URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  

Архаическое мышление: Вчера, сегодня, завтра. Изд.3, сущ. пер. и знач. Доп.

URSS. 2017. 352 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-3892-4.
Книги с пометкой "В печати" можно добавлять к заказу. Их стоимость и доставка не учитываются в общей стоимости заказа. Когда они поступят в продажу, мы обязательно уведомим Вас.

 Аннотация

В результате этнографических исследований в двадцатом веке был поставлен вопрос об особом архаическом мышлении: дикарь не глупее цивилизованного человека, но мыслит по-другому (в первую очередь, его мысль не замечает противоречий и не стремится их устранить). Несмотря на странность с современной точки зрения представлений и используемых техник, открытия и изобретения, сделанные в архаический период (огонь, колесо, сверло, земледелие и скотоводство, ткачество, керамика, металлургия и т.д.), составляют основу современной цивилизации. В книге проанализированы особенности этого метода мышления (в том числе на примерах творчества Джордано Бруно, Леонардо до Винчи и др.), показаны возможности и продуктивность использования некоторых его черт. Архаическое мышление диалектично, и в этом его сила. Обоснована возможность и желательность использования различных, в том числе противоположных, эвристик.

Книга будет интересна философам, культурологам, психологам, социологам, этнографам, а также широкому кругу читателей.


 Оглавление

Предисловие
Глава 1. Введение
 1.1.Наука: основные черты
  1.1.1.Основные научные принципы
  1.1.2.Наука и Правда
 1.2.Возникновение науки
 1.3.Достижения донаучного периода
  1.3.1.Первобытность
  1.3.2.Технические достижения
  1.3.3.Донаучная химия
 1.4.Ограниченность современной науки
 1.5.Мощь архаического мышления
 1.6.Постановка задачи
Глава 2. Характеристика первобытного мышления
 2.1.Откуда мы знаем об архаическом мышлении?
  2.1.1.История
  Предистория науки
  2.1.2.Антропология: Леви-Брюль и Леви-Стросс
  Фольклор, филология
  Лингвистика
  2.1.3.Дочеловеческое мышление
  2.1.4.Детское мышление
  2.1.5.Подсознание/сон
  2.1.6.Медицина
 2.2.Представления
  2.2.1.Представления о другом мире: причинность и чудеса
  2.2.2.Единство мира
  Слияние индивида с окружающей природой
  Переселение душ
  Метаморфозы
  2.2.3.Интеграция личности и рода
  2.2.4.Сакрализация
  2.2.5.Символы, аналогии и мистические влияния
  2.2.6.Связь интеллектуальной и эмоциональной сферы
  2.2.7.Образность
  2.2.8.Пространство/время
  2.2.9.Человек думал о высшем
  2.2.10.Примеры представлений
 2.3.Методы
  2.3.1.Задачи/стратегии
  2.3.2.Ориентация в окружающем мире
  Внимание
  Упорядочение и моделирование мира
  Классификации [Евсюков; Кликс, с. 161]
  Нарушения формальной логики
  Слово и Имя
  Художественное творчество
  Интонация и жест
  Письменность и счет [Кликс, с. 2 8, 213]
  Изобразительное искусство
  Информационная функция искусства
  2.3.3.Предсказания будущего
  Предсказания и гадания
  Экстатические состояния
  Жребий
  2.3.4.Действия
  Взаимодействие с богами/духами: идея взятки
  Магия как способ существования
  Кибернетика и синергетика
  Действия по аналогии
  Одомашнивание
  Табу
  Традиции
  Универсальная красота
  2.3.5.Утилитарность знания
  2.3.6.Социальная организация процесса познания
 2.4.Итого
  2.4.1.Асимметрия полушарий
  2.4.2.Шизоидность
  2.4.3.Так в чем же его сила?
  2.4.4.Чего не может архаическое мышление
  2.4.5.Назад, к предкам?
Глава 3. Пережитки/отзвуки
 3.1.Широчайшие пережитки
  3.1.1.Генезис
  3.1.2.Коллективные представления
  3.1.3.Сакрализация
  3.1.4.Анимизм
  3.1.5.Выращивание кристаллов
  3.1.6.Магия
  3.1.7.Соблюдение ритуала
  3.1.8.Многозначность языка
  3.1.9.Метафора
  3.1.10.Символы
  3.1.11.Магия слова, шаманизм и тотемизм
  3.1.12.Религия
  3.1.13.Поэтическое мышление
  3.1.14.Деятели: Гёте
  3.1.15.Научные дискуссии как (религиозные) войны
  3.1.16.Околонаучные архаические сочинения
 3.2.Встраивание (рационализация)
  3.2.1.Родимые пятна
  3.2.2.Наглядность
  3.2.3.Метафоры
  3.2.4.Закон исключения третьего
  3.2.5.Утилитарность знания
  3.2.6.Право- и левосторонность
  3.2.7.Частные замечания
Глава 4. Выводы и рекомендации
 4.1.Практика -- критерий истины?
 4.2.Лучше плохая теория, чем никакой
 4.3.Метод аналогий есть универсальный метод познания
 4.4.Проверка выдвигаемых гипотез
 4.5.Определяйте значения слов
 4.6.Познаваемость мира
 4.7.Наука с национальным и классовым отливом
 4.8.Уподобление сложных явлений жизни
 4.9.Компьютер как универсальная модель
 4.10.Плюрализм методов познания
 4.11.Языки
 4.12.Разные культуры
 4.13.Диалоги
 4.14.Логика и материалистическая диалектика
 4.15.Образ явления
 4.16.Право- и левополушарность; левши
 4.17.Женское мышление
 4.18.Будем как дети
 4.19.Шизоиды и разрывы логики
 4.20.Поэтическое, художественное и музыкальное познание
 4.21.Проверяйте работу подсознания
 4.22.Многослойность смыслов
 4.23.Эстетическая наполненность знания
 4.24.Этическая наполненность знания
 4.25.Эротичность знания
 4.26.Категоричность утверждений
 4.27.Сохранить Мир
 4.28.Идеология
 4.29.Традиции и стандарты
 4.30.Образ врага
 4.31.Священное знание древних/колебания
 4.32.Приятного в архаике мало
 4.33.Религия -- опиум для народа
 4.34.Мода в науке
 4.35.Обучение
 4.36.Искусство совершения открытий
 4.37.Мистическое экстрасенсорное познание
Глава 5. Миф и "научный миф"
Глава 6. Сравнение с литературой
Глава 7. Заключения
 7.1.Пессимистическое
 7.2.Оптимистическое
  P. S. 
Литература

 Предисловие

Предлагаемый текст основан на заметках, которые я начал систематизировать в 1995 г., когда заинтересовался этой темой. Работа является антитезой моей статьи "Алхимия: 2000 лет экспериментальной диалектики" // Химия и жизнь, 1993, N 2. Я был готов предоставить текст "грызущей критике мышей", поскольку для меня вопрос стал ясен и где-то даже тривиален. Однако коллеги убедили меня в целесообразности его обнародования. Поскольку писалось сначала для себя, изложение -- тезисное, с обилием цитат и выписок. Стиль в значительной степени таким и остался. Краткое изложение опубликовано в журнале Химия и жизнь -- ХХI век, 2008, N 1.

Поскольку автор в ходе работы далеко вышел за пределы собственного базового образования и, как киплинговский слоненок, совал свой нос в самые разнообразные места, по-видимому, неоднократно в мутной воде его ловил за нос крокодил. Наверняка специалиста покоробит слишком схематичное и упрощенное изложение сложных вопросов, возможно даже с точностью до наоборот. За это я приношу свои искренние извинения. Многие важные источники остались не учтенными. Однако, независимо от технических погрешностей, содержание не всем понравится. Но я не пряник, чтобы нравиться всем.

Может быть, книга и несвоевременна. Во времена всеобщего одичания даже попытка объективного анализа может показаться реверансом по отношению к таким, например, перлам как "Вода видит, слышит, умеет читать, а структурированная вода умеет разговаривать с нашим организмом, помогая ему быть здоровым" или "пища тонко реагирует на ваше психическое состояние". Но книга родилась.

Я признателен Г. А. Денисенко, Л. Д. Кисловскому, В. К. Иванову, А. И. Когану и Е. В. Черновой за чтение рукописи и сделанные замечания, приведшие к существенному улучшению текста. Естественно, они не несут ответственности за его недостатки.


 Об авторе

Павел Павлович ФЕДОРОВ

Инженер-химик-технолог, доктор химических наук, профессор по специальности "кристаллография, физика кристаллов", заведующий сектором технологии нанокристаллических материалов для фотоники Научного центра лазерных материалов и технологий Института общей физики им. А.М. Прохорова РАН. Им опубликовано более 500 научных работ по проблемам материаловедения, неорганической химии, физико-химического анализа, роста кристаллов. Член научных советов РАН "Химическая термодинамика и термохимия", "Физика конденсированных сред" (секция "Образование и структура кристаллов"). Лауреат многих научных наград, в том числе премий Академии наук СССР и Чехословацкой академии наук, медали Го Мо-жо Академии наук КНР.


 Отзыв

Книга "Архаическое мышление. Вчера, сегодня, завтра" своевременна и современна. Именно здесь и сейчас вызывают интерес такие книги -- сочные, лаконичные, информационные, энциклопедические, понятные, умные, -- потому что наше современное мышление требует скорости и изысканной простоты в восприятии информации.

Павел Павлович Федоров поражает разнообразием и широтой интересов, но больше всего потрясает тот способ системного анализа, каким пользуется автор. Способ, конечно, не нов, но суметь так четко отделить "плевелы от зерен" и "выжать соки" из гигантской массы информации -- это дорогого стоит!

Когда закрываешь книгу, то хочется еще раз заглянуть в те страницы, которые поразили воображение, и еще раз подтвердили правильность теории -- архаическое мышление неизменная основа современного мышления. Вчера, сегодня и завтра мы будем перемалывать, переиздавать, пересматривать, переделывать и много всяких "пере" проводить над открытиями и изобретениями архаического периода, и все это будет лишь создано "по образу и подобию" древнего опыта наших предков.

Книга П.П.Федорова просто и ясно объясняет теорию Великого Единения на любом уровне восприятия. Эта книга может работать как краткий энциклопедический словарь.

И.А.Мамиджанян, филолог, составитель программ: "Деловое общение", "Мастерство публичного выступления", "Школа дебатов", преподаватель русского языка и литературы в "Финансовой Академии" (г.Ереван)
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце