URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Щеглов Д.Ф. История социальных систем: Платон и Томас Мор Обложка Щеглов Д.Ф. История социальных систем: Платон и Томас Мор
Id: 217548
839 р.

История социальных систем:
Платон и Томас Мор. Изд. 3

URSS. 2016. 200 с. ISBN 978-5-9710-3595-4.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Книга рекомендуется философам, обществоведам, политологам, историкам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей социальных и политических учений, закономерностями общественного развития. (Подробнее)


Оглавление
top

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ. Стран. Предисловіе къ первому и здані ю.............VII По поводу нѣкоторыхъ рецензій на 2-й томъ Исторіи со-ціальныхъ системъ.....................XVI Введѳкіѳ. Послѣдоватедьныя ивиѣненія въ э коном ическомъ <>ыту человѣка. Обпця свойства каждой ступени экономическаго развнтія и неудобства, сопровождающія ихъ. Естественность по–явленія соціадьныхъ утопій: отношеніе, которое должна ииѣть къ нниъ наука. У слові я, вызывающая ихъ появленіе..... I ГЛАВА I. ПЛАТОН Ъ. Даеныя касательно жизни Платона; уваженіе къ нему древнихъ; отношенія Платона къ Сократу; современное Платону состояніе Аѳиеъ.......... .... 15 Причины упадка Аѳинъ: характеръ аѳинской конституцій, направденіе тогдашней науки и литературы, экономически бытъ, вражда партій............ 20 Разговоръ Платона о государствѣ: происхождение государства, сословія, сословіе воиновъ, воспитаніе его, разборъ дѣтей по способностям^ содержаніе воиновъ, коммунивмъ въ вмуществѣ и бракѣ, основаніе силы Платонова государства, правители государства; равговоръ о эаконахъ ... 26 Отвошеніе между идеаломъ Платона и современнымъ <ему состояніемъ Греція; seaqeeie семейства въ области государственной; характеръ имущественнаго коммунизма у Платона; положеніе воиновъ я другихъ классовъ общества. Мнѣніе Аристотеля о коммуниэмѣ. Насколько Платонъ до-стигаетъ своей главной цѣли, обезпечевія спокойствия и безопасности государства?.............. 41 ПРИЛОЖЕЯІЯ. A. . Поводъ къ разговору о государствѣ • ...-...«. 62 Б. Разсужденіе софиста о справедливости........ 64 B. О справедливости въ государствѣ, начало государства, раздѣленіе занятій..................... 67 Г. Происхождѳніе войны, необходимость особаго военнаго со- чолові я........................... 69 Д. Коммунистическая органязаціи военнаго сословія ... 70 12. Объ отношеніи частнаго благосостояния къ общему; о чрез-мѣрномъ богатствѣ и бѣдностн............... 72 — 190 — Стран. ЯС. О недостаточности опытного поэнанія для пониманія дѣйствительнаго бытія вещей................ 74 3. Извлеченіа ивъ разговора о эаконахъ......... 76 И. О заимствован! яхъ, сдѣланныхъ Плато но ыъ у евреевъ . 79 I. Разговоръ объ Атдантидѣ или Критій......... 80 К. Сощальные реформаторы Греція, живіше прежде и послѣ Платона (Фалеасъ, Ипподамъ, Пиѳагоръ, Гекатей и др.) ... 82 Л. Содержаніѳ разговора о государствѣ.......... 84 М. Издатели, комментаторы, бі о графы и переводчики Платона 86 ГЛАВА ГГ. ТОМАСЪ МОРЪ. Судьба Греція послѣ Платона. Паденіѳ другихъ госу-дарствъ древняго міра; еврейскаго, римскаго, вивантійскаго, новоперсидскаго. Симптомы соціализма, пред ш єство вавшіѳ этому паденію................... 92 Общественный бытъ вападной Европы въ средніе вѣка: римская церковь; рааличіе ея духа отъ духа церкви восточной и результаты этого различія въ общественной живни. Пятнадцатый вѣкъ въ западной Европѣ........110 Жиань и характеръ Томаса Мора, его отношенія къ правительству Генриха VIII и к атол и ци ем у. Появденіѳ Утопій; басня, положенная въ основаній ея: Р. Г и ѳл од ей, спут-никъ Ам. Веснуqqn. Взглядъ Т. Мора на современное ему состояв і е Англіи: пауперивмъ и причины его, ложная внѣш-няя и внутренняя политика государей, недобросовѣстность ихъ совѣтниковъ и служителей церкви. Служеніе эолотому тельцу.....................115 Остро въ Утопія. Положение Утопій, ея пространство и населевіе. Конституція: общность имуществъ; производство богатствъ и распредѣленіе; бракъ; рабство; торговля; упо-требленіе драгоцѣнныхъ металловъ; внѣшняя политика; ре-лигія; свобода совѣсти...............133 Что остается въ Англіи изъ того вла, которое указано Т. Моромъ? Значеніе рабства въ Утопій. Последовательность Т. Мора въ томъ, что онъ въ Утопій рисуетъ не одно добро, но и зло. Зло утопійское очень велико. Про-грессъ утопійскій весьма медленъ. Доказательства, что Т. Моръ не былъ въ дѣйствительности сторонникомъ ком- мунизма..................... 156 ПРИ ЛОЖЕНІЯ. А. Какимъ образомъ Томасъ Моръ познакомился съ Гиѳдо- деемъ, путешественникомъ, открывшимъ Утопію ....... 168 JB. Географія Утопій и ея учреждения........ . 169 R. Утопійскія армій.................. 171 І\ Бракъ въ Утопій ................. 172 — 191 — Стран. Д. О реяигіи въ Утопій, правдыикахъ и храмахъ..... 173 ХЗ. Сравненіе утопійскаго и европейскаго ѳкономическаго порядка ........................... 174 ЯС. Мнѣніе Томаса Мора относительно равсказа Гяѳлодея . 175 3. Государство Цицерона (De republica)......... — И. Божье государство (Civitas Dei) Бл. Августина .... 178 I. Ессеи и ѳерапевты.................. 179 К. Коммуни8мъ въ Персіи: Мавдакъ........... 188 Л. Бибдіографическія свѣдѣнія касательно Утопій и другихъ сочиненій Т. Мора..................... 186

Об авторе
top
Щеглов Дмитрий Федорович
Российский историк, педагог, археолог, экономист, публицист. Учился в Рязанской духовной семинарии; затем успешно окончил курс в Главном педагогическом институте в Санкт-Петербурге, где учился вместе с выдающимся литературным критиком Н. А. Добролюбовым. Занимал посты директора гимназий в Новочеркасске и в Одессе. Сотрудничал в литературном и политическом журнале "Время", издаваемом М. М. Достоевским, старшим братом великого писателя Ф. М. Достоевского. Печатал статьи, главным образом по истории, в "Библиотеке для чтения" А. Ф. Писемского, в изданиях М. Н. Каткова и многих других. Кроме того, Д. Ф. Щеглов состоял членом Императорского археологического общества и неоднократно производил раскопки в Донской области и других местностях Российской империи.

Д. Ф. Щеглов — автор опубликованных в журнале "Время" работ "Экономические реформы Рима" (1861) и "Семейство в рабочем классе во Франции" (1861); по всей вероятности, именно в этот период он познакомился с Ф. М. Достоевским. Его также хорошо знали известные мыслители Н. А. Добролюбов (позже разошедшийся с ним во взглядах на социальное неравенство, которое Щеглов признавал необходимым), П. Д. Боборыкин, Н. Н. Страхов и другие. Но наибольшую известность ему принес фундаментальный труд "История социальных систем" (в 2 томах; 1870–1889), в котором он подробно и всесторонне исследовал большинство литературных проектов улучшения экономического быта и жизни людей — от учений Платона и Томаса Мора до социальных систем французских утопистов и их последователей. Книга вызвала острую полемику, в том числе обвинения автора в тенденциозности, но при этом критики отмечали, что в ней содержится много интересного фактического материала, впервые введенного автором в мировую литературу.