URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции Обложка Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции
Id: 297033
629 р.

Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции Изд. стереотип.

URSS. 2023. 336 с. ISBN 978-5-9710-5300-2.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга видного отечественного историка, этнографа и филолога Е.Г.Кагарова (1882–1942), в которой доказывается существование в древнегреческой религии фетишизма, а также культов растений и животных — элементов верований, характерных для первобытной эпохи. В работе исследуется сущность фетишизма и его происхождение, представлен обзор и классификация главнейших типов древнегреческих фетишей, рассматриваются... (Подробнее)


Оглавление
top
 Предисловiе
 Вступленiе
Часть I: Культъ фетишей
 Глава I: Сущность фетишизма и его происхожденiе
  Определенiе понятiя "фетишизмъ"; отличiе фетишей отъ амулетовъ и талисмановъ; фетишизмъ, анимизмъ и аниматизмъ. Элементы фетишизма въ религiяхъ древняго Востока, въ Риме, у другихъ племенъ Европы; борьба средневековаго духовенства съ пережитками фетишизма; происхожденiе фетишизма; необходимость классификации фетишей
 Глава II : Обзоръ и классификацiя главнейшихъ типовъ древне-греческихъ фетишей
  Способы классификации фетишей; пять главныхъ классовъ древне-греческихъ фетишей; отдельные типы фетишей <...>; деревянные безформенные фетиши; священныя колонны и пирамиды; дельфiйскiй <...>; аниконическiй характеръ критско-микенской религiи; бэтилы: этимологiя и значенiе слова; абаддиръ; корни культа камней въ Грецiи; этимологiя слова <..>; деревянные фетиши, обработанные рукою человека; органы человеческаго и животнаго тела: фаллъ, рога, яйцо и др.; оружiе: громовыя стрелки, топоръ и секира, смыслъ минойскаго культа <..>, копье, щитъ; антропоморфные фетиши или идолы: <..>, этимологiя и значенiе термина; гермы; трофеи и палладiумы; вопросъ о роли этихъ объектовъ въ развитiи греческой пластики; исторiя постепеннаго перехода антропопорфнаго фетиша въ статую
 Глава III : Основныя формы культа фетишей въ древней Грецiи
  Адорацiя; возлiянiе и сходные съ нимъ акты (умащенiе, омовенiе, погруженiе въ воду и т. д.); облаченiе въ одежды, возложенiе венковъ и священныхъ повязокъ и сходные съ ними прiемы убранства; воздвиженiе алтарей и совершенiе жертвоприношенiй; помещенiе фетиша въ капище, установленiе института убежища и спецiаiьныхъ празднествъ; клятва, оракулъ, ордалiи; чудодейственная сила фетишей; наказыванiе фетиша; родственныя съ фетишизмомъ явленiя греческой религiи: <..>; амулеты и талисманы: этимологiя этихъ названiй, классификация амулетовъ, генезисъ верованiя въ дурной глазъ, талисманы, какъ орудiя примитивной магiи
Часть II: Культъ растенiй
 Глава IV : Происхожденiе культа растенiй Роль растительнаго мiра въ религiяхъ различныхъ племенъ; гипотезы о возникновенiи растительныхъ культовъ; современное положенiе вопроса
 Глава V: Обзоръ главнейшихъ видовъ растенiй, имевшихъ религiозное значенiе въ древней Грецiи
  Дубъ; тополь; ива; илимъ; ольха; ясень; платанъ; прутнякъ; лавровое дерево; пальма; миртовый кустъ; оливковое дерево; смоковница; грецкiй орехъ; миндаль; роза; виноградъ; гранатовое дерево; яблоня и другiя плодовыя деревья; плющъ омела; хвойныя деревья и кустарники (кипарисъ, можжевельникъ); травянистыя растенiя ; выводы
 Глава VI : Основныя фрмы культа растенiй въ античной Грецiи
