URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Попкова Н.В. Введение в философскую антропологию
Id: 217690
 
299 руб.

Введение в философскую антропологию. Изд.стереотип.

URSS. 2016. 344 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-05475-1.

 Аннотация

Книга знакомит читателя с основными представлениями о человеке в философской антропологии, а также в религии и современной науке. Структура учебного пособия отражает основные этапы постижения человеком своего уникального положения в мироздании. В книге показано, как через тысячелетия культурного развития проходит анализ сущности человека и поиск смысла его жизни, как понимание человека неразрывно связывается с формами осмысления мира и общества. Завершает книгу анализ современного общества: показано, почему поставлен диагноз антропологического кризиса, обсуждаются пути выхода из него.

Пособие предназначено для студентов и аспирантов всех нефилософских специальностей, преподавателей философии, а также для всех, кто интересуется развитием и современным состоянием гуманитарного знания.


 Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Часть 1. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
 Глава 1.Человек среди мифов
 Глава 2.Человек в античной философии
 Глава 3.Индийская мысль о человеке
 Глава 4.Китайская мысль о человеке
 Глава 5.Христианское понимание человека
 Глава 6.Буддийское понимание человека
 Глава 7.От человека-творца к "человеку-машине"
Часть 2. СТАНОВЛЕНИЕ АНТРОПОЛОГИИ
 Глава 8.Человек и трансцендентальный субъект (первая половина ХIХ века)
 Глава 9.Человек -- животное, использующее орудия труда (вторая половина ХIХ века)
 Глава 10.Переход к иррационализму
 Глава 11.Философский анализ психики
 Глава 12.Путь к богочеловечеству (русская религиозная философия)
 Глава 13.Человек на пороге нового мира (начало ХХ века)
 Глава 14.Школа философской антропологии
Часть 3. ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
 Глава 15.Человек среди мировых катастроф (середина ХХ века)
 Глава 16.Путь к личности (персонализм и экзистенциализм)
 Глава 17.Путь к ноосфере (русский космизм)
 Глава 18.Философский анализ диалога
 Глава 19.Человек и новая реальность (конец ХХ века)
 Глава 20."Смерть субъекта" (структурализм, постструктурализм, постмодернизм)
 Глава 21.Антропологический кризис и "постантропология" (начало ХХI века)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 Предисловие

Данное пособие предназначено для студентов нефилософских специальностей, аспирантов и преподавателей, а также для всех, интересующихся состоянием современного гуманитарного знания. Оно содержит теоретические сведения для изучения одной из центральных тем дисциплины "Философия" -- "Философская антропология". Освещая основные проблемы человека, философско-антропологические учения являются особенно актуальными в современную эпоху, когда среди глобальных проблем современности называют антропологический кризис.

Книга знакомит читателя с основными представлениями о человеке, разработанными различными философскими направлениями, а также затрагивает мифологические, религиозные, научные попытки анализа человеческого бытия. Объединив важнейшие разработки в области философской антропологии, пособие при необходимости привлекает сведения из смежных философских дисциплин -- онтологии, этики, философии техники, социальной философии, а также перспективные научные (социологические, исторические, культурологические) разработки.

Материал дается в хронологическом порядке. В первой части пособия изложены первые антропологические концепции, некоторые из которых предшествовали философии или сопровождали начальные этапы ее развития. Во второй части отражено становление дисциплины философской антропологии в системе философского знания. Третья часть показывает эволюцию данной дисциплины в течение ХХ века и состояние антропологического анализа современной эпохи. При составлении данного учебного пособия использованы материалы, содержащиеся в различных учебниках, энциклопедических изданиях и научных работах.

Автором изложены основные антропологические концепции, относящиеся к классической философии. Показаны прежние представления о человеке, начиная от мифических и религиозных традиций, лежащих в основе культуры, и завершая просветительскими оптимистическими прогнозами, которые оказались перед судом истории не более обоснованными, нежели мифы. Изложены взгляды европейских философских школ, представители которых пытались создать рациональное учение о человеке, объединяющее научные данные. Но к середине ХХ века стало ясно, что это невозможно: противоречивость мира, истории, разума не укладывается в рамки единой системы. Заметное место посвящено изложению антропологических концепций последних десятилетий, которые, согласно некоторым мнениям, могут оказаться последним периодом существования самого человечества в его привычном облике. Изложение каждой темы сопровождается кратким итогом, включающим ее основные тезисы и критические комментарии. Кроме того, пособие включает контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы.


 Введение

Философская антропология -- это дисциплина, исследующая вопросы о природе человека, смысле его существования, отличии от других форм жизни. Она занимает центральное место среди других философских дисциплин, поскольку главная проблема философии, по словам И.Канта, такова: что есть человек и каково его положение в общей целостности мира. Что же такое человек? Каждый мыслитель, каждое философское направление давало свое определение, но ни одно из них не оказалось всеобъемлющим, не охватило все отличительные особенности человека. Философский подход к человеку предполагает, при опоре на известные научные данные о нем, выявление его сущности, его конкретно-исторической активности, раскрытие социальных форм его бытия, анализ места человека в мире и того, кем он может стать.

Существуют различные науки, изучающие биологические и культурные особенности человека, анализирующие человечество как единое целое или разные результаты его деятельности. Выделяются физическая антропология, лингвистическая, педагогическая, социальная, культурная и т.п. Философская антропология, объединяя научные данные о человеке, не сводится к ним и имеет собственную сферу исследования, которую наука заменить не может. Прежде всего это относится к рассмотрению и анализу идеалов и убеждений человека, к поиску смысла жизни, к выявлению закономерностей духовной жизни людей. Помогая самопознанию человека, поиску его жизненого пути и нравственных оснований его жизни, философская антропология не стремится навязать людям готовый ответ, а помогает им самостоятельно вести поиск, анализируя весь опыт человечества. Выбор принадлежит самому человеку.

Человек -- это разумное духовно-материальное существо, субъект познания, труда и социальных отношений, опирающийся в действиях на разум и свободный менять мир и себя. С начала развития философской мысли человек пытался дать определение самому себе, зафиксировать в нескольких словах свою сущность -- и не мог это сделать ввиду своего противоречивого положения в мире. С одной стороны, человек -- часть природы, послушная ее законам, результат ее эволюции. С другой стороны, человек выделяется среди других живых существ тем, что не только приспосабливается к условиям своего существования, но и целенаправленно приспосабливает их к себе, изменяет мир и самого себя.

Именно деятельностная, активная сторона сущности человека является источником постоянно творимого им искусственного мира. Исследование этого противоречия -- причина появления все новых философских концепций. Многогранность человеческой сущности привела к формированию других понятий, освещающих грани его существования.

Индивид -- человек как носитель свойств, общих для человеческого рода. Индивидуальность -- человек как носитель свойств и способностей, выделяющих его из массы других; те особенности наследственных и приобретенных свойств, характера и разума, которые рождают уникальный способ бытия. Личность -- человек, который оказывает активное воздействие на окружающий мир соответственно своим индивидуальным способностям; ему присущи самосознание и контроль за своими действиями. Итак, если индивид -- продукт антропогенеза, а индивидуальность -- индивид, усвоивший общественные нормы, то личность -- активный деятель, сознательно выбирающий свой неповторимый жизненный путь. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Философы выделяли в человеке тело, душу и дух. Тело -- то, что у нас общее с животными. Душа обозначает внутренний мир человека, его психику. Она связана с непосредственными переживаниями и поэтому изменчива. Дух иногда понимается как бессмертное ядро личности, но в светском понимании дух -- устойчивые ее основы, высшие способности человека.

В данном учебном пособии автор анализирует различные представления о человеке, его сущности и смысле его жизни, созданные с начала письменной истории и дошедшие до нас как в виде философских учений, так и в виде религиозных концепций. В отличие от другой учебной литературы по данной тематике, автор не стремится к обобщению обширного материала и выведению "единых" философских взглядов на человека вообще или на какую-либо конкретную задачу антропологии в частности. Как будет видно из текста, взгляды на человека за тысячелетия изменялись неоднократно и радикально. Высказывались противоположные мнения о его происхождении и посмертной судьбе, о его соотношении с биологическими и социальными факторами. Даже привычное для западной культуры понятие "человек" далеко не сразу найдет свой перевод на языки иных культур: для анализа мировоззрения прошедших эпох современные термины следует применять осторожно. Поэтому обобщить все концепции на данной стадии философского исследования не представляется возможным. Следует выявить основные антропологические подходы и показать, какие мировоззренческие ориентиры формулировались на их основе и к каким последствиям они приводили.

Чем ближе к современности, тем больше разнообразие философских подходов к анализу человека, но тем меньше критериев остается для рационального выбора. Ценности плюрализма и толерантности в мировоззрении, принцип дополнительности в науке, анализ дискурсивных практик в философии оставляют все меньше надежд на получение теоретически доказанных ответов на "вечные вопросы". Видимо, ответы на те из них, которые касаются положения человека, будут даны уже не словесно, в книгах, а на практике, ближайшими поколениями людей. Современность ставит перед человечеством новые задачи. Ныне живущие поколения или смогут разрешить глобальные проблемы (среди которых упоминается и антропологический кризис), или человечество окажется нежизнеспособным, а философия -- не выполнившей свою задачу.


 Об авторе

Попкова Наталья Владимировна
Доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор кафедры философии Брянского государственного технического университета. Специалист в области философии техники; докторская диссертация "Техносфера как объект философского исследования" (2006) защищена в Институте философии РАН. В работах Н. В. Попковой осуществляется философско-методологический анализ понятий, применяемых философией для обозначения техногенной среды; выявляются философский смысл понятия техносферы, сущность и содержание формируемого обществом искусственного предметного мира, закономерности техногенного развития и техносферизации планеты; анализируются глобальные проблемы современности, в том числе антропологический кризис, его причины и возможные пути преодоления; обсуждаются проблемы кризисного положения философии в современном мире и методы ее преподавания в высшей школе.

Н. В. Попкова — автор десятков методических и научных работ, среди которых: "Введение в историю европейской философии", "Техногенное развитие и техносферизация планеты", "Введение в философию техники", "Философия техносферы" (М.: URSS), "Философия: Курс лекций", "Антропология техники: Становление" (М.: URSS), "Введение в философскую антропологию" (М.: URSS), "Философская экология" (М.: URSS), "Философия социально-техногенного развития мира" (в соавт. с Э. С. Демиденко и Е. А. Дергачевой), "Антропология техники: Проблемы, подходы, перспективы" (М.: URSS).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце