URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи
Id: 219072
 
625 руб.

Происхождение брака и семьи. Изд.стереотип.

URSS. 2017. 310 с. Твердый переплетISBN 978-5-397-05528-4.

 Аннотация

В книге известного отечественного историка и философа, специалиста по истории первобытного и раннеклассового общества Ю.И.Семенова предпринята попытка исходя из достижений современной науки нарисовать конкретную картину возникновения и эволюции брака и семьи. В книге приведен богатейший и в то же время малоизвестный материал по истории семейно-брачных отношений, родственных связей и систем родства. Описано историческое развитие взглядов на проблему семьи и брака --- от представлений античных мыслителей до теории американского ученого XIX века Л.Моргана. Автор рассматривает и подробно описывает все формы брака, существовавшие на протяжении веков и приведшие в конце концов к возникновению моногамной семьи.

Книга будет интересна не только ученым --- историкам, социологам, этнографам, философам, психологам, но и самому широкому кругу читателей.


 Оглавление

ГЛАВА ПЕРВАЯ. От античных мыслителей до Моргана: у истоков проблемы
ГЛАВА ВТОРАЯ. Как Морган создал свою схему эволюции брака и семьи
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Схема Моргана и данные современной науки
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. С помощью этнографии -- в глубь времен
ГЛАВА ПЯТАЯ. У самых истоков человечества
ГЛАВА ШЕСТАЯ. От промискуитета к групповому, дуально-родовому браку
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Групповой брак
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Возникновение и эволюция парного брака и парной семьи
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. Возникновение и эволюция моногамного брака и моногамной семьи
Заключение
Примечания и использованная литература
Список сокращений
Предметный указатель

 Из главы первой


ОТ АНТИЧНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ДО МОРГАНА: У ИСТОКОВ ПРОБЛЕМЫ

Нарисовать картину происхождения брака и семьи означает, разумеется, не что иное, как изложить решение этой проблемы, предлагаемое наукой в настоящее время. Сразу же следует предупредить, что единодушия по этому вопросу среди ученых нет. Не только буржуазные исследователи придерживаются различных точек зрения, но и среди советских специалистов нет полного единства взглядов. Разобраться в современных концепциях происхождения брака и семьи, правильно оценить их нельзя, не имея представления о том, как, когда и на какой основе эти теории возникли. Невозможно знать историю ни одного явления, не зная истории развития представлений о нем.

Все это делает настоятельно необходимым начать с изложения истории взглядов на сущность и происхождение брака и семьи. Нет необходимости заходить слишком далеко в глубь времен и рассматривать религиозные, мифологические и им подобные представления о браке и семье. Нас интересуют не всякие взгляды, а лишь такие, которые существовали в рамках науки.

О науке как теоретической форме знания можно говорить, лишь начиная с античной эпохи. Возникла она в форме философии и на первых порах полностью совпадала с ней. Первые философы занимались всеми проблемами, и в том числе сущностью и происхождением брака и семьи. Ф.Энгельс однажды заметил, что одной из причин, заставляющей снова и снова обращаться к наследию античных мыслителей, "является то, что в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений". Перефразируя слова Энгельса, можно сказать, что в трудах мыслителей античной эпохи мы находим в зародыше все те представления о происхождении брака и семьи, которые получили развитие в последующее время.

Брак в античном обществе был моногамным. Характерной чертой как древнегреческой, так и древнеримской семьи было господство мужчины. Этот факт был исходным для всех, кто пытался разобраться в истории семейно-брачных отношений.

Одна из первых известных нам попыток поставить вопрос о характере этих отношений в эпоху, далеко отстоящую от времени расцвета эллинского мира, была предпринята Платоном. Его ответ был недвусмысленным: даже в те далекие времена, когда не было ни письменности, ни законодательства, семья по существу ничем не отличалась от современной. В качестве доказательства Платон ссылался на приведенное в "Одиссее" описание легендарного народа киклопов:

"Нет между ними ни сходбищ народных, ни общих советов; В темных пещерах они иль на горных вершинах высоких Вольно живут; над женой и детьми безотчетно там каждый Властвует, зная себя одного, о других не заботясь".

Семья, в которой властвует мужчина, выступает у Платона как исходная общественная ячейка. Все остальные более сложные и крупные общественные и государственные образования возникают, по его мнению, в результате соединения семей, Таким образом, в работах Платона мы находим истоки той концепции, которая в дальнейшем получила название "патриархальной теории".

Однако Платон не следует этой точке зрения до конца. Вступая в противоречие со своими собственными взглядами, он считает вполне возможным существование общества, в котором не будет ни моногамного брака, ни семьи. В своих проектах "идеального государства" он настойчиво предлагает в качестве средства обеспечения сплоченности в одних случаях общества в целом, в других -- одного из господствующих сословий (стражей) -- введение общности жен, детей и имущества.

Эта идея возникла не на пустом месте. В знаменитой "Истории" Геродота, с которой Платон не мог не быть знаком, общность женщин фигурирует как отличительная черта общественных порядков у целого ряда народов. Так, об авсеях Ливии мы узнаем у Геродота, что "совокупляются... они с женщинами сообща, не вступают в брак, но сходятся подобно скоту". Пользуются сообща женщинами и скифы-агафирсы, "чтобы всем быть братьями и как родные, не завидовать и не враждовать между собой". Аналогичные обычаи существовали, по Геродоту, также у живших к северу от Каспийского моря масагетов и насамонов Северной Африки. Подобного рода сведения в изобилии встречаются в литературе на протяжении всей античной эпохи. Так, еще в I в. до н.э. Юлий Цезарь в "Записках о галльской войне" рассказывал о бриттах, что у них каждые десять -- двенадцать человек, большей частью братья или родители с детьми, имеют общих жен.

В достоверности сообщений Геродота и других современных ему писателей не сомневался Аристотель, что, впрочем, не помешало ему создать концепцию, в которой эти сведения совершенно не принимались во внимание. Не были приняты во внимание и имевшиеся в трудах Геродота и многих других античных писателей сообщения о существовании у некоторых народов счета родства по материнской, а не по отцовской линии и высокого, иногда даже господствующего, положения женщины. Подвергнув критике проекты "идеального государства" Платона, Аристотель последовательно развил его идею о семье, в которой мужчина господствует над женой и детьми, как исходной и основной ячейке общества. Эту семью Аристотель выводит из природы человека и рассматривает в качестве первой формы общения. Соединение семей дает "селение", соединение "селений" -- "государство". В трудах Аристотеля "патриархальная теория" получила свое более или менее законченное выражение.

В отличие от Платона и Аристотеля, не ставивших вопроса ни о возникновении человеческого общества, ни о происхождении брака и семьи, великий материалист древности -- Демокрит и его последователи предприняли попытку нарисовать картину происхождения человечества. "О первых же появившихся людях говорят, -- писал Диодор Сицилийский, излагая взгляды Демокрита, -- что они вели неупорядоченную звероподобную жизнь и поодиночке выходили на пастбища, поедая наиболее пригодные для этого травы и доступные плоды деревьев". Опасность, подстерегавшая людей со стороны диких зверей, вынудила их объединиться, нужда заставила познать свойство огня, изобрести ремесла и т.п. "Вообще нужда и опыт, -- полагал Демокрит, -- были для человека учителями во всем".

Взгляды материалистов-атомистов на происхождение брака и семьи нашли свое четкое выражение в поэме Лукреция Кара "О природе вещей", в которой мы находим картину детства человечества, во всех основных чертах совпадающую с принадлежащей Демокриту:

"Общего блага они не блюли, и в сношеньях взаимных
Были обычаи им и законы совсем неизвестны.
Всякий, добыча кому попадалась, ее произвольно
Брал себе сам, о себе лишь одном постоянно заботясь,
И сочетала в лесах тела влюбленных Венера.
Женщин склоняла к любви либо страсть обоюдная, либо
Грубая сила мужчин и ничем не уемная похоть,
Или же плата такая, как желуди, ягоды, груши...
После, как хижины, шкуры, огонь себе люди добыли,
После того, как жена, сочетавшися с мужем, единым
Стала хозяйством с ним жить, и законы супружества стали
Ведомы им, и они свое увидали потомство,
Начал тогда человеческий род впервые смягчаться".

Представление о неупорядоченном общении полов как стадии, предшествующей браку, неразрывно связано с общим взглядом античных материалистов-атомистов на происхождение и развитие человечества. Норм, регулирующих отношения полов, у первых людей не существовало потому, что у них первоначально вообще никаких правил поведения не было и быть не могло. Ведь люди вначале Жили в одиночку и объединились лишь позднее. Однако сделанный представителями античного материализма вывод о том, что на ранней стадии развития человечества брака не существовало и что он возник позже, нельзя рассматривать как чисто умозрительный. Основанием для такого взгляда послужили многочисленные легенды и мифы, в которых рассказывалось о времени, когда брака не было. Так, например, в Древней Греции была хорошо известна легенда, согласно которой индивидуальный брак в Афинах был введен лишь Кекропом -- основателем великого города.

Таким образом, в античное время кроме "патриархальной теории", т.е. концепции об извечности возглавляемой мужчиной семьи, возникли также представление об общности жен, которое послужило исходным моментом для появления в дальнейшем понятия о групповом браке и представление о состоянии беспорядочного общения полов. Это состояние в дальнейшем получило название промискуитета (от латинского promiscuis -- "смешанный", "всеобщий").
...


 Об авторе

Семенов Юрий Иванович
Доктор исторических наук, профессор кафедры философии Московского физико-технического института (МФТИ) и кафедры социальной философии философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В 1972–2002 гг. — по совместительству старший, ведущий, главный научный сотрудник сектора истории первобытного общества Института этнографии АН СССР (с 1990 г. — Институт этнологии и антропологии РАН). Специалист по теории познания, философии и общей теории истории, этнологии, истории первобытного и раннего классового общества. Автор более 400 печатных работ, в том числе 21 книги.

Ю. И. Семенов — создатель оригинальной глобально-формационной (эстафетно-стадиальной) концепции мировой истории. Он исследовал проблемы происхождения социально-экономических и иных общественных отношений, неоантропа (Homo sapiens), экзогамии, рода, половых и иных табу, тотемизма, морали, обычного права, религии. Им были разработаны схема эволюции семейно-брачных отношений, концепция собственности вообще и частной собственности в особенности; предложена новая периодизация первобытной истории; детально разработана теория первобытной экономики; создана концепция политарного («восточного») общества и описаны некоторые его виды; развита теория этноса и нации. В области теории познания он занимался разработкой проблем истины, соотношения фактов и теории, творческого характера человеческого познания.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце