URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Международный НИИ проблем управления Проблемы теории и практики УПРАВЛЕНИЯ: О коррупции, бюрократизме и предпринимательстве. Креативная предпринимательская деятельность: зарубежный опыт регулирования. Формирование компетенций местного самоуправления. Миссия фирмы как средство коммуникации Обложка Международный НИИ проблем управления Проблемы теории и практики УПРАВЛЕНИЯ: О коррупции, бюрократизме и предпринимательстве. Креативная предпринимательская деятельность: зарубежный опыт регулирования. Формирование компетенций местного самоуправления. Миссия фирмы как средство коммуникации
Id: 216261
1268 р.

Проблемы теории и практики УПРАВЛЕНИЯ:
О коррупции, бюрократизме и предпринимательстве. Креативная предпринимательская деятельность: зарубежный опыт регулирования. Формирование компетенций местного самоуправления. Миссия фирмы как средство коммуникации. №05/2016

URSS. 2016. 144 с. ISBN 9770234450056.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» - одно из старейших изданий в области управления - основан в 1983 г. в соответствии с Межправительственным соглашением о создании Международного научно-исследовательского института проблем управления и решением представителей стран - учредителей МНИИПУ.

В журнале регулярно выступают государственные деятели, главы дипломатических представительств, известные... (Подробнее)

Содержание
top
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Олег Сухарев «Технологичность» российской экономики и новые меры промышленной политики (с.8–22)

технологии, технологическая функция, промышленность, инвестиции, промышленная политика, технологичность, экономический рост
Дана оценка технологической функции (уровня технологичности) для российской экономики. Применительно к российской экономике формируется система предложений по управлению промышленностью. Предлагаются необходимые меры по стимулированию новой промышленной политики, нацеленной на повышение общей технологичности промышленности России.
  • Стратегия опережающего развития для России — это, по сути, поиск «эффективного» сочетания между стимулированием инноваций и воссозданием классических (консервативных) производств, что само по себе создаст дополнительный спрос на новые технологии.
  • Технологический рост экономики зависит не столько от роста необходимых инвестиций в общие технологии, сколько от эффективного их распределения между старыми и новыми технологическими возможностями.
  • Ошибки в определении приоритетов развития, отсутствие концентрации усилий и ресурсов по направлениям развития, а также недостаточное финансирование являются главными институциональными причинами раскоординации программ развития экономики.

Анатолий Мудрецов, Александр Тулупов Проблемы устойчивого развития России (с.23–30)

устойчивое развитие, новая экономика, экологический фактор, модернизация, инновационное развитие
Исследованы экономическая, социальная и экологическая составляющие устойчивого развития. Показаны особенности новой экономики, модернизации и инновационного развития при смене индустриальной на постиндустриальную общественную формацию. Рассмотрены препятствия и возможности перехода России к новой экономике, базирующейся на принципах устойчивого развития.
  • Россия оказалась не готова к новой экономике. Тем не менее в национальной экономике присутствуют факторы, способствующие переходу к новой экономике: высококвалифицированные кадры, высококачественный и признанный научный комплекс, интеграционный рынок.
  • Переход экономики России на инновационный путь развития предполагает масштабные изменения в механизмах и структуре экономического роста с учетом экономической, социальной и экологической составляющих устойчивого развития.
  • Необходима переориентация экономики от развития на базе преимущественно сырьевых ресурсов на активное использование неисчерпаемых возможностей наукоемких технологий и человеческих ресурсов.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Елена Румянцева О коррупции, бюрократизме и предпринимательстве (с.31–40)

бюрократия, бюрократизм, методология, коррупция, компетентность, предпринимательство, традиции, привилегии
В статье ставится проблема взаимосвязи и противоречивости теоретических трактовок коррупции, бюрократизма и предпринимательства, недостатков противодействия процессам бюрократизации на практике, а также недооцененным правоохранительными органами возможностям экспертизы управленческой документации на предмет выявления и пресечения разнообразных коррупционных деяний, совершаемых на всех уровнях управления. Автором предложена классификация форм бюрократизма как проявления коррупции в системе власти.
  • Коррупция, используя многообразные механизмы, проявляющиеся в документообороте организаций, относится к неэффективным моделям управления, что в нормах права слабо проявлено в связи с затяжным характером проводимой в стране дискуссии и ее противоречивостью.
  • Бюрократизм как доказательство совершения в настоящее время многообразных коррупционных деяний может быть представлен в конкретныхзначимых формах, выступающих основанием для разработки направлений дальнейшей дебюрократизации российских систем управления.
  • Неопределенность трактовки понятия «предпринимательство» приводит к тому, что методам незаконного обогащения, проблеме коррупции не уделено внимания в исследованиях вопросов предпринимательства.

Наталья Мамедова, Ксения Щербакова Результативность деятельности ФАС России по осуществлению контроля в сфере государственных закупок (с.41–48)

результативность деятельности федеральных органов исполнительной власти, контрактная система, контроль за осуществлением закупок, ФАС России, открытые данные
Анализируется деятельность ФАС России и ее территориальных подразделений по осуществлению контроля в сфере закупок. Предложена система критериев оценки результативности деятельности по непосредственному результату. Определены параметры, отсутствие данных по которым не позволяет оценить результативность деятельности по показателям процесса управления.
  • Определены возможности и ограничения применения подходов к оценке результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти по показателям процесса управления и по непосредственному результату на примере ФАС России.
  • Проведена оценка результативности деятельности ФАС России и его территориальных органов по совокупности критериев.
  • Предложены решения для расширения аналитических возможностей оценки результативности и эффективности деятельности ФАС России для целей программно-целевого управления.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Ше Сон Гун Зарубежный опыт регулирования креативной предпринимательской деятельности (с.49–56)

предпринимательская деятельность, креативная экономика, Великобритания, Республика Корея
Исследован зарубежный опыт организации креативной предпринимательской деятельности, приведен сравнительный анализ. Рассмотренные принцип и метод прямой поддержки, по мнению автора, позволят усовершенствовать государственное управление и могут быть использованы в программах по развитию креативной экономики.
  • Увеличивающаяся сложность объекта снижает эффективность управления.
  • Методы прямой государственной поддержки— это такие методы, когда все важные управленческие решения принимаются государством с учетом делового и общественного мнения.
  • Креативные решения в Республике Корея так же, как и в Великобритании, остаются за предпринимателями.
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Владимир Агафонов Региональные проблемы формирования центров развития (с.57–68)

региональные целевые программы, региональный раздел национальной стратегии, центры развития, эффективность региональной целевой программы
Рассматривается задача разработки программ формирования территориальных центров развития субъектов Федерации. Вводятся понятия центров развития, их структуры. Рассматриваются вопросы эффективности программ формирования центров развития. Предлагается экспертная процедура выработки интегральных оценок эффективности отдельных проектов и программ в целом.
  • Центры развития могут быть определены как территориальные, так и связанные с ними отраслевые системы.
  • Структуризация программы на отдельные проекты позволяет эффективно решать задачу анализа источников ее финансирования.
  • Основной фактор, определяющий схему процедуры оценки эффективности программы, заключается в многокритериальности оценки ее образующих ее проектов.

