URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Денисова Т.Н., Фесенко Э.Я. Концепция героя в русской драматургии второй половины XX – начала ХХI вв.
Id: 218545
 
299 руб.

Концепция героя в русской драматургии второй половины XX – начала ХХI вв.

URSS. 2017. 200 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-3805-4.

 Аннотация

Настоящая монография посвящена актуальной литературоведческой проблеме --- исследованию концепции героя. В ней разработан системный подход к анализу типов героя драматургии 60--90-х годов XX и начала XXI века в рамках таких эстетических систем, как «романтизм», «реализм», «постреализм» и «постмодернизм».

Книга предназначена для филологов и театроведов.


 Оглавление

Введение
Глава первая. Романтический герой в русской драматургии конца 50-60-х годов XX века: "...как людям нужна романтика"
Глава вторая. "Негероические герои" "безгеройного времени" 70-80-х годов XX века
Глава третья. "Маленький человек" в драматургии конца XX -- начала XXI века
Заключение

 Введение

Историко-литературный процесс второй половины XX -- начала XXI вв. был обусловлен политическими и общественными переменами в жизни советского (а потом и российского) общества. Отсюда -- появление новых типов конфликтов и новых типов героев в художественных произведениях и, в частности, в драматургии.

Концепция героя является не только определяющим признаком поэтики произведения, но и соотносится с существующим в обществе представлением о человеке. В литературном герое всегда воплощается авторская концепция личности, становясь одним из центральных идейно-эстетических понятий творчества отдельного писателя или определенного литературного направления. Еще Л.Я.Гинзбург в своей книге "О литературном герое" уделила серьезное внимание проблеме типологии литературных героев, прослеживая "соотношение между типологией социальной, психологической и литературной". Она была убеждена, что "литературным героем писатель выражает свое понятие человека, взятого с некоторой точки зрения, во взаимодействии подобранных писателем признаков", т.е. его "литературный герой моделирует человека". Этот человек и в плане социальном играет свою роль, а в плане психологическом становится определенным типом, или обладает только ему присущим характером.

Каждый род литературы по-своему раскрывает человека. В драматургии герой раскрывается в своих монологах или диалогах с другими персонажами, а также в драме, как отмечал А.Б.Есин, душевную и духовную жизнь человека помогают раскрыть и такие способы, как "жестово-мимическое поведение персонажей, особенности мизансцен, интонационный рисунок роли, создание определенной психологической атмосферы при помощи декорации, звукового и шумового оформления".

Интерес гуманитарной науки к проблеме "концепция героя" связан с формированием национальной картины мира, осмыслением этнической идентичности людей. В конце XX века на первый план выдвинулся антропологический подход, предполагающий "разноаспектное изучение образов-персонажей, которые являются результатом фантазийного воссоздания человека в авторском мире и в поэтике конкретных текстов", когда человек познается в его телесном, духовном и поведенческом разнообразии. Литературная антропология закономерно тесно связана с антропологией философской, религиозной, психологической, исторической, социальной, эстетической, этической и пр. Это заставляет понимать, что такие проблемы, как "концепция героя", "литературная характерология", "психологический анализ", "типология литературных героев" являются частью общей темы, получившей в литературоведении наименование "литературно-антропологическая". По замечанию С.В.Козлова, этот термин "входит в терминологический ряд "художественная концепция человека", "образ человека в литературе", "образ-персонаж", "литературный герой", является гиперонимом для понятий "действующее лицо", "литературное амплуа", "персонаж-маска", "литературный характер", "характер-тип", "литературный тип", "типаж", "социально-моральный тип", "характер-личность", "герой времени", "литературный психологизм", "психоидеология", "протагонист/антагонист", "лирический герой", "образ автора", "образ читателя", "ауктор/актор" и др."

М.Горький считал, что назначение литературы -- "человековедение". Наука о литературе -- литературоведение -- занимается и "смыслами", и "значениями" результатов художественного осмысления человеческой жизни, подчас очень сложной и трагической (неудивительно, что с легкой руки В.П.Белянина появился в науке такой термин, как "психиатрическое литературоведение", который вызвал критику ученых традиционного направления в литературоведении, считающих, что литературное произведение не является непосредственным выражением авторской личности).

Проблема интерпретации художественных произведений -- одна из тех, которую авторы этой книги считают не только сложной, но и очень значимой, поэтому предприняли попытку интерпретировать мир драматургов, порожденный их творческим сознанием (можно добавить: и подсознанием), опираясь на сверхтекстовый и системный характер понятия "внутреннее бытие" писателя.

Социокультурная ситуация второй половины XX века оказала существенное влияние на русскую драматургию и обусловила появление в ней новых типов героев и новых художественных средств в их изображении. Нравственно-этические категории, определяющие мировоззрение писателей, преломлялись в их творческом сознании, определяя тем самым смысловые и жанровые координаты их художественных миров. Мироощущение героя, ставшего свидетелем крушения прежнего мира, распада привычных связей, ломки традиционных устоев, стало доминировать в многочисленных драматургических произведениях рассматриваемого периода.

В современной теории драмы проблемы, посвященные типологии литературного героя конца XX века, недостаточно исследованы, хотя попытки осмыслить его сложный процесс были предприняты в ряде работ, нацеленных на изучение литературного процесса в историческом и в теоретическом аспектах. Это сделали М.Эпштейн в "Парадоксах новизны" (1988) и в "Постмодерне в России" (2000), Н.Лейдерман и М.Липовецкий в книге "Современная русская литература. 1950--1990-е годы" (2003), анализируя процесс, происходящий в русской литературе второй половины XX века. Среди исследователей современной отечественной драмы следует выделить работы Б.С.Бугрова ("Русская советская драматургия в 1960--1970 годы", 1981), Я.И.Явчуновского ("Драма на новом рубеже: Драматургия 70-х и 80-х годов: конфликты и герои, проблемы поэтики", 1989), Т.В.Ланиной ("Володин. Очерки жизни и творчества", 1989), H. Л.Лейдермана "Драматургия Николая Коляды: Критический очерк" (1997), М.И.Громовой ("Русская драма на современном этапе: 80--90-е гг.", 1994, "Русская современная драматургия", 2002; "Русская драматургия конца XX -- начала XXI века", 2005), С.Я.Гончаровой-Грабовской ("Комедия в русской драматургии 1980--1990-х годов (жанровая динамика и типология)", 2008), а также диссертации С.С.Имихеловой ("Основные тенденции развития русской современной драматургии 70-х годов (к проблеме современного героя)", 1984), М.П.Малюги ("Поствампиловская драматургия 1970--1980-х годов", 1996), И.П.Зайцевой ("Современная драматургическая речь: структура, семантика, стилистика", 2002), С.Моторина ("Творчество Александра Вампилова и русская драма 80--90-х годов 20 века", 2002), Е.В.Старченко ("Пьесы Н.В.Коляды и Н.Н.Садур в контексте драматургии 1980--1990-х годов", 2005), В.В.Заржецкого ("Традиции балагана в русской современной драматургии", 2006), A.A. Щербаковой "Чеховский текст в современной драматургии" (2006), О.Ю.Багдасарян ("Поствампиловская драматургия: поэтика атмосферы", 2006), Е.Е.Шлейниковой ("Драматургия О.А.Богаева в контексте русской драмы рубежа XX--XXI веков" (2008), И.М.Болотян "Жанровые искания в драматургии конца XX--XXI начала века", 2008), О.Журчевой ("Формы выражения авторского сознания в русской драме 20 века", 2009), С.Наумовой ("Формы выражения авторского сознания в драматургии конца XX -- начала XXI в.", 2009), Т.С.Шахматовой ("Традиции водевиля и мелодрамы в русской драматургии XX -- начала XXI веков", 2009), Е.Ю.Лазаревой ("Особенности художественного мира Н.Коляды в контексте исканий драматургии 1980--1990-х гг.", 2010), В.В.Макаровой ("Чеховский интертекст в современной российской драматургии: 1980--2010 гг.", 2012), И.В.Дубровиной ("Функционирование сентименталистских кодов в поэтике современной драмы: на материале драматургии Николая Коляды", 2014). Во всех этих работах рассматривалась поэтика драмы второй половины XX века, тенденции ее развития, преемственность традиций, новаторство авторов пьес, анализировались новые жанровые образования.

Общие тенденции современного литературоведения состоят в назревшей потребности создания целостной концепции героя русской драматургии 2-ой половины XX -- начала XXI века, связанной с ее соотнесенностью с антропологическим вектором современных филологических исследований, осмысляющих русское национальное мироощущение; с необходимостью уточнения жанрового своеобразия пьес "новой волны" и "новой драмы", а также системный анализ типов героев русской драматургии 50--90-х годов XX и начала XXI века в рамках таких эстетических систем, как "романтизм", "реализм", "постреализм" и "постмодернизм". Эволюционный подход к ним позволил выстроить типологические ряды героев пьес этих периодов. Внимание к проблеме типологии героя драматургии определил интерес к пьесам, в большинстве случаев являющимися художественными образцами литературы, с наибольшей очевидностью представляющие три эпохи отечественной истории: период "оттепели" (60-е годы), период "застоя" (70--80-е годы) и период "перестройки", связанный с расцветом "постмодернизма" и явлением "новой драмы" (90-е годы), а также появлением новых жанровых форм постмодернистских пьес (10--20 годы XXI века). Исследование традиционных типов литературных героев и появление новых в русской драматургии дало возможность обнаружить в созданных драматургами художественных образах черты общественной и частной жизни человека. На наш взгляд, логически оправданным было и стремление выявить роль архетипов Дом-Бездомье в пьесах русских драматургов второй половины XX века. Нельзя было пройти и мимо исследования уровня жанровой специфики драматических произведений, их проблематики, типов конфликтов, мотивного спектра пьес, их поэтического строя (отказ от бессобытийного построения, выявление лейтмотивов, лирико-философского подтекста и пр.).

Авторы монографии стремились обобщить теоретические взгляды отечественного литературоведения и театроведения на проблему героя в современной драме; выявить основополагающие аспекты поэтики русской драмы второй половины XX и начала XXI века в зеркале критики, рассматривающей особенности этого культурно-исторического феномена; определить нравственно-психологические, социально-исторические черты типов героев, созданных в современной драматургии, принципы их художественной организации; рассмотреть литературную ситуацию в драматургии в исторической перспективе и динамике; осмыслить генезис и закономерности движения и развития героя в драматургии второй половины XX -- начала XXI вв.

В период "оттепели" проблематика пьес стала выстраиваться на драматическом конфликте, связанном с морально-нравственными проблемами. В них ощущался особый лиризм "как повышенная субъективность художественного дискурса" (Н.Лейдерман), отразив острый интерес к активно действующему в жизни герою. Романтический герой русской драматургии 50--60-х годов XX века, лишенный условности заданного романтического характера, был во многом связан с романтикой поиска, воспеванием нового человека, который служил высоким целям. Романтизм драматургии этого периода выявлялся не столько в идеях и традициях, сколько в романтическом мироощущении "розовских мальчиков", "арбузовских романтиков", "володинских неудачников". Героем пьес драматургов А.Арбузова, В.Розова, А.Володина и др. стал человек, нравственно готовый к борьбе за свои принципы, свою индивидуальность. Социокультурное пространство человека и одну из базовых ценностей его жизни в их пьесах характеризовал архетипический образ Дома, включающий такие концепты, как "родина", "семья", "любовь". У романтических героев концепты "дом" и "семья" могли быть восприняты и в непрямом смысле: ими становились стройки, бригады на Севере и в Сибири.

Отходя от романтизма шестидесятых, А.Вампилов предложил тип абсолютно нового для русской драматургии героя -- "негероического героя", -- в котором своеобразно трансформировались черты типа "лишнего человека" русской литературы XIX века. Герои его пьес 70-х годов стремились сохранить "семью", "дом", "палисадник", место "утиной охоты", хотя у большинства из них жизнь сложилась не так, как им хотелось. Социально-нравственная проблематика пьес Вампилова была поднята на уровень философского осмысления жизни героя "безгеройного времени", в котором "социальная шизофрения общества вылилась в эстетическую -- в хаос причин и следствий... событий" (С.Моторин).

В пьесах авторов "новой волны" в конце 80-х годов произошло изменение формы художественного освоения действительности (они балансировали между "пьесой жизни" и "театром абсурда") и типа героя (от концепции социально активной личности драматургия обратилась к концепции человека "негероической" повседневности). В пьесах "поствампиловцев" (Л.Петрушевской, В.Славкина, Л.Разумовской, В.Арро и др.) зазвучал мотив абсурдности жизни общества, наметился будущий маргинальный тип асоциального героя, для которого Дом часто становился Домом без Любви, Анти-Домом, Домом-Тюрьмой. На первый план в пьесах вышел образ бездомья, связанный с утратой традиционных норм жизни. При этом духовная энергия героев пьес иногда была устремлена не только "вовне" -- на преодоление обстоятельств, но и "внутрь", на познание себя.

В драматургии постмодернизма стал осмысляться мир как хаос, актуализировалась деэстетизация действительности: изображался бездуховный быт личности в критической ситуации, бытовой натурализм, концентрация жестокости, эпатаж. Она была наполнена приемами интертекстуальности и мотивами игры, двойничества, одиночества. Основным героем драматургии начала XXI века стал человек, выброшенный из жизни, или находящийся на ее обочине. Быт стал воплощением хаоса душевного состояния "маленького человека" с его одиночеством, отчуждением от людей. В пьесах Н.Коляды, О.Богаева, М.Курочкина, Е.Гришковца и др. явно звучал мотив бездомья маргинальных героев, хотя в них иногда присутствовал и Дом-мечта как образ, доказывающий, что герои пьес еще верили, что не все в их жизни было разрушено. Архетипический анализ в современном литературоведении стал одним из аспектов анализа поэтики художественного произведения, а также его философского содержания.

Ни одно литературное произведение нельзя рассматривать вне контекста Времени, в котором (или о котором) оно создавалось, поэтому необходимо было исследовать периоды в истории России, с которыми была связана напрямую трансформация типов конфликта, типов героя, изменения в жанровой структуре пьес, созданных во второй половине XX -- начале XXI века, получивших свои весьма условные названия. Именно с этими периодами и связаны временные рамки трех глав монографии.

По убеждению Л.Я.Гинзбург, "литературоведение соотносится с разными сферами жизни и разными системами знания, освещающему эти сферы. <... > Литературоведческому анализу предшествует, его сопровождает акт эстетического восприятия", а "если прерывается живое переживание литературной современности", то "литературоведение... опустошается".

Литература объемлет разные сферы жизни и пересекается с такими "системами знания", как история, философия, психология, этика, эстетика, лингвистика. Учитывая, что в монографии будет идти речь о драматургии, авторы обращались не только к работам литературоведов, но и театроведов, и режиссеров.


 Об авторах

Денисова Татьяна Николаевна
Кандидат филологических наук. Учитель русского языка и литературы ГБОУ Лицей № 1598 г. Москвы. Автор более 10 научных публикаций.
Фесенко Эмилия Яковлевна
Кандидат филологических наук, профессор Гуманитарного института Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова. Ученый секретарь диссертационного совета по специальностям «Русская литература», «Русский язык», «Германские языки». Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Автор 56 научных работ, среди них 6 монографий и 4 учебных пособия. Э. Я. Фесенко написаны книги «Горький, которого мы не знали» (Архангельск, 2000), «Художественная концепция личности в произведениях В. А. Каверина» (М.: URSS), «Русская литература XIX века в поисках героя» (М., 2013), «Притяжение Севера» (Архангельск, 2015), учебное пособие «Теория литературы» (2-е изд.: М.: URSS, 2005; 3-е изд.: М., 2008).
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце