URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Арцруни А.А. Славянская письменно-христианская культура и армянское просветительство
Id: 22016
 

Славянская письменно-христианская культура и армянское просветительство. Изд.3

URSS. 2004. 128 с. Мягкая обложка. ISBN 5-354-00803-4. Букинист. Состояние: 4+. .
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

Предлагаемая вниманию читателя книга, являющаяся плодом многолетних изысканий автора, проливает свет на фундаментальные проблемы языкознания. Она, в частности, представляет новый взгляд на византийские истоки славянской азбуки и этническую принадлежность ее создателей Кирилла и Мефодия, а главное, вскрывает существо той национально-культурной базы, той почвы, на которой взросла славянская азбука.

Используемый автором подход, основанный на определяющем влиянии христианизации и соответственно христианской символики в построении постхристианских систем письма, позволил автору как вскрыть существо строения и принципы создания первого в мире христианского --- армянского алфавита, азбуки Месропа Маштоца, так и показать принципиальное единство построения армянской и славянской (глаголической) азбук. Показана роль армянского письма в составе нынешней формы славянского письма, так называемой кириллицы.

Книга, несмотря на, казалось бы, сугубую научность, написана в простой общедоступной форме изложения и будет полезна как специалистам по языкознанию, историкам, религиоведам и учащейся молодежи, так и всем тем, кто интересуется историей и истоками славянской и армянской культуры.


 Оглавление

1 Солунские братья и армянская культура
2 Тайна и величие армянской азбуки Маштоца
 Христианская сакральность -- ключ к армянской азбуке
 Бог всему голова, или секрет армянской альфы
 От Бога-Отца до Бога-Сына. Армянская азбука как система
 Месроп, Саак и армянское просветительство
3 Славянские азбуки и армянское просветительство
 Глаголица и христианская сакральность
 Тайна кириллицы, или армянский вклад в славянское уставное письмо
 Роль армянского просветительства в период становления Христианства
4 Месроп Маштоц и его алфавиты
 Маштоц и грузинское письмо
 Армянская азбука и агванское письмо
5 Славянская христианская культура и армянское просветительство
 Святой Георгий, Георгиевский крест и Армяно-Григорианская Церковь
 Якорь веры. Хачкар и крест на православном храме
6 Армянское просветительство как явление мировой культуры
Литература

 Глава 1. Солунские братья и армянская культура

Роль письменности в истории культуры как человечества в целом, так и отдельных народов, в частности, вряд ли нуждается в специальном обсуждении. Понятно, что создатели письменности -- будь то клинопись, иероглифы, алфавит и т.п. -- обессмертили свое имя. Для древнейших систем письма имя это собирательное: гиксосы, египтяне, шумеры, финикийцы, персы, китайцы, евреи, греки, латиняне, индийцы и т.д. И только у считанных систем письма (письменностей) есть имя их авторов. У армян это -- Месроп Маштоц, у славян -- братья Кирилл и Мефодий. И имена эти, как это не покажется парадоксальным, несмотря на разделяющие их почти пятьсот лет, теснейшим образом связаны. Впрочем, все по порядку...

В последнее время можно отметить определенную активизацию в общественном мнении суждений об армянском происхождении создателей славянской письменности -- солунских братьев Кирилла и Мефодия. В этой связи нам представляется целесообразным внесение хотя бы некоторой ясности в этот вопрос.

Не углубляясь в общеизвестные жизнеописательные моменты деяний славянских просветителей, напомним читателю основные вехи их биографий. Братья родились в семье византийского провинциального военачальника среднего уровня (друнгария -- сотника), по имени Лев и его жены Марии.

Мефодий -- старший сын. Годы жизни 815--885 гг. Вероятное имя, данное при рождении -- Михаил. Отец скончался не ранее 841 года. Мефодий поступил на военную службу и около 835 года был назначен воеводой одной из славянских областей, где прослужил порядка 10Нти лет. Затем оставил мирскую жизнь, постригся в монахи и удалился в монастырь и к концу жизни был удостоен сана Епископа. Чем, вероятно, повторил жизненный путь своего отца Льва.