Вячеслав Андреев Формирование трансграничных кластеров на маршрутах международных транспортных перевозок в регионе Северо-Восточной Азии (с.69–76)

Северо-Восточная Азия, кластерная интеграция, международные транспортные маршруты, мультимодальные и интермодальные перевозки
Представлены результаты прогнозирования объема грузоперевозок по международным транспортным маршрутам на стыке приграничных территорий Дальнего Востока России и стран Северо-Восточной Азии. Обоснована важность интеграции национальных грузовых операторов в международную систему предоставления услуг интермодальных и мультимодальных перевозок в регионе Северо-Восточной Азии.
  • Создание трансграничных транспортно-логистических кластеров позволит российским операторам увеличить переработку традиционных для региона грузов и включиться в конкурентную борьбу за грузопотоки на маршрутах трансконтинентальных транспортных коридоров.
  • Локализация объектов трансграничных кластеров должна будет происходить в границах территорий перспективных инвестиционных проектов и в местах традиционной деловой активности на приграничных территориях.
  • Опорными элементами кластерной сети, формирующейся на маршруте Транссибирского транспортного коридора, могут рассматриваться транспортно-логистические центры, планируемые к созданию РАО «РЖД» на территории Приморского края.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Эмиль Маркварт Компетенция местного самоуправления — мутация в ходе очередноймуниципальной реформы (с.77–89)

местное самоуправление, компетенция местного самоуправления, полномочия субъекта Федерации, муниципальная реформа
Дается оценка изменений в федеральном законодательстве, требующих пересмотра подходов к формированию компетенции местного самоуправления. Автор рассуждает о возможности сохранения конституционных начал и самого института местного самоуправления. Особое внимание уделяется вопросам формирования компетенции местного самоуправления.
  • Среди наиболее очевидных трендов, определявших состояние местного самоуправления в России 2014-2015 годов, следует выделить значительные изменения в вопросах компетенции местного самоуправления.
  • В последние годы баланс собственной и делегированной компетенции в первую очередь на уровне муниципальных районов и городских округов оказался нарушенным.
  • Федеральный закон № 136-ФЗ существенно усилил неопределенность в регулировании компетенции местного самоуправления, в значительной мере лишил смысла конституционно-правовую категорию «вопросы местного значения» и создал предпосылки нарушения конституционных положений о самостоятельности местного самоуправления.
ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ

Надежда Бек, Нина Любакова, Татьяна Подсыпанина Формы взаимодействия фармацевтических компаний на развивающихся рынках (с.90–100)

межфирменное сотрудничество, формы стратегических партнерств, характеристики развивающихся рынков, инновационные лекарственные средства
Показано, что крупные фармацевтические компании стремятся развивать партнерские взаимодействия с местными компаниями на развивающихся рынках для того, чтобы получить доступ к каналам распределения или же к уникальным знаниям о национальной специфике. Выбирая между стратегическим альянсом или сделкой по слиянию/поглощению, компании предпочитают первое, что позволяет им с меньшими затратами достигать стратегических целей.
  • Сравнительный анализ фармацевтических рынков Китая и России показывает, что китайский рынок по нескольким характеристикам привлекательнее для международных компаний.
  • Российский фармацевтический рынок характеризуется наличием значительных неиспользованных возможностей в развитии инновационных процессов на основе межфирменного сотрудничества.
  • Развитию партнерств и наращиванию присутствия зарубежных компаний на российском фармацевтическом рынке будет способствовать государственная поддержка формирования фармацевтических кластеров и научных организаций.

Игбал Гулиев, Игорь Литвинюк Принятие решений по разработке и эксплуатации нефтегазовых месторождений на основе геолого-геофизической информации (с.101–112)

природный газ, геолого-разведочные работы, освоение месторождений, коммерческие риски, система поддержки принятия решений
Рассматриваются роль государства в поддержке процесса поисково-разведочных работ, вопросы и проблемы экономической оценки целесообразности разработки вновь открытых залежей, риски освоения и процессы принятия решения о выборе оптимального портфеля проектов изучения и освоения месторождений для компаний-недропользователей. Обоснована необходимость применения системного подхода при принятии компанией-недропользователем решения о начале промышленной разработки объекта месторождения природного газа в целях минимизации последствий наступления рисков и достижения наивысшей эффективности функционирования газодобывающего предприятия.
  • На современном этапе объектами изучения становятся все более сложные месторождения, залегающие на больших глубинах и весьма удаленные от районов потребления сырья, что обусловливает устойчивую динамику повышения затрат на проведение геолого-разведочных работ.
  • Наблюдаемые тенденции, наряду с качеством получаемых геологических данных, способствуют сохранению значимых с точки зрения компаний-недропользователей рисков, характерных для принятия управленческих решений о начале разработки месторождений.
  • Таким образом, особую актуальность обретают методы и процедуры оценки и интерпретации результатов геолого-разведочных данных в рамках принятия решений о начале промышленной эксплуатации месторождений.
ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Елена Станиславчик Оценка эффективности и кредитоспособности инвестиционных проектов (с.113–118)

эффективность, кредитоспособность, привлекательность инвестиционных проектов, риск инвестирования, субъективизм оценки
Освещены проблемы оценки эффективности и кредитоспособности инвестиционных проектов реального сектора. Проведено разграничение этих пересекающихся, но не идентичных характеристик привлекательности проектов для разных инвесторов на основе выделения четких рамок проекта и его изолированной оценки без привязки к предприятию-реципиенту.
  • Принятие решения о кредитовании не ограничивается выбором самого эффективного инвестиционного проекта, а наряду с этим требует правовых гарантий, обеспечения возвратности кредита.
  • С помощью инвестиционного проекта можно развивать и укреплять позиции на рынке, увеличивать число рабочих мест и в перспективе обеспечить рост стоимости бизнеса и благосостояния собственников.
  • Наряду со стандартными процедурами оценки риска следует предусмотреть и риск «проедания», размывания результатов реализации данного проекта.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Никпур Амирреза Голамреза Принципы построения кросскультурной модели управления персоналом (на примере российско-иранских организационных отношений) (с.119–124)

кросс-культурный менеджмент, модель управления персоналом, транскультурные ценности
Рассматриваются ключевые аспекты построения кросс-культурной модели управления человеческими ресурсами. По мнению автора, основная проблема, которая возникает при формировании подхода к управлению персоналом российско-иранской организации, — это восприятие сотрудниками основ и особенностей управления, а также их адаптация. При этом формирование уважения к особенностям национальных культур выступает одним из важнейших шагов к построению транскультурных ценностей.
  • Особенностью кросс-культурной модели управления человеческими ресурсами является учет несовпадения ценностей сотрудников, формирующих ценностную модель организационной культуры.
  • Кросс-культурная модель управления персоналом отличается большим набором комплексных и диверсифицированных функций, высокой вовлеченностью личности в организационную культуру, подверженную влиянию внешних национальных факторов.
  • Двухкультурная модель управления организацией носит равномерный характер и требует взаимной интеграции культур через восприятие и адаптацию, а не навязывание универсальной международной модели.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Владимир Крючков Миссия фирмы как средство коммуникации (с.125–130)

миссия фирмы, миссиология, средство коммуникации, расширение фирмы, процессная модель
Описан новый подход к разработке и реализации миссии фирмы, основанный на представлении ее как средства коммуникации. Рассмотрен аспект применения миссии для линеаризации ментального пространства коллектива фирмы. Предложена процессная модель построения миссии фирмы на основе Книги Исхода.
  • В литературе по стратегическому менеджменту, по нашему мнению, господствует ограниченный взгляд на роль миссии фирмы в ее развитии.
  • Представление миссии фирмы как инструмента линеаризации ментального пространства коллектива фирмы и ее клиентов добавляет важный аспект в технологию ее применения.
  • Верификация процессной модели разработки и реализации миссии фирмы на основе примера из Ветхого Завета позволяет усилить ее практическую направленность.

Семен Резник Отношения менеджера со своим начальником: как сделать их результативными (с.131–141)

менеджер, взаимоотношения с руководством, репутация, способы и приемы общения
Рассмотрены технологии построения «правильных» взаимоотношений менеджера со своим начальником. Особое внимание уделено таким ключевым задачам менеджера, как оказание руководителю реальной помощи, освоение приемов защиты репутации своего начальника, выработка умения узнавать его мнение о себе.
  • Доверительные отношения и эффективное взаимодействие с вышестоящим руководством являются важнейшим залогом успеха современного менеджера.
  • Достижение поддержки и понимания со стороны руководства в полной мере возможно только при условии целенаправленных действий менеджера с использованием определенных техник и методик.
  • В основе тактики налаживания психологического контакта лежит поддержка руководителя со стороны менеджера делами, результатами деятельности, информацией об этих результатах и необходимыми советами.
Contents
top
ECONOMIC POLICY: STRATEGY AND TACTICS

Oleg Sukharev “Manufacturability” of Russian Economy and New Industrial Policy Measures (pp.8–22)

technologies, technological function, industry, investment, industrial policy, manufacturability, economic growth
The technological function (manufacturability level) of Russian economy is assessed. A system of industry management proposals for the Russian economy is formulated. Necessary measures are advanced to enhance a new industrial policy aimed at raising the general manufacturability of Russian industry.

Anatoly Mudretsov, Alexander Tulupov Russia’s Sustainable Development Problems (pp.23–30)

sustainable development, new economy, environmental factor, modernization, innovative development
Economic, social and environmental components of sustainable development are researched. The specificity of new economy, modernization and innovative development accompanying the transition from industrial to post-industrial social structure is shown. The authors highlight the impediments to and opportunities of Russia’s transition to a new economy based on principles of sustainable development.
STATE GOVERNANCE

Elena Rumyantseva On Corruption, Bureaucratism and Entrepreneurship (pp.31–40)

bureaucracy, bureaucratism, methodology, corruption, competence, entrepreneurship, traditions, privilege
The author raises problems of interrelation between and contrariety of theoretical interpretations of corruption, bureaucratism and entrepreneurship, stresses the deficiencies in practical countering bureaucratization processes and also the capabilities - misappreciated by law enforcement institutions - to make expert examinations of management documentation in order to identify and combat multifold corrupt acts at all management levels. She advances a typology of bureaucratism forms as manifestation of corruption in the system of power.

Natalya Mamedova, Xenia Shcherbakova Russia’s Federal Antimonopoly Service (FAS) Effectiveness in Monitoring Public Procurement (pp.41–48)

effectiveness of federal government agencies, contract system, monitoring of public procurement, FAS Russia, open data
The activities of FAS Russia and its territorial units in monitoring public procurement are analyzed. A system of criteria is proposed to evaluate their efficiency by immediate results. The authors also define parameters, which, in case of their data missing, do not allow to evaluate the effectiveness in terms of governance process indicators.
INTERNATIONAL EXPERIENCE

She Son Gun Foreign Experience in Creative Entrepreneurship Regulation (pp.49–56)

entrepreneurship, creative economy, the United Kingdom, the Republic of Korea
The author investigates foreign experience in creative entrepreneurship arrangement and makes its comparative analysis. She claims that the principle and method of direct support examined by her will help improve state governance and can be used in programs of creative economy development.
REGIONAL DEVELOPMENT

Vladimir Agafonov Regional Problems of Development Centers Formation (pp.57–68)

regional target programs, regional section of national strategy, development centers, efficiency of regional target program
The goal of designing a program of territorial development centers formation in RF constituents is discussed. The notions of development centers and their structure are introduced. Issues linked with efficiency of programs aimed at development centers formation are addressed. An expert procedure of elaborating integral efficiency estimations for individual projects and programs as a whole is proposed.

Vyacheslav Andreev Forming Cross-Border Clusters along International Transportation Routes in the North-Eastern Asian Region (pp.69–76)

North-Eastern Asia, cluster integration, international transportation routes, multimodal and intermodal transportation
The article presents the results of forecasting the cargo transportation volume along international routes at the junction of border territories of the Russian Far East and countries of North-Eastern Asia. The importance is justified of integrating national freight operators into an international system to provide services of intermodal and multimodal transportation in the region of North-Eastern Asia.
MUNICIPAL MANAGEMENT

Emil Markvart The Competence of Local Self-Government – Mutation during a yet Another Municipal Reform (pp.77–89)

local self-government, competence of local self-government, powers of RF constituent, municipal reform
Amendments are evaluated which have been introduced in federal legislation and require a revision of approaches to local self-government’s competence formation. The author reasons about the possibility to retain the constitutional principles and the very institute of local self-government. Particular attention is paid to local self-government competence formation.
SECTORAL ANALYSIS

Nadezhda Bek, Nina Lyubakova, Tatyana Podsypanina Forms of Interaction of Pharmaceutical Companies in Emerging Markets (pp.90–100)

inter-firm cooperation, forms of strategic partnerships, characteristics of emerging markets, innovative drugs
It is shown that in emerging markets big pharmaceutical companies seek to develop partnerships with local companies to gain access to distribution channels or to unique knowledge about national specificity. When making a choice between a strategic alliance or a merger/acquisition deal, the companies prefer the first option, which allows them to achieve strategic goals at lower cost.

Igbal Guliev, Igor Litvinyuk Geological and Geophysical Information-Based Decision-Making on the Development and Operation of Oil and Gas Deposits (pp.101–112)

natural gas, geological exploration, development of deposits, commercial risks, support system for decision-making
The role of the state in supporting the exploration process is discussed, and also problems connected with economic assessment of the feasibility of developing newly discovered deposits, exploration risks and decision-making processes, which deal with the choice of optimal exploration and development project portfolio meant for subsoil user companies. It is proved that a company as subsoil user should apply a systemic approach when it adopts the decision to start industrial development of a natural gas deposit in order to minimize risks and achieve maximal efficiency of the gas producing enterprise.
INVESTMENTS AND INNOVATIONS

Elena Stanislavchik Evaluation of Efficiency and Creditworthiness of Investment Projects (pp.113–118)

efficiency, creditworthiness, attractiveness of investment projects, investment risk, subjective assessment
The article highlights the problem of assessing efficiency and creditworthiness of investment projects in the real sector of economy. The author makes a distinction between these overlapping but not identical features of attractiveness of projects for different investors; for this purpose she detaches a clear-cut framework of the project and its isolated evaluation without reference to the recipient enterprise.
PERSONNEL MANAGEMENT

Nikpour Amir Reza Golamreza Formation Principles of Cross-Cultural Personnel Management Models (as exemplified by Russian-Iranian organizational relations) (pp.119–124)

cross-cultural management, personnel management model
Key aspects of building a cross-cultural model of human resources management are addressed. According to the author the principal problem, which emerges when an approach is formed to managing personnel in a Russian-Iranian organization, lies in the perception by the employees of management bases and specifics as well as their adjustment. In addition, inspiring respectful attitude to the peculiarities of national cultures is one of most important steps towards building transcultural values.
VIEWPOINT

Vladimir Kryuchkov The Firm’s Mission as Communication Tool (pp.125–130)

firm’s mission, missiology, communication tool, expansion of firm, process model
A new approach to design and realize a firm’s mission based on its perception as communication tool is described. The aspect of applying the mission to linearize the firm staff’s mental space is addressed. A process model is proposed to design the firm’s mission on the basis of the Book of Exodus.

Semyon Reznik Relations between Manager and His Superior: How to Make Them Effective (pp.131–141)

manager, relations with the superiors, reputation, ways and techniques of communication
The author centers on technologies of building “proper” relations between manager and his superior. Special attention is paid to key tasks of manager - like rendering real help to the chief, mastering techniques of protecting his superior’s reputation, acquiring the skill of learning the latter’s opinion about him.