  Адорацiя; возлiянiе; украшенiе дерева венками, повязками, священными изображенiями и т. д.; воздвиженiе алтарей и совершенiе жертвоприношенiй передъ священными деревьями; окруженiе священнаго дерева стеною или храмомъ и установленiе института табу; пляска вокругъ священнаго дерева; ритуальная рубка дерева и дендрофорiя; оракулы деревьевъ; сакральное значенiе отдельныхъ частей растенiй; переживанiя культа растенiй (и табл. на стр. 191); значенiе культа растенiй въ греч. религiи
Часть III: Культъ животныхъ
 Глава VII : Обзоръ теорiй проиехожденiя культа животныхъ и современное положенiе вопроса въ науке
  Роль животнаго мiра въ религiяхъ различныхъ народовъ; вопросъ о происхожденiи египетской зоолатрiи; гипотезы о возникновенiи культа животныхъ: Туlог; Lubbock и Spencer, Wundt, В. П. Елингеръ; проблема тотемизма: происхожденiе термина; M'Lennan; Robertson Smith; определенiе понятiя "тотемъ"; внешнiя формы тотемизма; вопросъ о происхожденiи тотемизма: теорiи Spencer'a и Lubbock'a; Wilken'a; Jevons'a; американскихъ этнографовъ; Pikler'a и Somlo ; Andrew Lang'a; A. C. Haddon'a; Ed. Reuterskiold'a; H. H. Харузина J. (т. Frazer'a; выводы; многообразiе факторовъ теротеизма
 Глава VIII : Обзоръ главнейшихъ видовъ животныхъ, имевшихъ религiозное значенiе въ античной Грецiи
  А. Млекопитающiя, 1. Хищныя: Левъ; пантера, тигръ; волкъ; лисица ; собака; медведица; ласка; кошка; 2. Грызуны: мышь; заяцъ; 3. Однокопытныя: лошадь; оселъ и мулъ; 4. Жвачныя: быкъ (корова); овца (баранъ); коза; олень (лань,антилопа); 5: Многокопытныя: свинья (вепрь). Летучая мышь и дельфинъ. Б. Птицы: орелъ; коршунъ ; ястребъ; воронъ (галка, сорока, грачъ); сова, сычъ,филинъ; петухъ и курица; гусь; утка; голубь; лебедь. В. Пресмыкающiяся и земноводныя. Морскiя животныя. Рыбы: змея; ящерица; лягушка и жаба; черепаха, полипъ, ракъ; рыбы. Г. Насекомыя: му- равей; муха; пчела; саранча; паукъ; бабочка; выводы
 Глава IX. Основныя формы культа животныхъ въ древней Грецiи
  Оказыванiе внешнихъ знаковъ почитанiя; ритуальныя пляски; закланiе и яденiе священнаго животнаго; вопросъ о существованiи въ Грецiи тотемизма; переживанiя античнаго культа животныхъ
 Заключенiе
 Дополненiя
 Указатель собственныхъ именъ
 Предметный указатель

Об авторе
top
Кагаров Евгений Георгиевич
Видный отечественный филолог-классик, этнограф, историк. Научную и преподавательскую деятельность начал в 1912 г. на историко-филологическом факультете Харьковского университета, где работал до 1925 г. В декабре 1912 г. успешно защитил в Московском университете магистерскую диссертацию. В 1925 г. был приглашен в Ленинградский университет, где стал заведовать кафедрой этнографии; несколько позднее также стал научным сотрудником Музея антропологии и этнографии (МАЭ). В дальнейшем работал в Институте этнографии АН СССР, где руководил кабинетом Европы и Кавказа.

Е. Г. Кагаров внес большой вклад в разработку многих проблем древнегреческой религии. Владея древними языками (как классическими — латинским и древнегреческим, так и семитическими), он был в состоянии проводить сравнения и аналогии из различных религий, что позволило ему сделать целый ряд интересных наблюдений и оригинальных выводов и объяснить некоторые непонятные элементы в греческой религии. Известность получила его магистерская диссертация «Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции», в которой он стремился доказать, что в религии древних греков существовали фетишизм, культы растений и животных, то есть ей были присущи элементы верований, характерные для первобытной эпохи.