URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Морган Л.Г. ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО: Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Пер. с англ.
Id: 217205
 
419 руб. Бестселлер!

ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО: Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Пер. с англ. Изд.4

URSS. 2016. 360 с. Мягкая обложкаISBN 978-5-9710-3575-6.

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося американского этнографа, социолога и историка Льюиса Генри Моргана (1818--1881), в которой процесс развития человеческого общества рассматривается через призму эволюционистского подхода. Автор прослеживает историю развития интеллекта вследствие изобретений и открытий, а также исследует организацию жизни древних обществ как отражение процесса развития идей управления, семьи и собственности. В начале книги приводится статья Ф.Энгельса "К доистории семьи (Бахофен, Мак Леннан, Морган)", представляющая собой предисловие к его книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства"; в приложении содержится предисловие Л.Моргана к работе Л.Файсона и А.Хауитта, посвященной изучению австралийских этнических общностей.

Книга будет интересна как специалистам --- историкам, этнологам, культурологам, обществоведам, так и широкому кругу читателей.


 Оглавление

 Ф.Энгельс. К доистории семьи (Бахофен, Мак Деннан, Морган)
 Последняя страница рукописи "Древнее общество" (факсимиле)
 Предисловие автора

Часть I. Развитие интеллекта вследствие изобретений и открытий

Глава 1. Этнические периоды
 Развитие человечества от самых низших ступеней. -- Оно иллюстрируется изобретениями, открытиями н учреждениями. -- Две основные формы управления: одна -- родовая и социальная, образующая общество (societas), другая -- политическая, образующая государство (civitas). -- Первая основывается нз личностях и родовом начале, последняя -- на территории и собственности. -- Первая является формой управления древнего общества, вторая -- современного или цивилизованного общества.-- Единообразие человеческого опыта. -- Намечаемые этнические периоды: 1. Низшая ступень дикости; II. Средняя ступеньдикости; III. Высшая ступень дикости; IV. Низшая ступень варварства; V. Средняя ступень варварства; VI. Высшая ступень варварства; VII. Ступень цивилизации
Глава 2. Средства существования
 Господство человека над землей. -- Власть над средствами существования как условие этого господства. -- Только человек приобрел эту власть. -- Последовательные виды средств существования: I. Природные средства существования; II. Рыбная пища; III. Мучная пища; IV.Мясная и молочная пища; V. Неограниченные средства существования, добываемые полевым земледелием. -- Большие промежутки времени между ними
Глава 3. Пропорции человеческого прогресса
 Обзор линий человеческого прогресса. -- Главнейшие достижения современной цивилизации. -- Античной цивилизации. -- Позднейшего периода варварства. -- Среднего периода. -- Древнейшего периода. -- Периода дикости. -- Низкое состояние первобытного человека. -- Развитие человечества в геометрической прогрессии, -- Относительная длина этнических периодов. -- Появление семитических и арийских семей

Часть II. Развитие идеи управления

Глава 1. Организация общества на основе различия полов
 Австралийские классы. -- Они организованы на основе различия полов. -- Архаический характер этой организации. -- Австралийские роды. -- Восемь классов. -- Порядок заключения брака. -- Происхождение по женской линии. -- Изумительная брачная система. -- Два мужских и два женских класса в каждом роде. -- Нововведения, касающиеся классов. -- Род остаеся в рудиментарном состоянии
Глава 2. Ирокезский род
 Родовая организация. -- Ее широкое господство. -- Определение рода. -- Счет происхождения по женской линии составляет архаический порядок. -- Права, привилегии и обязанности членов рода. -- Право избрания и смещения сахема и вождей.--Обязанность не вступать в брак в пределах рода. -- Взаимное право наследования в имуществе умерших членов. -- Взаимнзя обязанность помощи, защиты и отмщения обид. -- Право рола давать имена своим членам. -- Право усыновления в род чужих.-- Общие религиозные обряды (?). -- Общее кладбище. -- Совет рода. -- Роды называются по именам животных. -- Численность рода
Глава 3. Ирокезская фратрия
 Определение фратрии. -- Соединение родственных родов в высшую организацию. -- Фратрия ирокезских племен. -- Ее состав. -- Ее порядкн и функции.--Общественные и религиозные. -- Примеры, -- Аналогия с греческой фратрией, но в ее архаической форме. -- Фратрия чоктз. -- Чиказа. -- Мохеганов. -- Тлинкитов.--Вероятность всеобщего распространения у американских туземцев
Глава 4. Ирокезское племя
 Племя как организации. -- Оно состоит из родов, говорящих на одном диалекте.--Территориальное разъединение вело к образованию различий в языке и сегментации. -- Племя -- естественное образование. -- Иллюстрации. -- Атрибуты племени.-- Территория и название. -- Особый диалект. -- Право назначать и смещать сахемов и вождей. -- Верования и культ. -- Совет вождей. -- В некоторых случаях -- верховный вождь племени, -- Три последовательные формы родового управления: первая--правление одной власти; вторая -- двух властей; третья -- трех властей
Глава 5. Ирокезская конфедерация
 Естественное образование конфедераций. -- Они огновываются на общих родах и общности языка. -- Ирокезские племена. -- Их поселение в штате Нью-Иорк.--Образование конфедерации. -- Ее структура и основания. -- Учреждение пятидесяти сахемств. -- Они сделаны наследственными в определенных родах. -- Число сахемов, установленных для каждого племени, -- Эти сахемы образуют совет конфедерации.-- Гражданский совет. -- Порядок вершения дел. -- Единогласие как необходимое условие его деятельности. -- Траурный совет. -- Порядок поднятия сахемов. -- Высшие военноначальники. -- Эта должность является зародышем высшей исполнительной власти.-- Умственные способности ирокезов
Глава 6. Род у других племен ганованской семьи
 Классификация американских туземцев. -- Род у индейских племен; порядки счета происхождения и наследования: -- I. Ходеносаунские племена. -- II. Дакотские племена. -- III. Племена Мексиканского залива. -- IV, Пауни. -- V. Алгонкины.--VI. Атапаско-апачи. -- VII. Племена северо-западного побережья. -- Эскимосы -- особая семья. -- VIII. Племена салиш, сахаптин и кутенай. -- IX. Шошоны. -- - Х. Оседлые индейцы Новой Мексики и Центральной Америки. -- Южно-американские индейские племена. -- Вероятность универсального распространения родовой организации во всей ганованской семье
Глава 7. Ацтекская конфедерация
 Ошибочное представление об ацтекском обществе. -- Уровень его развития.--Племена нахуатль. -- Заселение ими Мексики. -- Основание пуэбло Мексико в 1325году. -- Учреждение ацтекской конфедерации в1426 году. -- Пределы территориального господства. -- Вероятная численность населения. -- Были ли ацтеки организованы в роды и фратрии? -- Совет вождей. -- Его вероятные функции. -- Должность Монтецумы. -- Выборное нача то. -- Низложение Монтецумы. -- Вероятные функции его должности. -- Учреждения ацтеков были в основе демократическими.-- Их строй был военной демократией
Глава 8. Греческий род
 Начальное состояние- греческих племен. -- Их родовая организация. -- Изменения в характере рода. -- Необходимость возникновения политической системы.-- Проблема, подлежавшая разрешению. -- Образование государства. -- Описание греческих родов, фратрий и племен, данное Гротом. -- Атрибуты рода. -- Сходство с ирокезским родом. --Должность вождя рода. -- Была ли она выборной или наследственной. -- Род -- основание социальной системы. -- Древность родовой родословной Наследование имущества. -- Архаический и позднейший порядок. -- Родство между членами рода. -- Род -- средоточие общественного и религиозного влияния
Глава 9. Фратрия, племя и нация греков
 Афинская фратрия. -- Как она возникла. -- Определение Дикеарха. -- Ее преимущественно религиозные цели. -- Фратриарх. -- Племя. -- Оно состояло из трех фратрий. -- Филобасилевс. -- Нация, -- Она состояла из четырех племен. -- Булс, или совет вождей. -- Агора, или народное собрание. -- Басилевс. -- Положение этой должности. -- Военные и жреческие функции. -- Вопрос о гражданских функциях.-- Правление героического периода было военной демократией. -- Определение басилевса, данное Аристотелем. -- Позднейшая афинская демократия. -- Она унаследована or родов. -- Ее могущественное влияние на развитие Афин
Глава 10. Учреждение греческого политического общества
 Роды перестают быть основой управления. -- Законодательство Тезея. -- Попытка заменить роды классами. -- Ее неуспех. -- Упразднение должности басилевса.-- Архонты.--Навкрарии и триттии.-Законодательство Солона.-- Имущественные классы.--Частичный переход гражданской власти от родов к классам. -- Лица, не принадлежащие ни к какому роду, делаются гражданами. -- Сенат. -- Экклезия. -- Политическое общество частью осуществлено. -- Законодательство Клисфена. -- Учреждение политического общества. -- Аттический дем или городская община. -- Его организация и права. -- Его местное самоуправление. -- Локальное племя или округ. -- Aттическая республика. -- Афинская демократия.
Глава 11. Римский род
 Родовая организация италийских племен. -- Основание Рима. -- Племена, организованные в военную демократню. -- Римский род. -- Определения родичей, данные Цицероном, Фестом и Варроном. -- Счет происхождения по мужской линии. -- Бpaк вне рода. -- Права и обязанности членов рода. -- Демократический строй древнего латинского общества. -- Число лиц в роде
Глава 12. Курия, племя и народ римлян
 Римское родовое общество. -- Четыре стадии организации. -- 1. Род 2. Курия, состоящая из десяти родов. 3. Племя, образовавшееся из десяти курий. 4 Populus roma nus, образовавшийся из трех племен. -- Числовое соотношение. -- Как оно возникло Концентрация родов в Риме. -- Рймский сенат. -- Его функции. -- Народное собра ние.-- Его права.-- Верховная власть народа. -- должность военачальника (Rеx)-- Ero власть и функции. -- Демократический по существу характер римских родовых учреждений
Глава 13. Учреждение римского политического общества
 Populus.-- Плебеи. -- Клиенты. -- Патриции. -- Границы этого сословия Законодательство Сервия Туллия. -- Учреждение имущественных классов. -- Учреждение центурий. -- Неравенство прав голосования. -- Comitia centuriata вытесняют comitia curiata. -- Классы сменяют роды. -- Ценз. -- Плебеи делаются гражданами.-- Учреждение городских округов. -- Учреждение сельских общин. -- Число племен увеличивается до четырех. -- Племена становятся локальными, а не родственными. -- Характер новой политической системы.-- упадок и исчезновение родовой организации-- Дело, которое она выполнила.
Гяава 14. Переход счета происхождения из женской линии в мужскую
 Как этот переход мог произойти. -- Мотивом его было наследование имущеcтвa.-- Счет происхождения по женской линии у ликийцев. -- Критян.-- Этрусков-- Вероятно, у афинян во гремена Кекропса. -- Сто семейств локров. -- Свидетельство брачных отношений. -- Туранская систем, родства у греческих племен. -- Предание о Данаидах
Глава 15. Род у других племен человеческой семьи
 Шотландский ьлан. -- Ирландский септ. -- Геомансние племена. -- Cледы преж ней родовой системы.-- Род у южно-азиатских племен. -- У племен северной Азии.-- У племен Урала. -- Сто семейств китайцев. -- Еврейские племена, повидимому, состоявшие из родов и фратрий. -- Род у африканских племен. -- Род у австралийских племен. -- Подразделения фиджийцев и рева. -- Широкое распространение родовой организацйи.

Часть III. Развитие идеи семьи

Глава 1. Древняя семья
 Пять последовательных форм семьи. -- Первая -- кровнородственная семья. -- Она создала малайскую систему родства и свояства. -- Вторая -- пуналуальная. -- Она создала туранскую и ганованскую системы. -- Третья -- моногамная. -- Она создала арийскую, семитическую и уральскую системы. -- Синдиасмическая и патриархальная семьи составляют переходные формы. -- Обе они не создали особой системы родства.-- Эти системы являются результатом естественного развития.-- Две основные формы Одна -- классификационная, другая -- описательная. -- Общие припципы этих систем. -- Их стойкость и постоянство.
Глава 2. Кровнородственная семья
 Существование в прежнее время этой формы семьи оказывается малайской системой родства. -- Гавайская система, взятая как типическая. -- Пять степеней родства. -- Детали системы. -- Она объясняется групповым браком между братьями и сестрами. -- Первобытное состояние общества на Сандвичевых островах.-- Девять степеней родства у китайцев. -- Они совпадают в основе с гавайскими.-- Пять степеней родства в идеальной республике Платона. -- Таблица малзйской системы родства и свойства
[лава 3. Пуналуальная семья
 Пуналуальная семья сменила кровнородственную. -- Как совершился этот переход. -- Гавайский обычай йуналуа. -- Он был, вероятно, широко распространеи в прошлом. -- Роды возникли, вероятно, из пуналуальных групп.-- Туранская система родства. -- Она создана пуналуальной семьей. -- Эта система служитдоказательством существования данной формы семьи в то время, когда она сложилась. -- Дeтали этой системы. -- Истолкование 'выражаемых ею видов родства и их возникновения. -- Таблица туранской и ганованской систем родства и свойства
Глава 4. Синдиасмическая и патриархальная семьи
 Синдиасмическая семья. -- Ее состав. -- Ее характерные черты. -- Влияние на нее родовой организации. -- Склонность к сожительству парами -- продукт позднего развития. -- Изучать древнее общество следует там, где мы находим его наиболее типические образцы. -- Патриархальная семья. -- Отцовская власть -- ее основная черта. -- Второстепенное значение полигамии. -- Римская семья, ее сходство с патриархальной. -- Отцовская власть не была известна прежним формам семьи
Глава 5. Моногамная семья
 Эта семья -- сраввнительно недавнего происхожденкя. -- Термины familia. -- Семья древних германцев. Гомеровских греков. -- Греков еиохи цивилщдции. -- Затворничество женщин. -- Обязанность моногамии не соблюдается мужчинами. -- Римская семья. Подчиненное положение женщин.-- Арийская система родства.-- Она возникла при моногамии. -- Ей предшествовала, вероятно, туранская система. -- Переход от туранской к арийской. -- Римская и арабская системы родства. -- Детали первой.-- Современная моногамная семья. -- Таблица
Глава 6. Последовательность связанных с семьей учреждений
 Намечаемая последовательность имеет отчасти гипотетический характер. -- Связь этих учреждейий в порядке их возникновения. -- Доказатедьства их возкикновения в указанном порядке. -- Разбор гипотезы вырождения. -- Древность человечества.
 Примечание: "Первобытиый брак" Дж. Ф. Мак Леннана

Часть IV. Развитие идеи собственности

Глава 1. Три порядка наследования
 Собственнасть в периоде дикости. -- Медленный ход прогресса. -- Первый порядок наследования. -- Имущество распределяется между родичами. -- Собственность иа низшей ступени варварства. -- Зачаток второго порядка наследоваимя. -- Распределение среди агнатических родственников. -- Улучшение характера человека. -- Собственность на средней ступени варварства. -- Порядок насладозанкн в этом периоде недостаточно выяснен. -- Вероятно, наследовали агнаты
Глава 2. Три порядка наследования (окончание)
 Собственность на высшей ступени варварства. -- Рабство. -- Землевладение у греческих племен. -- Культура этоге периода. -- Ее блеск. -- Третий порядок наследования. -- Исключительное право детей. -- Еврейские племена. -- Порядок наследо- вания. -- Дочери Салпаада.-- Имущество оставалось во фратрии и, вероятно, в роде.-- Очередность наследования. -- Наследование у афинян. -- Исключнтельное право детей. -- Очередность наследования. -- Наследство оставалось в роде. -- Наследницы.-- Завещания. -- Наследование у римлян. -- Очередность наследоваиия. -- Наследство оставалось в роде. -- Появление арнстократии. -- Погоня человечества за собственностью. -- Единство происхождения человечества.
 Приложение
 Предисловие Л. Г. Моргана к кииге Л. Файсона и А. В. Хауитта: "Камиларои и курнаи". Мельбурн,1880

 Об авторе

Морган Льюис Генри
Выдающийся американский этнограф, социолог, историк. Родился близ Ороры (штат Нью-Йорк). Учился в Юнион-колледже в городе Скенектади; получил юридическое образование. В 1840 г. основал общество для изучения индейцев и оказания им помощи. В 1844 г. переехал в Рочестер. Читал лекции по юриспруденции, занимался адвокатской практикой, а также коммерцией; впоследствии стал одним из директоров железнодорожной компании. В 1859–1862 гг. с целью сбора материала изучал индейские племена Запада и Северо-Запада. В 1861 г. был избран от республиканской партии в палату представителей штата Нью-Йорк, а в 1868 г. — в сенат штата Нью-Йорк, где активно выступал за отмену расовой дискриминации. В 1875 г. был избран членом Национальной академии наук, а в 1879 г. — президентом Американской ассоциации содействия развитию науки.

Льюис Генри Морган — создатель научной теории первобытного общества, один из основоположников эволюционизма в социальных науках. Его теории эволюции человеческой культуры принадлежат к числу наиболее влиятельных антропологических концепций XIX века. По его мнению, культура человечества развивалась стадиально — от дикости через варварство к цивилизации, и каждой стадии соответствовали определенные технологические и социологические черты. В фундаментальном труде "Древнее общество" (1877) им были заложены основы изучения истории первобытного общества, представлена эволюция семейно-брачных отношений, дана периодизация развития человечества. Эта работа легла в основу одного из базовых марксистских трудов — книги Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Взгляды Моргана стали основой первой научной школы в этнологии — эволюционизма, сторонники которого искали общие закономерности развития культуры и общества, отстаивали идеи прогресса в истории.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце