URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Абачиев С.К. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ БЕЗ ФИЛОСОФИИ: Основные понятия и законы. Гносеологическая теория труда и техники. Экспериментальное учебное пособие
Id: 219059
 

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ БЕЗ ФИЛОСОФИИ: Основные понятия и законы. Гносеологическая теория труда и техники. Экспериментальное учебное пособие

URSS. 2016. 822 с. PDFISBN 978-5-9710-3734-7.
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

Предпринимается попытка систематического изложения эволюционной теории познания как теории научного качества, а не философского. Последовательно проводится линия сознательной и весьма узкой специализации эволюционной гносеологии как эффективно теоретизируемой науки о сугубо рациональной человеческой мыследеятельности. Наряду с этим, в рамках такого научно-теоретического сужения предмета эволюционной гносеологии достигается синтетическая унификация основополагающих понятий о научном познании и о техническом прогрессе, благодаря чему осуществляется эффективная и прогностичная теоретизация техникознания. В главах 7–9 впервые реализуется методологический и дидактический потенциал логико-гносеологической рефлексии над элементарными циклами научного и ненаучного познания.

Представленная версия изложения эволюционной теории познания излагается на языке современного научного мировоззрения. Из неё сознательно элиминированы пережитки и рецидивы изложения на языке «диалектики» и «диалектической логики противоречий». Наилучшее освоение данного экспериментального учебника предполагает предварительное освоение авторского учебного курса традиционной формальной логики «Формальная логика с элементами теории познания: учебник» (Ростов н/Д., 2012).


 Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………………………………...6

ГЛАВА 1

О ПРЕДМЕТЕ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

И О ЕЁ МЕТОДАХ (14)

§ 1. Материальное и идеальное начала человеческого познания и практики…………………

§ 2. Какое мышление исследуется в эволюционной гносеологии?

§ 3. Общность законов рационального мышления в науке и за её пределами………………...…25

§ 4. О научно-теоретической системе современной эволюционной гносеологии……………

ГЛАВА 2

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ

ЭВОЛЮЦИОННОЙ ГНОСЕОЛОГИИ (38)

§ 1. О феномене научного мировоззрения. Вещество и поле в природе.

Общее понимание общественной практики человечества……………………………………38

§ 2. Принцип многоуровневой системности (иерархичного атомизма) объектов

человеческого познания и практики в природе………………………………………..………54

2.1. Предварительные замечания………………………………………………………………

2.2. Как понимать материальность объектов математики?

2.3. Что такое система?

2.4. Низшее и высшее в системах…………………………………………………...…………

2.5. Относительность понятия "далее неделимый элемент"

в современной научной атомистике……………………………………………….………71

2.6. Общесистемная подчинённость низшего высшему

в многоуровнево-иерархичных системах………………………………………...………

§ 3. Системно-исторические объекты человеческого познания и практики……………........…

3.1. Основные особенности……………………………………………………………….……85

3.2. Принцип единства онтогенеза и филогенеза -- специфическая

форма общесистемной подчинённости низшего высшему…………………….………

§ 4. Онтологические основания материалистического сенсуализма естествознания

современного исторического типа……………………………………………………………

§ 5. Онтологические основания материалистического сенсуализма

научного обществоведения…………………………………………………………...………

5.1. Понятия "общественное бытие" и "общественное сознание"………………………

5.2. Интенсивная эволюционность объектов обществоведческого познания

и особенности обществоведческого материалистического сенсуализма………….…

5.3. Принцип объективации результатов субъективно-целевой

деятельности людей……………………………………………………….………………126

5.4. Подобие структур человеческого мышления и объективных

реалий общественного бытия………………………………………………….…………136

5.5. О реализме теоретического обществоведения, о его границах

и об опасностях их нарушения……………………………………………………………150

5.6. Определяющая первичность объективных реалий общественного бытия

по отношению к субъективно-целевой деятельности людей………………….………154

5.7. Общественно-историческая природа сознания человеческого индивида……………

ГЛАВА 3

СУБЪЕК-ОБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (171)

§ 1. Общественно-историческая природа субъектов познания и практики……………………

§ 2. Общественно-историческая природа объектов познания и практики………………………176

§ 3. Научно-технологическое отношение людей к объективному миру………………………

§ 4. Информационно-управленческая сущность субъект-объектного взаимодействия……

§ 5. Рефлексивность рационального познания и его методологичность…………………….…

ГЛАВА 4

ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА КАК ПРОЦЕСС (192)

§ 1. Важнейшее для гносеологии свойство материи…………………………………………..…

§ 2. Объективная истина как идеальная знаковая модель объекта………………………………198

2.1. Неизбежность идеализаций и схематизма………………………………………………

2.2. Критерий практики………………………………………………………………….……

2.3. Объективная истина как продукция научного познания……………………….………

2.4. Общественно-историческая природа научных истин…………………………….……

§ 3. Необратимость познания………………………………………………………………………219

3.1. Элементарные и наглядные примеры……………………………………………………

3.2. Общественно-исторические формы необратимости познания…………………….…

3.3. К проблеме аутентичного осмысления истории………………………………………

ГЛАВА 5

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ СЕНСУАЛИЗМ

СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (230)

§ 1. Специфика функционирования эмпирических знаний в естественных науках…………

1.1. Сущность материалистического сенсуализма.

Стандартная воспроизводимость фактов научного качества…………………………

1.2. Формирование эмпирического базиса

под теории научного качества……………………………………………………………

1.3. Эмпирический выбор между конкурирующими гипотезами…………………………

1.4. Контроль и коррекции зрелых научных теорий

воспроизводимыми опытными аргумента………………………………………………

§ 2. Методологический материализм и современный

естественно-научный эволюционизм………………………………………………………

2.1. Предварительные замечания………………………………………………………..……243

2.2. Наука и феномен развития от низшего к высшему………………………………..……245

2.3. Исходная ограниченность научного эволюционизма…………………………..………257

2.4. Научный эволюционизм и научная атомистика…………………………………..……

2.5. Эволюционизм общественных наук………………………………………………..……276

ГЛАВА 6

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ СЕНСУАЛИЗМ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ И ДИАЛЕКТИКА (283)

§ 1. Об объективной и субъективной диалектике…………………………………………………283

§ 2. Марксистская мифология "диалектики природы"…………………………………………

§ 3. Диалектика и объективные реалии общественного развития………………………………

ГЛАВА 7

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧУВСТВЕННОГО

И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ (304)

§ 1 . Концептуализированность человеческих чувственных восприятий………………………

1.1. Элементарные и наглядные примеры……………………………………………………3

1.2. Обыденные примеры и их прямые аналоги в науке……………………………………

1.3. Парадигмальность познания……………………………………………………………

§ 2. Приборы как технические посредники в познании…………………………………………

2.1. Абстрагирующая сущность научных приборов…………………………………………321

2.2. К проблеме интерпретации показаний приборов………………………………………

ГЛАВА 8

ТРЁХФАЗНОСТЬ ИСТИНЫ-ПРОЦЕССА (338)

§ 1. Элементарная и наглядная модель познания в три фазы……………………………………

1.1. Фаза чувственного созерцания……………………………………………………...……

1.2. Фаза эмпирико-аналитического изучения…………………………………………...…

1.3. Фаза теоретического синтеза знаний………………………………………………...…

§ 2. Познавательный цикл на более сложной модели……………………………………….……355

2.1. Эмпирико-аналитическая фаза……………………………………………………...……

2.2. Преддверие теоретического синтеза знаний……………………………………..……

2.3. Первичная эффективная теоретизация знаний. Формализация теории…………...…

§ 3. Experimentum crucis и его гносеологическая природа………………………………...……

§ 4. Специфика познавательных циклов реальной науки………………………………………

ГЛАВА 9

ЗАКОНЫ ТЕОРЕТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ (394)

§ 1. К истории проблемы. Первое представление законов

теоретического синтеза знаний…………………………………………………….………

§ 2. Элементарные и обыденные модели…………………………………………………….……

§ 3. Модель, близкая к науке и переходящая в реальное научное познание……………………414

3.1. Многоэтапность процессов эффективной теоретизации научных знаний…………

3.2. Относительная логическая замкнутость научных теорий. Элементарное

и наглядное проявление принципа соответствия………………………………………

3.3. К проблеме эквивалентных теоретических описаний……………………………...……

3.4. Познание более глубокого структурного уровня объекта ж

в рамках менее глубокой теории…………………………………………………...……

3.5. Построение более глубокой теории………………………………………………………

3.6. Подведение итогов с позиций законов теоретического синтеза знаний…………….…

§ 4. Действие законов теоретического синтеза знаний в условиях реальной науки……………463

4.1. Становление и развитие теорий классической физики…………………………………

4.2. Познание многоуровневых объектов……………………………………………………

4.3. Познание системно-исторических объектов……………………………………………

4.4. История науки логики в свете законов теоретико-синтетического познания…………5

ГЛАВА 10

МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ОБЪЕКТИВНО-ИСТИННЫХ ЗНАНИЙ

В ТЕХНОЛОГИЯХ И В ТЕХНИКЕ (518)

§ 1 Человеческая свобода как познанная и практически

освоенная необходимость……………………………………………………………...………518

§ 2. Гносеологическая сущность фундаментального и прикладного

типов познания…………………………………………………………………………………

§ 3. Гносеологическая сущность наукоёмких технологий и их основные типы………………

3.1. Определения понятий "технология" и "техника"

3.2. Сущность машинных технологий……………………………………………………..…

3.3. Сущность безмашинных технологий………………………………………………...…

3.4. Что понимать под наиболее совершенными технологиями?

3.5. Эволюция и генеральная перспектива автоматизации

технологических процессов………………………………………………………………

§ 4. Внутренние и внешние факторы технического прогресса.

О многоукладности технических систем…………………………………….………………575

§ 5. Легко ли распознать инженерную деятельность внеземных цивилизаций?

§ 6. Технико-технологические аспекты научных экспериментов…………………………….…

6.1. К истории опытного изучения жидкого 4 Не……………………………….……………

6.2. К истории опытного изучения жидкого 3Не……………………………………………

6.3. К истории опытного познания субъядерного

микромира и нейтронных звёзд………………………………………….………………623

6.4. Инженерно-техническое оформление прямых

и "решающих" экспериментов……………………………………………………………637

6.5. Феномен неразличимости теоретического и экспериментального

познания и его причины……………………………………………………...…………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….672

Приложение 1………………………………………………………………………………………………….679

Приложение 2.681

Приложение 3. Как объяснить будущим инженерам, что такое

машинная и безмашинная техника?……………………………..……………….682

Приложение 4. Время разбрасывать камни прошло. Пора их собирать….........................773

Приложение 5. Экспериментальная программа фундаментализации и

гуманитаризации высшего образования любого профиля

на базе учебного курса современной логики

и теории познания…………………………………………………….….788


 Об авторе

Абачиев Сергей Константинович
Кандидат философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Института государственного управления, права и инновационных технологий. Области исследовательских интересов – традиционная формальная логика и эволюционная теория познания, гносеологические проблемы труда и техники, православно ориентированные религиоведение и историософия, взаимодействие науки и религии. В разработке проблем логики и методологии науки впервые обратился к тщательной логико-гносеологической рефлексии над элементарными познавательными процессами научного и ненаучного типов. Тем самым многовековой процесс становления эволюционной теории познания как научной теории, а не философского учения, был им введён в завершающую стадию.
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце