URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Кибрик А.А., Кобозева И.М., Секерина И.А. Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления
Id: 218088
 
749 руб.

Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления. Изд.стереотип.

URSS. 2016. 478 с. Твердый переплетISBN 978-5-397-05494-2.

 Аннотация

Настоящая книга представляет собой сборник обзоров по современной американской лингвистике. В книге рассматриваются наиболее фундаментальные направления американской лингвистики, такие как: генеративная (порождающая) грамматика, приложения генеративного подхода к материалу различных языков (в особенности русского), фонология, формальная семантика, психолингвистика, усвоение языка, функциональная и когнитивная лингвистика. Обзоры написаны российскими и американскими авторами, активно работающими в соответствующих областях науки. Во всех обзорах отражено новейшее состояние лингвистических исследований.

Издание предназначено лингвистам всех специализаций, представителям родственных наук, историкам и философам науки, всем интересующимся языкознанием и языком.

Fundamental Trends of Modern American Linguistics. Ed. by A.A.Kibrik, I.M.Kobozeva, I.A.Sekerina. 4-th ed. M.: KD "LIBROKOM", 2010. --- 480 p.

The present book is a collection of surveys of contemporary American linguistics. The surveys look into the most fundamental trends of American linguistics, such as: generative grammar, generative approaches to the evidence from various languages (in particular, Russian), phonology, formal semantics, psycholinguistics, language acquisition, functionalism, and cognitive linguistics. The surveys are written by both Russian and American authors who are actively working in the respective areas of modern science. All surveys include assessments of the most recent linguistic studies.

This publication is intended for linguists of all specializations, scholars of related disciplines, historians and philosophers of science, all interested in linguistics and in human language.


 ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ко второму изданию
Предисловие редакторов

ЧАСТЬ I. Генеративная грамматика

Глава 1. Дж. Бейлин.Краткая история генеративной грамматики
 Введение
 "Синтаксические структуры" Н. Хомского (1957)
 3.Синтаксические уровни и трансформации
 3.1.Стандартная теори
 3.2.Правила структуры составляющих и глубинная структура
 3.3.Рекурсия и зависимые придаточные предложени
 3.4.Трансформации и поверхностная структура
 4.От правил к принципам
 4.1.Расширенная стандартная теори
 4.2.Диссертация Росса и первые ограничения на трансформации
 4.3.Превращение ограничений в принципы
 4.3.1.Условие финитного предложения и Условие ускользани
 4.3.2.Условие прилегани
 5.Модульный подход к языку и Теория управления и связывани
 5.1.Х-штрих-теори
 5.1.1.Внутренние части полной составляющей (XP)
 5.1.2.Функциональные категории
 5.2.Теория перемещения и Теория управлени
 5.2.1.$\alpha $-перемещение
 5.2.2.Теория следов
 5.2.3.Принцип пустой категории
 5.3.Теория падежа
 5.4.Тета-теори
 5.5.Теория связывани
 5.6.Заключение о Теории управления и связывани
 6.Современный этап в развитии генеративной грамматики: минимализм
 6.1.Интерфейсы: фонетическая форма и логическая форма
 6.2.Признаки и перемещение глагола
 7.Заключение
Глава 2. К. И. Казенин, Я. Г. Тестелец.Исследование синтаксичеcких ограничений в генеративной грамматике
 1.Разработка проблем грамматических ограничений в 1970-е гг.
 1.1."Ограничения на трансформации" Н. Хомского
 1.2.Середина 70-х годов: от ограничений на передвижения к ограничениям на репрезентации
 1.3.Первые попытки типологических исследований
 1.3.1.Параметризация Принципа прилегани
 1.3.2.Типологические подтверждения цикличности
 1.4.Конец 1970-х гг. -- новые эмпирические проблемы
 2.В теоретических рамках "Лекций по управлению и связыванию" (1980-е гг.)
 2.1.Некоторые новые идеи
 2.2.Теория связывани
 2.3.Принцип пустой категории
 3.Последущие этапы развития Теории управления и связывани
 3.1.Исследования ограничений на синтаксические передвижения в 1980--90-е гг.
 3.1.1."Барьеры" Хомского
 3.1.2.Проблема "скрытых" передвижений
 3.2.Теория связывания: параметрическое варьирование
Глава 3. Н. Кондрашова.Генеративная грамматика и проблема свободного порядка слов
 1.Введение
 2.Скрэмблинг как один из видов перемещени
 2.1.Понятие скрэмблинга
 2.2.Структурные свойства скрэмблинга
 2.3.А- и А$ \bot $-позиции
 2.4.Некоторые синтаксические тесты на А- и А$ \bot $-перемещение
 2.5.Как интерпретировать результаты?
 3.Семантика скрэмблинга и минималистская идея экономии
 3.1.Скрэмблинг как семантически "пустое" перемещение
 3.2.Скрэмблинг и Принцип экономии
 3.3.Функциональные факторы и новый синтаксический уровень функциональной формы
 3.4.Параметризация языков
 4.Как примирить скрэмблинг с экономией?
 4.1."Экономический" парадокс
 4.2.Скрэмблинг как "стилистическое" перемещение
 4.3.N-скрэмблинг и F-скрэмблинг
 5.Заключение
Глава 4. Н. В. Исакадзе, И. М. Кобозева. Генеративная грамматика и русистика: проблемы падежа и вида
 1.Введение
 2.Развитие Падежной теории в генеративной грамматике на материале русского языка
 2.1.Падежная теория, разработанная Л. Бэбби на основе русского языка
 2.2.Гипотеза Л. Бэбби относительно конструкций с числительными
 2.3.Гипотеза С. Фрэнкса относительно конструкций с числительными
 2.4.Конструкции с дистрибутивным предлогом $__ $
 3.Синтаксис глагольного вида
 3.1.Вид как функциональная категори
 3.2.Вид в контексте фазовых глаголов
 3.2.1.Фазовые глаголы и синтаксические типы инфинитивных дополнений
 3.2.2.Модификация Теории темпоральных цепочек Ж. Герон и Т. Хукстры
 3.3.Вид глагола и свойства прямого дополнени
 4.Заключение

ЧАСТЬ II. Другие генеративные теории: фонология, семантика, психолингвистика и усвоение языка

Глава 5. Е. Зубрицкая.Фонология
 1.Введение
 2.Истоки американской фонологии
 2.1.Структурализм
 2.2.Линейная генеративная фонологи
 3.Нелинейная генеративная фонологи
 3.1.Автосегментное представление тона
 3.2.Сегментная фонология: внутренняя структура фонемы
 3.2.1.Автосегментное представление дифференциальных признаков
 3.2.2.Геометрия признаков
 3.2.3.Первичность признаков и Теория неполной спецификации
 3.3.Супрасегментная фонология: структура фонемных сочетаний
 3.3.1.Слог и просодическая иерархи
 3.3.2.Метрическая фонология и ударение
 3.4.Фонология и морфологи
 3.4.1.Лексическая фонологи
 3.4.2.Просодическая морфологи
 4.Законы фонотактики и теории гармонии
 4.1.Универсальные фонологические принципы и роль законов фонотактики
 4.2.Теория оптимальности
 5.Заключение
Глава 6. Р. Изворска. Формальная семантика
 1.Введение
 2.Основные понятия семантики
 3.Основные проблемы формальной семантики естественного языка
 3.1.Неопределенные выражени
 3.2.Специфичность
 3.2.1.Специфичность и сфера действи
 3.2.2.Специфичность, независимая от сферы действи
 3.2.3.Специфичные неопределенные выражения как кванторы
 3.3.Условные предложения. Анафора
 4.Заключение
Глава 7. И. Секерина. Психолингвистика
 1.Введение
 2.Краткий экскурс в историю американской психолингвистики
 3.Производство и восприятие речи
 3.1.Восприятие речи
 3.2.Речевые ошибки
 4.Понимание языка
 4.1.Морфологическая организация и ментальный лексикон
 4.2.Синтаксический анализ предложения в процессе понимани
 4.2.1.Синтаксическая многозначность
 4.2.2.Модулярность или взаимозависимость?
 4.2.3.Модели синтаксического анализа предложений в процессе понимани
 4.2.4.Синтаксический анализ предложения на материале разных языков
 5.Экспериментальные методы работы с информантами в психолингвистике
 5.1.Oпосредованные (постоперационные) экспериментальные методы
 5.2.Непосредственные (операционные) экспериментальные методы
 6.Заключение
Глава 8. С. Аврутин. Усвоение языка
 1.Введение
 2.Загадка процесса усвоения языка: Блумфилд и Хомский
 3.Усвоение ребенком значений слов и усвоение синтаксических структур
 3.1.Усвоение значений слов
 3.2.Усвоение синтаксических структур
 3.2.1.Принцип обязательности подлежащего (непроизносимое/произносимое подлежащее)
 4.Усвоение иностранного языка взрослыми
 5.Заключение

ЧАСТЬ III. Функциональные и когнитивные теории

Глава 9. А. А. Кибрик, В. А. Плунгян.Функционализм
 1.Вводные замечани
 2.Течения в рамках функционализма
 3.Функционализм и объяснение
 4.Морфосинтаксические исследовани
 4.1.Референциально-ролевая грамматика (Р. Д. Ван Валин)
 4.2.Вершинное/зависимостное маркирование и его корреляты (Дж. Николс)
 4.3.Морфологические категории в синхронии и диахронии (Дж. Байби)
 5.Дискурсивно-ориентированные исследовани
 5.0.Дискурс и возникновение функционализма
 5.1.Дискурс как структура (У. Манн и С. Томпсон)
 5.2.Грамматика, дискурс и когнитивная система (Т. Гивон)
 5.3.Дискурс и сознание (У. Чейф)
 5.4.Дискурсивные выборы как производные когнитивных состояний (Р. Томлин)
 5.5.Грамматика и взаимодействие (С. Томпсон, Б. Фокс, С. Форд)
 6.Другие работы
 7.Функционализм, когнитивная лингвистика и психолингвистика
 8.Порядок слов: функциональный подход
 9.Место функционализма в общей панораме американской лингвистики и перспективы на будущее
Глава 10. А. Ченки.Семантика в когнитивной лингвистике
 1.Развитие когнитивной лингвистики
 1.1.Что такое когнитивная лингвистика
 1.2.Развитие когнитивной лингвистики как реакция на другие течения в лингвистике
 1.3.Подходы, обсуждаемые в данном обзоре
 2.Воплощенное значение
 2.1.Критика "объективных" теорий значени
 2.2.Образные схемы
 2.3.Преобразования образных схем
 2.4.Применение к эмпирическим исследованиям
 3.Изучение метафоры в когнитивной лингвистике
 3.1.Концептуальная метафора и метафорические выражени
 3.2.Другие важные черты метафор
 3.3.Выводы о метафоре
 4.Введение в теорию когнитивной грамматики Рональда Лангакера
 4.1.Основные принципы
 4.2.Семантика в когнитивной грамматике
 4.3.Аспекты образности
 4.4.Организация грамматики; грамматика как образ
 5. Заключение
Глава 11. Е. В. Рахилина. Основные идеи когнитивной семантики
 Вместо введени
 1.О соотношении семантики и действительности
 2.Прототипическое значение
 3.Фигура и фон
 4.Профиль и база. Активная зона
 5.Метафора
 6.Организация значения. Полисеми
 7.Грамматика конструкций Ч. Филлмора
Приложение 1. Дж. Фаулер. Грамматическая релевантность актуального членени
Приложение 2. К. И. Казенин. Современные формальные теории синтаксиса: сопоставление трактовок грамматической анафоры
Указатель языков. СоставительН. В. Исакадзе
Предметный указатель. СоставительН. В. Исакадзе
Краткие сведения об авторах

 ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Первое издание данной книги было опубликовано в 1997 году под заголовком "Фундаментальные направления современной американской лингвистики" (М.: Издательство МГУ). Фактически книга вышла в свет в марте 1998 года. Оказалось, что интерес к американской лингвистике в России весьма высок, и уже через полтора года тысячный тираж был полностью распродан. Это неплохой результат для научной литературы в современной России. Одна из причин успеха первого издания состоит в том, что оно в массовом порядке использовалось в вузах, где преподаются лингвистические дисциплины. Эта книга имела также успех в зарубежной Европе и в США, причем не только среди профессиональных лингвистов-славистов, но и на славянских кафедрах, где ее использовали в качестве оригинального учебного пособия для студентов, изучающих русский язык. В течение 2000--2001 годов мы получали многочисленные запросы о книге, и поэтому очень рады возможности нового издания.

За прошедшее время в крупных лингвистических журналах было опубликовано три рецензии на "Фундаментальные направления":

Sue Brown and Catherine Chvany. Journal of Slavic Linguistics. 1998. Vol. 6.2: 301--323.

А. В. Циммерлинг. Американская лингвистика сегодняшнего дня глазами отечественных языковедов. -- Вопросы языкознания. 2000. Н 2: 118--133.

Rudolf Rщiиka. Studies in Language. 2000. Vol. 24.1: 222--229.

С точки зрения объема, первые две рецензии скорее похожи на оригинальные научные статьи, и являются таковыми по сути. Помимо изложения и обсуждения самой книги, работы С. Браун -- К. Чвани и А. В. Циммерлинга содержат подробные комментарии, помещающие нашу книгу в более широкий научный контекст. Во всех трех рецензиях содержится полемика с теми или иными частями "Фундаментальных направлений", но все они приветствуют сборник и дают ему положительную оценку.

Краткая рецензия на книгу появилась также в журнале Language:

Asya Pereltsvaig. Language. 2000. Vol. 76.3: 958

Разумеется, в течение лет, прошедших с момента выхода первого издания, наука не стояла на месте, и мы не могли не задаться вопросом -- не следует ли дать авторам возможность переработки и обновления своих разделов? В конце концов было принято решение сохранить все тексты в первоначальном виде. По нашему мнению, книга в полной мере сохранила свою актуальность, поскольку обзоры писались на основе новейшей литературы, вплоть до 1997 года.

Важное добавление в этом издании -- новый обзор К. И. Казенина "Современные формальные теории синтаксиса: сопоставление трактовок грамматической анафоры", который помещен в виде Приложения 2. В этом обзоре рассматриваются некоторые важные различия между порождающей грамматикой и альтернативными теориями формального синтаксиса, а именно LFG (лексико-функциональная грамматика) и HPSG (вершинная грамматика составляющих). Основное внимание уделено наиболее показательному классу явлений -- ограничениям на грамматическую анафору (т.е. рефлексивизацию и подобные процессы). В обзоре показано, что различия в трактовке анафоры влияют на объяснительный потенциал теории. Теории, о которых идет речь в обзоре, в России до сих пор известны очень мало. Вместе с тем в американской лингвистической парадигме они занимают видное место (LFG по количеству публикаций и работающих в ее рамках лингвистов уступает только порождающей грамматике). Что не менее важно, на базе LFG и HPSG создается большое количество прикладных систем синтаксического анализа и автоматического перевода. По техническим причинам терминология из нового обзора К. И. Казенина не включена в указатель языков и в предметный указатель.

Конечно, остается большой простор для возможных дальнейших добавлений. Например, в современной лингвистике очень активно развивается комплексная дисциплина, исследующая языковое разнообразие и включающая компоненты более традиционных дисциплин -- компаративистики, типологии и лингвогеографии. Предыстория языка и человека исследуется новыми методами, во взаимодействии со смежными науками -- археологией, антропологией, генетикой (некоторые исследования этого рода отражены в главе 9 книги). Ряд других направлений, таких, как морфология, компьютерная (вычислительная) лингвистика, корпусная лингвистика, социолингвистика, также заслуживали бы отдельных обзоров.

Однако отмеченная еще в предисловии к первому изданию тенденция к интернационализации науки неизбежно потребовала бы включения не только американских, но и европейских, австралийских, японских исследований. Не исключено, что данный сборник был составлен в конце того периода, когда еще имело смысл говорить об американской лингвистике как о достаточно обособленной национальной научной школе.

В заключение мы хотели бы высказать благодарность издательству УРСС, выступившему с инициативой переиздания нашего сборника, а также всем авторам, чьим трудом он был создан.

А. А. Кибрик

И. М. Кобозева

И. А. Секерина


 Об авторах

Андрей Александрович КИБРИК (род. в 1963 г.) -- старший научный сотрудник Института языкознания РАН. Окончил отделение структурной и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ. Защитил диссертацию на тему «Типология средств оформления анафорических связей» в Институте языкознания (1988). В сферу научных интересов входят: когнитивная лингвистика, дискурсивный анализ, грамматическая типология, атабаскские языки. Соредактор книг «Языки мира: Тюркскские языки», «Языки мира: Палеоазиатские языки» (обе -- М., Индрик, 1997), «Язык. Африка. Фульбе» (Спб.: Европейский дом, 1998), Discourse Studies in Cognitive Linguistics (Amsterdam: Benjamins, 1999).

Ирина Михайловна КОБОЗЕВА (род. в 1950 г.) -- доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. На той же кафедре, называвшейся в те годы кафедрой структурной и прикладной лингвистики, училась и в 1976 году защитила диссертацию на тему «Отрицание и пресуппозиции (в связи с правилом Перенесения Отрицания в русском языке)». В сферу научных интересов входят лингвистическая семантика и прагматика, лингвистические аспекты искусственного интеллекта, генеративная лингвистика. Соредактор книг «Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов» (М., Наука, 1986); «Труды аспектологического семинара филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова», тома 1 и 3 (оба -- М.: Изд-во МГУ, 1997). Автор учебника «Лингвистическая семантика» (М.: Эдиториал УРСС, 2000).

Ирина А. СЕКЕРИНА (род. в 1961 г.) -- преподаватель факультета психологии, социологии и антропологии колледжа Стэтен-Айленд в системе Государственного университета г. Нью-Йорка. Получила образование на отделении теоретической и структурной лингвистики филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1979–1984). Защитила диссертацию на тему «Синтаксические и психолингвистические аспекты конструкций со свободным порядком слов в русском языке» в Государственном университете г. Нью-Йорка (США) (1997). В сферу научных интересов входят: психолингвистика и онтолингвистика, славистика и русистика, экспериментальные методы в психолингвистике, в особенности, запись движений глаз и вызванные потенциалы мозга, билингвизм.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце