьями разных лет по каллиграфии и живописи Китая и Японии опубликованы монографии: «Литература—каллиграфия—живопись»; «От Средневековья к Новому времени»; «Восемь янчжоуских чудаков. Из истории китайской живописи XVIII в.»; «Живопись и каллиграфия Китая и Японии на стыке тысячелетий в аспекте футурологических предположений: Между прошлым и будущим» (М.: URSS); «Гармония мироздания. Японский художник Томиока Тэссай»; имеющая концептуальное значение статья «Мой Рёкан» в сборнике «Россия—Япония. На путях взаимопонимания культур» (М.: URSS), где С. Н. Соколов-Ремизов выступает как редактор-составитель и автор прокомментированного перевода статьи Оно Тадасигэ «Об искусстве Востока и Запада».

К наиболее значительным своим работам автор относит также статью «Размышления о сакральном в приложении к творческому процессу создания и восприятия художественного произведения на примере китайской резной каллиграфии на печатях» (в сб. «Искусство Востока. Сохранность и сакральность», 2012). Завершает работу над книгой, посвященной китайским и японским «свободным печатям», а также над вторым томом монографии «Между прошлым и будущим».