URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Попов Е.А. Нравственное богословие для мирян: Общенародные чтения в порядке десяти заповедей Божиих. (В двух книгах)
Id: 219613
 
599 руб. Бестселлер!

Нравственное богословие для мирян: Общенародные чтения в порядке десяти заповедей Божиих. (В двух книгах). Ч.1-2. Изд.4

URSS. 2017. 1096 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-05516-1.

 Аннотация

Предлагаемая читателю книга, написанная русским писателем-богословом, протоиереем Е.А.Поповым (1824--1888), представляет собой доступное изложение десяти заповедей Божиих. Автор перечисляет человеческие грехи, осуждаемые текстом Святого Писания; в то же время книга знакомит читателя со всеми нравственными обязанностями человека в отношении к Богу, ближним и самому себе.

Издание состоит из двух частей. В первой части содержится толкование первых шести заповедей десятословия, связанных с необходимостью богопочитания умом, сердцем, словом, душой и телом, а также с обязанностями любви к ближнему и самому себе в отношении к телу. Автор рассказывает об обязательности стремления человека к богопознанию, о чествовании икон и почитании святых, о клятвах и обетах, о честных трудах и занятиях, о правильном употреблении и распределении времени, об отношениях детей к родителям и родителей к детям, обязанностях в семье и родстве, в гражданской и общественной жизни. Среди обсуждаемых грехов --- грех неверия, суеверия и предрассудки, удовлетворение телесных и душевных страстей, несоблюдение постов, немилосердие к животным, убийство и самоубийство и т.д.

Вторая часть книги содержит толкование четырех последних заповедей десятословия, связанных с обязанностями любви к ближним и самому себе в отношении нравственной жизни, в отношении имущества, чести, а также в отношении к душе. Автор описывает виды сердечной похоти и телесного блуда, рассказывает об обязанностях холостой и супружеской жизни, о взаимных отношениях мужа и жены; рассматривает такие грехи, как грабительство, тайное присвоение чужой собственности, клевета, ложь, брань на ближнего, несоблюдение обещаний, излишнее любопытство, зависть и злорадство; рассуждает о необходимости нравственного направления умственных сил и воли, а также о приготовлении к будущей жизни. В заключение приводится "Слово о покаянии преподобного и богоносного Симеона Нового Богослова" в переводе епископа Феофана.

Книга рекомендуется самому широкому кругу читателей, желающих уяснить для себя смысл десяти заповедей; может быть полезна и специалистам --- теологам, религиоведам и философам.


 Оглавленiе

ЗАПОВЕДИ: 

 Богопочитания преимущественно умомъ
II  Богопочитания сердцемъ
III  Богопочитанiе устами, или словомъ
IV  Богопочитанiе душою и теломъ при труда и отдыха, а въ последнемъ случае, или въ праздники, всецелое
 Любовь къ ближайшимъ лицамъ
VI  Обязанности любви къ ближнимъ и самому себе въ отношении къ телу
VII  Обязанности любви къ ближнимъ и самому себе въ отношенiи цъломудрiя и вообще нравственной жизни
VIII  Обязанности любви къ ближнимъ и самому себе въ отношенiи имущества
IX  Обязанности любви кь ближними и самому себе вь отношенiи чести
 Обязанности любви къ ближнимъ и самому себе въ отношенiи къ душе.

  Предисловiе

Доселе системы православного нравственного богословия у нась излагались съ положительной стороны дела, объясняя обязанности христианина и указывая на добродетели, къ которымь христианин долженъ стремиться. О нарушениях же Закона Божiя, или о грехахъ, делались въ нихъ большею частью только общiя и краткiя замечанiя.

Мы беремъ теперь противную сторону дела: излагаемъ грехи, среди которыхъ несравненно более, чемъ среди добродетелей, проходитъ наша жизнь. Каждый грехъ у насъ осуждается, или завиняется, текстомъ св.Писанiя, голосомъ Церкви и по самому содержанiю своему.

Настоящая книга исчисляетъ, можно сказать, все грехи человеческiе (исключая детскiй возрастъ и некоторыя особенныя состоянiя или служенiя человека въ жизни). Но въ то же время она съ отрицательной-то стороны знакомитъ, и также не безъ последовательной связи, со всеми нравственными обязанностями человека въ отношенiи къ Богу, ближнимъ и самому себе.

Для порядка изложенiя въ такомъ виде "православнаго нравственного богословiя", т.е. какъ практическаго, мы избираемъ десять заповедей Божiихъ. Самъ Господь Iисусъ Христосъ въ ответъ богатому юноше указалъ на десятословiе, какъ на порядокъ для обозренiя имъ греховной жизни и для узнанiя того, что ему делать, да животъ вечный онъ наследуетъ: заповеди веси: не прелюбы сотвори; не убiй; не укради, не лжесвидетельствуй. И действительно, въ десяти заповедяхъ Божiихъ заключается особая мудрая связь (система). Въ нихъ постепенно, все более и более, ограничивается въ своихъ злыхъ проявленiях поврежденная грехомъ природа человека; оне шагъ за шагомъ ведутъ человека къ совершенству въ жизни. (Все это и покажется нами ясно въ изложении сей книги).

Настоящая книга составляеть -- какъ мы обещали читателями -- истолковательный текстъ, или подробнейшее объяснение, на книжку нашу: "Исповедь отроковъ и всехъ вообще", -- именно на третий отделъ ея "Исповедь всехъ", который напечатанъ еще особо подъ заглавиемъ: "Грехи противъ 10-ти заповедей Божiихъ". Имея одинъ общiй предметъ по этому отделу, каждая изъ трехъ книгъ нашихъ, однако, несетъ свою особую службу. Меньшая изъ нихъ по содержанiю и объему: "Грехи противъ 10-ти заповедей" предназначена для мiрянъ, -- для распространенiя при своей небольшой цене въ народе, какъ предохранительный листокъ противь греховной жизни, какъ чтение особенно полезное во время говенья, или какъ (скажу чужими словами) "настольная книга въ каждомъ семействе". -- Средняя: "Исповедь отроковъ и всехъ вообще", сo славянскимъ текстомъ чина исповеди и св.причащенiя, предлагается въ "руководство священникамъ", когда священники исполняють духовническую обязанность, а въ случае напутствованiя ими въ доме больнаго этими только двумя таинствами (исповедью и причащенiемъ) заменяет для нихъ требникъ. -- Наконецъ, настоящая книга составляетъ общедоступное чтенiе для всехъ "по нравственному богословiю", съ подробностью предлагаетъ нравственныя обязанности человека со стороны ихъ нарушения, -- предлагаетъ по порядку десятословiя и на основанiи Новозаветного Откровенiя.

Но подробнейшее раскрытiе нами греховъ не поводъ ли къ самому ознакомленiю съ ними? Въ особенности можетъ быть такъ скажутъ о грехахъ, которые мы исчислили и объяснили на седьмую заповедь. Нетъ и нетъ! Разве лучше, если человекъ грешить, и -- не догадывается или не сознаетъ ясно, что грешитъ, что неправеднымъ деломъ прогневляетъ Господа Бога? Какъ часто люди и съ добрымъ направлениемъ согрешаютъ, не зная, что известное действiе ихъ есть грехъ предь Богомъ! какъ напр. многiе узнаютъ виновность противуестественныхъ прикосновенiй къ своему телу уже впоследствiи времени, изъ разговора другихъ о подобныхъ действiяхъ! А вообще въ нарушенiи каждой заповеди Божьей будь только начинанiе, отъ повторения же греха труднее удержаться. Так. обр. противъ начинанiя -- то особенно нужно намъ предохранить и себя и другихъ, -- себя по чувству истинной любви къ самимъ себе, другихъ -- по христiанской любви къ нимъ. Это-то вотъ и было самымъ сердечнымъ желанiемъ, самою искреннею целью нашего сочиненiя! Но что касается до техъ, которые уже впали въ известный грехъ, то раскрытiе нашею книгою вменяемости ихъ греха и указанiе имъ на степень ихъ вины, можетъ быть, удержитъ ихъ отъ повторенiя этого самого греха или приведетъ ихъ къ более глубокому раскаянию передъ Богомъ. -- Наконецъ, ныне въ гражданскихъ судахъ открыто же разбираются всевозможные грехи человеческiе, и затемъ все это передается печатной гласности: должна ли Церковь молчать, или скрывать язвы человеческiя, когда желаетъ исцелить отъ нихъ человека? -- Къ тому же мы предназначаемъ свою книгу не для детей малолетнихъ, а для людей возрастныхъ, которые сами имеютъ разумъ проходить мимо греховъ, не относящихся къ нимъ ни по образу ихъ жизни, ни по званiю и состоянiю, и не нужныхъ имъ, какъ предметъ знанiя, для посторонней какой цели, наприм., чтобы удержать другихъ отъ этихъ самыхъ нарушенiй Закона Божiя.

Протоиерей Евгений Поповъ.

Пермь.


  Об авторе

Евгений Алексеевич ПОПОВ (1824-1888)

Русский писатель-богослов, протоиерей города Перми. Родился в городе Красноуфимске, в семье дьякона. Образование получил в Пермской духовной семинарии. В 1844 г. был рукоположен в сан священника. Служил в Спасо-Преображенском храме г.Кунгура, а с 1854 г. -- в Рождество-Богородицкой церкви г.Перми. В 1865 г. был назначен настоятелем Всехсвятской Новокладбищенской церкви г.Перми. В 1869 г. возведен в сан протоиерея. В 1871 г. получил назначение в градо-пермскую Воскресенскую церковь, в которой прослужил почти всю оставшуюся жизнь. Основал в Перми просветительное Общество св.Стефана Велико-Пермского (председатель с 1882 г.).

Яркой чертой в жизни протоиерея Е.А.Попова была его литературная деятельность, ставшая прямым продолжением его проповеднической работы. Полагая, что недостаточно нести живое слово с церковного амвона, он написал и издал большими по тому времени тиражами ряд книг, брошюр и листков, которые печатались как в местных, так и в столичных церковных и светских изданиях. Его труды по пастырскому богословию получили высокую оценку крупнейших церковных ученых; сочинения по догматическому и нравственному богословию были рекомендованы учебным комитетом при Святейшем Синоде для духовных семинарий. В 1867 г. император Александр II, после прочтения сочинений священника Е.А.Попова, одобренных Синодом, наградил его кабинетным золотым наперсным крестом. В 1876 г. Е.А.Попов стал почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии; избрание скромного провинциального священника в члены Академии стало большой сенсацией в среде столичного духовенства.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце