URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Величко К.И. Инженерная оборона государств и устройство крепостей: Сухопутные крепости Обложка Величко К.И. Инженерная оборона государств и устройство крепостей: Сухопутные крепости
Id: 219503
547 р.

Инженерная оборона государств и устройство крепостей:
Сухопутные крепости. № 25. Изд. стереотип.

URSS. 2017. 248 с. ISBN 978-5-397-05563-5.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1903 г.)

Аннотация

Предлагаемая читателю книга, написанная русским военным инженером К.И.Величко (1856–1927), посвящена исследованию одной из важнейших сторон подготовки обороны государства в инженерном отношении --- вопросу устройства сухопутных крепостей, то есть определению их характера, силы и форм в зависимости от стоящих перед ними стратегических задач. Автор рассматривает значение крепостей в системе инженерной обороны государств, приводит... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловiе
ГЛАВА I. Значенiе крепостей
ГЛАВА II. Классификация крепостей
 Крепости по положенiю своему, на театре войны, такъ и по фортификацiонной форме своей безусловно подчинятся требованiямъ стратегiи. Пять основныхъ стратегическихъ задачъ для крепостей. Крепости маневренныя, крепости-заставы, отдельные укрепленные пункты. Группы крепостей или укрепленные раiоны. Редюиты государственной обороны
ГЛАВА III. Маневренныя крепости
 Обстоятельства, определяющiя собою размеры, какiя необходимо придавать этого рода крепостямъ. Влiянiе способовъ атаки и обороны такихъ крепостей. Роль гарнизона и крепостной артиллерiи
ГЛАВА IV. Крепости малыя или крепости заставы. Отдельные укрепленные пункты. Укрепленiе столицъ
 Крепости и форты-заставы; требованiя, какiя должно къ нимъ предъявлять; фортификацiопное устройство малыхъ крепостей, ихъ вооруженiе и гарнизонъ. Отдельные укрепленные пункты и мостовыя укрепленiя; укрепленiе этапныхъ пунктовъ коммуникацiовныхъ линiй; укрепленiе железнодорожныхъ станцiй и этаповъ въ мало-культурныхъ и пустынныхъ местностяхъ. Укрепленiе столицъ и устройство центральныхъ редюитовъ обороны. Для русскаго государства вопросъ объ укрепленiи столицы отпадаетъ самъ собою
ГЛАВА V. Укрепленные районы
 Венецiанскiй и Балканскiй четыреугольники крепостей. [Предложенiя Дювивье, Маделена, Клаузевица, Пексана, Морейлана, Виллисена, Комитета обороны Францiи. Мненiя Делера, Гельдерна, Брiальмона, Леера, Михневича. Наше мненiе. Общiя основанiя устройства укрепленныхъ раiоновъ. Число и родъ крепостей, составляющихъ раiонъ. Усиленiе промежутковъ между ними. Редюитъ укрепленнаго раiона
ГЛАВА VI. Размещенiе крепостей по территорiи государствъ
 Первоначальныя системы обороны границъ въ древнiя времена; при Карле Великомъ и Генрихе I; въ среднiе века и позднейшее время; идеи Вобана, Кормонтеня, Дарсона, Нуазе, принца Рогана, Фридриха Великаго, Наполеона, Сенъ-Сюзана, Ронья, Жомини. Выводы. Места расположенiя крепостей. Пределы ихъ стратегическаго влiянiя на театре войны. Примеръ Ольмюца въ 1866 г. Расположенiе укрепленныхъ раiоновъ. Значенiе фронтальныхъ и фланговыхъ позицiй; мненiя Виллисена, Жомини и принца Карла
ГЛАВА VII. Проектированiе крепостей
 Изученiе местности. Карты и планы. Составлепiе проекта маневренной крепости. Определенiе фронтовъ атаки. Укрепленiе ядра крепости, опорные пункты ограды и ея фронты. Выборъ артиллерiйскихъ иозицiй и местъ расиоложенiя укреплевiй на главной иозицiи. Усдовiя, которымъ должна удовлетворять хорошая позицiя для артиллерiйской борьбы. Форты и опорные пункты. Частный нримеръ крепостнаго расположенiя. Составленiе проекта малой крепости. Три случая
ГЛАВА VIII. Расчистка обзора и обстреловъ передъ крепостью
 Вырубка лесовъ. Соображенiя объ уничтоженiи разнаго рода местныхъ нредметовъ. Спланировка местности съ целью подведенiя ея подъ выстрелы. Крепостные раiоны. Эспланады и эспланадныя правила
ГЛАВA IX.О вооруженiи сухопутныхъ крепостей
 Существенная разница въ нормахъ вооруженiя крепостей большихъ, малыхъ и укрепленныхъ раiоновъ. Вооруженiе маневренной крепости, его деленiе на постоянное, резервное и запасъ. Вылазочныя батареи. Родъ и назначение орудiй, составъ и численность вооруженiя. Питанiе батарей, разделенiе порохохранилищъ и общая потребность въ нихъ. Связь съ вопросомъ о крепостныхъ дорогахъ. Вооруженiе малыхъ крепостей
ГЛАВА X.Крепостные пути сообщенiя
 Боевая роль крепостныхъ дорогъ въ маневренныхъ крепостяхъ. Крепостныя шоссе. Крепостныя железныя дороги. Сущность боевыхъ задачъ крепостныхъ железныхъ дорогъ. Значенiе однообразной колеи. Случаи пользованiя государственными железными дорогами. Составъ сети крепостныхъ железныхъ дорогъ, число колей и общее ихъ протяженiе. Потребность маневренной крепости въ подвижномъ составе и железнодорожныхъ войскахъ. Железныя дороги въ малыхъ крепостяхъ
ГЛАВА XI.Разсчетъ гарнизоновъ крепостей
 Крепостная пехота, артиллерiя и инженерныя войска. Кавалерiя. Спецiальныя команды

Предисловие
top

Настоящiй трудъ нашъ имеетъ предметомъ одну изъ важнейшихъ сторонъ подготовки обороны государства въ инженерномъ отношенiи, а именно устройство крепостей.

Вопросу этому нельзя не посвятить особаго вниманiя въ наше время, такъ какъ въ затрогиваемой области, какъ и во всехъ другихъ областяхъ военныхъ знанiй, обнаружили глубокое свое влiянiе не только все новейшiя усовершенствованiя военнаго дела въ техническомъ отношенiи, но также измененiя, предвидимыя въ способахъ веденiя войны и въ направленiи стратегическихъ операцiй полевыхъ армiй.

Опытъ минувшихъ войнъ несомненно убеждаетъ въ томъ, что на действiя полевыхъ армiй крепости оказывали и будутъ оказывать весьма существенное влiянiе, что при действiи армiй въ сфере крепостей требуется известная гармонiя въ сочетанiяхъ активнаго элемента однихъ съ пассивнымъ – другихъ, что безъ этой необходимой гармонiи крепости и армiи неизменно становятся другъ другу въ тягостьчто этой желанной гармонiи можно достигнуть не только талантами военачальниковъ, какъ полководцевъ, но и уменiемъ ихъ пользоваться крепостями (Наполеонъ, Радецкiй и эрцгерцогъ Альбрехтъ), чего нельзя достигнуть безъ основательнаго знанiя свойствъ каждой изъ крепо-стей въ отдельности, т.-е. того, что могутъ эти крепости дать въ боевомъ отношенiи, и чего можно отъ нихъ требовать.

Последнее должно непременно составить предметъ тщательнаго и всесторонняго изученiя въ мирное время, при разработке плановъ обороны страны. Этимъ путемъ, по выясненiи стратегическаго значенiя каждаго даннаго пункта театра войны, определится и его будущая роль, и тотъ характеру сила и внешняя, такъ сказать, фортификацiонная форма, какую должна получить крепость.

Этому важнейшему вопросу устройства крепостей, т.-е. определенiю ихъ характера, силы и формъ въ зависимости отъ ставимыхъ крепостямъ стратегическихъ задачъ, мы посвящаемъ первую часть труда и для цельности изложенiя отделяемъ разсматриваемую въ техъ же отношенiяхъ береговую оборону отъ сухопутной.

Само собою разумеется, что вопросы чистой стратегiи здесь не могутъ быть обойдены, но они затрогиваются лишь въ мере необходимости, преимущественно путемъ ссылокъ на мненiя известныхъ военныхъ авторитетовъ. Далекiе отъ мысли только изъ себя извлекать все чрезвычайное, мы беремъ на себя трудъ лишь разобраться въ противоречивыхъ мненiяхъ и теоретическою разработкой затронутыхъ вопросовъ дать матерiалъ къ практическимъ решенiямъ.

Особое вниманiе пришлось однако обратить на "укрепленные районы". Ихъ стратегическое значенiе въ общей системе инженерной обороны государствъ изучено весьма мало, если не считать известнаго сочиненiя генерала Брiальмона "Les regions fortifiees", a вместе съ темъ исторiя войнъ даетъ намъ слишкомъ мало примеровъ действительнаго пользованiя на войне, при боевыхъ операцiяхъ армiй, группами крепостей, такъ что идея укрепленныхъ районовъ является продуктомъ скорее чистой теорiи, чемъ результатомъ историческихъ боевыхъ данныхъ. А между темъ для насъ, русскихъ, имеющихъ единственный въ своемъ роде на континенте Европы организованный укрепленный районъ, разсматриваемый вопросъ имеетъ первостепенное значенiе.

Въ вопросахъ береговой обороны, следуя намеченной нами программе, точно также насъ будутъ занимать не столько десантныя операцiи и меры противодействiя имъ, т.-е. вопросы стратегические, сколько выясненiе условiй и шансовъ борьбы флота съ береговыми укрепленiями, и соответственное устройство, вооружение иснабженiе береговыхъ крепостей.

Наконецъ, особый отделъ посвящается нами подробному изложенiю прiемовъ составленiя проектовъ крепостей и примененiя долговременяыхъ верковъ къ местности. Разработку и изложенiе этого последняго вопроса любезно взялъ на себя нашъ товарищъ и сотрудникъ по каоедре, преподаватель фортификацiи въ Николаевской Инженерной академiи, военный инженеръ подполковникъ Зубаревъ.

Мы льстимъ себя надеждою, что сообщаемыя ниже сведенiя изъ области военно-инженернаго искусства не безъ пользы и интереса прочтутся всеми интересующимися вопросами инженерной обороны государствъ и устройства крепостей въ нашей военной среде, и вызвавъ мысль къ броженiю, дадутъ почву для дальнейшаго развитiя затронутыхъ вопросовъ на пользу нашего дорогаго Отечества.


Об авторе
top
photoВеличко Константин Иванович
Выдающийся русский военный инженер. Родился в г. Короча (ныне в Белгородской области), в дворянской семье. Окончил Николаевское инженерное училище (1875) и Николаевскую инженерную академию (1881). В 1883 г. был командирован за границу; слушал лекции и изучал техническое производство в Германии, Франции, Италии, Англии и Бельгии. C 1890 г. — профессор Николаевской инженерной академии по кафедре фортификации. В 1903 г. был назначен помощником начальника Главного инженерного управления. Во время русско-японской войны — генерал для поручений при главнокомандующем. Во время Первой мировой войны — начальник инженеров Юго-Западного фронта; инженер-генерал (с 1916 г.). В 1918 г. вступил в Красную армию; был главным руководителем инженерной обороны Петрограда. С 1923 г. — профессор фортификации Военно-инженерной академии.

К. И. Величко — автор свыше 70 трудов по военно-инженерному искусству, внесший крупный вклад в его развитие. В книге «Оборонительные средства крепостей против ускоренных атак» (1892) он обосновал приемы заблаговременной инженерной подготовки местности и наметил принципы построения укрепленных районов, развитые им в последующих работах. В 1916 г. он предложил новую форму инженерного оборудования местности для наступления — инженерные плацдармы. Много сделал для разработки современных военно-инженерных принципов и становления советской военно-инженерной школы. В числе его трудов: «Исследование новейших средств осады и обороны сухопутных крепостей» (1890), «Крепости и крепостные железные дороги» (1897), «Условия работ и жизнь войск на Квантуне» (1900), «Маневренная крепость» (1914), «Крепости до и после мировой войны 1914–1918 гг.» (1922), «Русские крепости в связи с операциями полевых армий в мировую войну» (1926) и другие.