Младший из семи детей -- Константин (827--869 гг.), монашескую схиму и имя Кирилл принял после тяжелой болезни и в ожидании кончины, за 50(!) дней до смерти. С детства отличался начитанностью и способностью к языкам. После смерти отца в судьбе подростка принял участие начальник императорской канцелярии -- логофет Феоктист, ставший (по кончине императора) регентом малолетнего наследника Михаила III. В соученики к наследнику престола и был приглашен Константин. Учеба малолетнего императора и его старшего соученика проходила в высшем учебном заведении, университете -- Магнавра. Для Константина ориентиром служил его прадед. "Хочу накопить знание, искать чести и богатства своего прадеда". Довольно скоро Константин получил должность Хартофилакса -- библиотекаря у Патриарха в главном Соборе Византии -- Софии Константинопольской, а затем и преподавателя в Магнаврайском университете. Известность получил как крупнейший философ-полемист, филолог и теолог. Довольно быстро получил устойчивое прозвание -- "Константин философ".

В современном славяноведении считается доказанным неславянское национальное происхождение создателей азбуки и, при этом, отрицается и их греческое происхождение (см.: Флоря "Сказание о начале славянской письменности", М.: изд. "Наука", 1961 г. стр.105--106). Рассмотрим и мы наиболее распространенную версию болгарского происхождения солунских братьев.

Болгары, как известно, -- славянское образование на тюркской основе. Протоболгары появились на Балканах в VII веке н.э., когда часть тюркских племен, кочевавших в низовьях Волги и Дона, двинулась на Балканы, а часть поднялась к верховьям Волги (в район нынешней Самары и Казани), где основала т.н. Волжскую Болгарию. Подробно этот вопрос рассмотрен в труде Льва Николаевича Гумилева "Древние тюрки". Мы же из этого труда воспользуемся двумя картами, иллюстрирующими перемещение болгар в период VI--VIII вв. см. рисунки 1 и 2.

Легко видеть этно-культурную близость болгар к историческим хазарам и нынешним татаро-башкирам. Понятно, что процесс ославянивания болгар, сложнейший, длительный и не всегда однозначный, потребовавший для своего прохождения не менее десятка веков. Было бы верхом наивности полагать, что уже через 100 лет, в начале IX века, кто-то из болгар уже христиане и стремится к просветительству, к появлению письменности и к крещению славян. И зачем тюркам славянская азбука? Когда нет тюркской! Можно отметить, кстати, что все болгарские правители этого периода зовутся ханами, а слово царь используется как смысловой эквивалент.

Таким образом, версия болгарского происхождения солунских братьев нами отклоняется как абсолютно безосновательная. Но самое главное, -- что они не помнят(!) они не знают(!) они не говорят(!) о своем болгарском происхождении, а они помнят(!) они знают(!) и они говорят(!) о своих дедах и прадедах, близких к византийским императорам и о своем византизме. Так кто же они?

В свете поставленной перед нами задачи уточнения национального происхождения солунских братьев рассмотрим нижеследующую информацию. Первую -- о Магнаврайском Константинопольском университете и его первом ректоре Льве Математике, и -- вторую -- об императорской семье и императрице Феодоре.

Магнаврайский университет открыт в Константинополе благодаря усилиям Ованеса (Иоанна) Грамматика, прозванного так за высокую ученость. Имя его впервые встречается при царствовании императора Льва Арцруни или Льва VНго Армянина (813--820 гг.), в связи с иконоборчеством. В 814 году по заданию Арцруни тогда еще малоизвестный армянин Ованес подготовил научно-догматическое обоснование об иконоборчестве и успешно выступил с ним. Наибольшую известность Иоанн Грамматик получил как Константинопольский Патриарх Иоанн VII в. период 837--843 гг. Что соответствует времени появления в Константинополе младшего из братьев -- Константина.

Лев (Левон) математик, племянник Иоанна Грамматика -- митрополит Салоник (Фессалоник) в период 840--842 годы (NB!! -- очевидно, отсюда и его знакомство, если не родство, с нашими солунскими братьями).

Лев Математик по праву может быть назван великим ученым своего времени. Для императора Феофила (829--842 гг.), представителя аморийской (фригийской) династии -- с большой долей вероятности способной быть отнесенной к армянским династиям (см.: Тер-Газарян Р.В. Армяне на византийском престоле, М., 1999, стр.145--146), кстати, ученика Иоанна Грамматика -- Лев сконструировал и установил в новом императорском дворце статуи механических рычащих львов, павлинов, машущих крыльями, золотое платановое дерево с птицами, поющими на его ветвях. Он установил подъемный императорский трон, который при нажатии кнопки возносил императора к потолку дворца. Наконец, именно он изобрел световой телеграф, посредством цепи маяков, передававший информацию с одного края империи в другой за считанные часы. Кроме того, он ввел в византийское письмо способ записи числовых величин буквами, т.е. проявил себя как знакошифровщик, как потенциальный знакосистематик, азбучник и (как мы увидим далее) знаток армянского письма.

А теперь -- об императрице Феодоре II. После кончины императора Феофила формально императорский трон наследует его сын Михаил III, но он молод, он еще ребенок. Назначаются регенты, мать императора, Феодора II, и ее брат, уже упомянутый логофет Феоктист. Феодора (и соответственно Феоктист) происходила из древнего армянского княжеского рода Мамиконянов. Именно Феоктист, узнав, вероятно от Льва Математика, об одаренном мальчике из Фессалоники, приглашает нашего Константина в столицу, чтобы он, будучи старше императора на четыре года, учился вместе с ним.

Итак, подведем итог рассмотренной информации. В армянскую императорскую семью по рекомендации армянского наставника, бывшего митрополита Фессалоники Льва, под контролем армянина, Византийского Патриарха Иоанна VII Грамматика, в условиях обостренной внутриконфессиональной борьбы с иконопоклонством, приглашается старший соученик, наставник. Кто он? Ответ очевиден! Однако, наши аргументы еще не исчерпаны.

Обратимся еще к одному источнику, а, скорее, к первоисточнику -- "Житию Константина Философа" (глава IX), где, на вопрос хазар-иудеев, к которым Константин прибыл с целями христианского просветительства, о том, кто он, какого рода-племени и как его принимать, Константин отвечает: "Был у меня дед великий и славный, что стоял близ цесаря, и славу, ему данную, по воле отверг, и изгнан был, и, в землю чужую прийдя, обнищал, и здесь меня породил. Я же, дедовской древней чести ища, не сумел иной обрести, ибо внук я -- Адама". Из чего можно сделать нижеследующие выводы:

1. Константин не грек. Греция для рода Константина является чужбиной.

2. Константин не иудей и не хазар, так как, во-первых, он христианин, а, во-вторых, если бы он был иудеем или хазаром, он бы не преминул об этом заявить своим единоплеменникам.

3. Указание на происхождение от Адама представляется парадоксальным, ибо от него происходят все человеческие роды, и потому может быть трактовано, как указание на место рождения рода Константина, аналогичное месту рождения Адама -- Армянское нагорье!

И, наконец, сопоставляя указания Константина на "великого и славного деда", факт родства Льва Математика с Иоанном Грамматиком (Ованес дядя Левона!) и служение Льва в Фессалониках, а также достаточно очевидное армянское происхождение солунских братьев, мы вправе поставить вопрос об идентификации личности отца братьев Льва с именем Льва Математика и соответственно имя их деда с именем Иоанна Грамматика.

Здесь хотелось бы обратить внимание на отмечаемую многими исследователями загадку отсутствия сведений о солунских братьях в византийских источниках IX--X вв., притом что официальные документы византийского двора и другие государственные бумаги сохранились неплохо. Разгадку этого явления, нам думается, следует искать именно в месте действия этой исторической пьесы. А именно -- в последующей истории Салоник.

В Салониках в 1666 году была основана антихристианская секта иудеев, перешедших в мусульманство, т.н. "дëнме". Обращает на себя внимание весьма символичная дата основания секты "дëнме" -- 1666 год.

Число 666, согласно церковной традиции, это число имени зверя, или число зверя. Тайну этого числа, ссылаясь на немецких теологов, нам открывает Ф.Энгельс в своем труде "К истории первоначального христианства". Приведем несколько цитат из названного труда.

"У семитов -- халдеев и иудеев -- было в то время в ходу магическое искусство, которое основывалось на двояком значении букв. Приблизительно за 300 лет до нашей эры древнееврейские буквы стали употребляться также в качестве чисел... Прорицатели, предсказывающие с помощью кабаллы, подсчитывали сумму цифровых значений букв какого-либо имени и таким путем пытались пророчествовать; например, составляя слова или словосочетания с тем же цифровым значением, они делали для носителя этого имени выводы, касающиеся его будущего. ...Именно посредством такой математики возникло и наше число 666. За ним скрывается имя одного из первых римских императоров... Имя это -- Нерон. Число основано на еврейском написании Нерон кесарь, то есть на подтвержденном талмудом и пальмирскими надписями древнееврейском начертании греческих слов Neron Kaisar, император Нерон, -- слов. которые в виде надписи значились на нероновских монетах, чеканившихся в восточной половине империи. Именно: н (нун) = 50; р (реш) = 200; в (вав) как о = 6; н (нун) = 50; к (коф) = 100; с (самех) = 60; и р (реш) = 200; в итоге = 666....Можно ли удивляться тому, что среди христиан  (иудохристиан. -- А.А.), на которых Нерон предпринял первое серьезное гонение, распространилось мнение, что он вернется как антихрист...".

И в Салониках же в 1889 году был организован штаб младотурецкой партии, основными деятелями которой и организаторами, и вдохновителями последовавшей за тем поголовной резни армян в Турции и были названные "дëнме", ставившие задачу создания Еврейского государства на землях Палестины, принадлежавших Турции.

Понятно, что в подобных условиях о сохранности каких-либо армяно-христианских архивов не может быть и речи. Однако, нам представляется, что существо вопроса не в национальной принадлежности первосвятителей славянства, а в существе той национально-культурной базы, той почвы, на которой выросла, сформировалась славянская письменность в обеих известных ее формах: начальной -- глаголице, и последующей -- кириллице! И эта база -- армянская христианская культура!

Говорить о культуре христианской Византии в рассматриваемый период (IX--XI вв.), характерный главенством армян на Византийском (Константинопольском) престоле, без учета того, что армянский язык с позиций второго государственного языка в столичной (Константинопольской) феме (области) вышел на положение, если не первого, то равного греческому, значит -- вступить в коренное противоречие с истиной.

Очевидно, создатели славянского письма, выпускники армянского Магнаврайского Константинопольского университета, работали именно на этом культурном фоне, основывались на этой культурной базе, и корни славянского письма следует искать именно здесь. Этим мы и дерзнем заняться.


 Об авторе

Арташес Андреевич Арцруни -- крупный русский ученый, металловед, аналитик, изобретатель, выпускник Московского авиационного технологического института (МАТИ), почти сорок лет проработавший в российской оборонной промышленности. Известен как создатель российской алюминиевой танковой брони. Однако, круг научных и жизненных интересов А.Арцруни не ограничивается рамками профессиональной деятельности, а включает языкознание, культуру и историю родины его предков -- Армении.

Арташес Арцруни -- автор ряда книг по сравнительной лингвистике и армянской культуре, встреченных с большим интересом, как в России, так и в Армении. Предлагаемый читателю новый труд А.Арцруни, как и все выходящее из-под его пера, полон свежих взглядов и идей. Он во многом ломает устоявшиеся взгляды и представления, оставаясь при этом серьезным, научным, хорошо аргументированным трудом.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце