URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в:
Обложка Финогентов В.Н. Религиозный ренессанс или философия гуманизма?: Мировоззренческий выбор современной культуры
Id: 217181
 
339 руб.

Религиозный ренессанс или философия гуманизма?: Мировоззренческий выбор современной культуры. Изд.стереотип.

URSS. 2016. 304 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-05464-5.

В книге представлена попытка современного философского осмысления важнейших мировоззренческих вопросов: о смысле жизни человека, о соотношении временного и вечного в бытии человека, о его свободе и несвободе, о взаимоотношениях религии и нравственности, об основных тенденциях развития современной культуры. Значительное внимание в ней уделяется анализу взаимоотношений науки и религии, рассмотрению роли и места науки в современной культуре, а также обсуждению мировоззренческой составляющей образования.

Книга представляет одно из направлений мировоззренческих поисков, ведущихся в наши дни. Она будет интересна всем, кого всерьез беспокоит судьба человека в современном мире.


Оглавление
Предисловие
Раздел 1. О философии мировоззрения
1.1.Об актуальности и значимости философии мировоззрения
1.2.О сущности мировоззрения
 1.2.1.Два класса мировоззрений
 1.2.2.Исходное определение мировоззрения
1.3.Эпохи в развитии мировоззрения
1.4.Архаическое мировоззрение
1.5.Философия как мировоззрение человека разумного
 1.5.1.О религиозоподобной философии
 1.5.2.О неразрешимых проблемах религиозного мировоззрения и религиозоподобной философии
 1.5.3.Философия как мужество быть смертным
1.6.О возможности построения научного мировоззрения
 1.6.1.Различные понимания научного мировоззрения; основные компоненты "научного мировоззрения"
 1.6.2.Проблемы научные и проблемы мировоззренческие
 1.6.3.О природе ценностно-смыслового компонента "научного мировоззрения"
 1.6.4.Пример "научного мировоззрения": мировоззрение Альберта Эйнштейна
 1.6.5.Еще одно истолкование "научного мировоззрения"
1.7.Мировоззренческий детерминизм
1.8.Аксиологическая амбивалентность "пламенных убеждений"
1.9.Гуманно ли обещать человеку вечную жизнь
 1.9.1.Критический анализ понятия "вечная жизнь". Типы вечности
 1.9.2.Религиозные мыслители о временном и вечном в бытии человека
 1.9.3.О возможности осмысленной жизни человека
1.10.Проблема свободы. Время и свобода
 1.10.1.Иммануил Кант о свободе и времени
 1.10.2.Анри Бергсон: "длительность" и свобода. . 136

 1.10.3.Николай Бердяев о двуединой проблеме времени и свободы
 1.10.4.Структура настоящего и "спасение" свободы
1.11.Свобода человека: автономия и теономия (диалог с русскими религиозными философами)
 1.11.1.И. Кант: отождествление автономии и теономии
 1.11.2.Н. А. Бердяев о свободе человека и воле Божьей
 1.11.3.С. Н. Булгаков о божественном всемогуществе и тварной свободе
 1.11.4.Е. Н. Трубецкой: "Божественная идея и свобода твари"
 1.11.5.Б. П. Вышеславцев: суверенитет ценностей и суверенитет личности
 1.11.6.В. В. Зеньковский о субъекте свободы
 1.11.7.С. Л. Франк: автономия как теономия
 1.11.8.С. А. Левицкий об антиномии Божьего всемогущества и человеческой свободы
 1.11.9.Свобода: автономия и апейронономия
1.12.О взаимоотношениях религии и нравственности: методологическое введение и иллюстрации
 1.12.1.Методологическое введение
 1.12.2.Иллюстрации
  1.12.2.1.Платон: богоугодное и справедливое
  1.12.2.2.С. Кьеркегор: религиозное "устранение" этического
  1.12.2.3.И. Кант: нравственное обоснование религии
  1.12.2.4.С. Н. Булгаков: "Религия выше морали и потому свободна от нее"
  1.12.2.5.Пол Куртц: этика без Бога
1.13.Атеизм: антитеизм и внетеизм
Раздел 2. Наука, религия, образование в контексте культуры
2.1.Взаимоотношения науки и религии (размышления методолога)
2.2.О необходимости и возможности конструктивного диалога науки и религии
2.3.Научное знание и религиозное мировоззрение
2.4.Наука в контексте полицентрической культуры
2.5.Ценностные ориентации науки: от когнитивизма и утилитаризма к гуманизму
 2.5.1.Когнитивизм классической науки
 2.5.2.Утилитаризм неклассической науки
 2.5.3.О ценностных ориентациях постнеклассической науки
2.6.Образование и культура (о стратегии реформирования российской системы образования)
2.7.Мировоззренческая составляющая образования в контексте полицентрической культуры
Вместо заключения: О современности и современном мировоззрении
1.О неоднозначности содержания понятия "современность"
2.Определение понятия "современность". Многообразие современностей
3.Особенности современной эпохи
4.Какое мировоззрение можно назвать современным
5.Принципы современного мировоззрения

Предисловие

Много лет в центре моих размышлений находится мировоззренческая проблематика. Причем эта проблематика для меня не является только предметом профессионального, философского интереса. Эта проблематика для меня исключительно важна и в личностном, жизненном, экзистенциальном плане. Через углубленные мировоззренческие размышления, очевидно, и происходит выстраивание собственного мировоззрения человека. По крайней мере, это справедливо применительно к самостоятельно мыслящему, серьезно относящемуся к своему земному бытию человеку. Эти размышления мучительно притягательны и непрестанны. К сожалению или к счастью (кто знает?), они не могут привести к окончательным результатам: к самому истинному, к самому совершенному мировоззрению. Философское мировоззрение -- это всегда процесс, всегда поиск.

Особенно значимы мировоззренческие размышления для нашего времени. Как известно, существуют различные характеристики времени, в котором нам суждено пройти свой земной путь. Его определяют как время становления и обострения глобальных проблем. Его определяют как время вступления человечества в эпоху техногенной цивилизации, в эпоху информационного общества. Его определяют как эпоху "столкновения цивилизаций", как время завершения истории. Его определяют как период перехода к посткультуре, как период перехода к постчеловеческому обществу... Видимо, в каждой из этих характеристик присутствует своя доля истины. Для моих мировоззренческих размышлений важнее всего характеризовать наше время, во-первых, как эпоху исчерпания возможностей преимущественно стихийного развития человечества, во-вторых, как эпоху перехода от религиоцентрической культуры к культуре полицентрической, в-третьих, как эпоху мировоззренческих поисков или, если использовать метафору, предложенную М. Бубером, -- как эпоху "бездомности".

Другими словами, в своих размышлениях я исхожу из убеждения, согласно которому нынешнее человечество находится в совершенно особой ситуации, оно встретилось с такими вызовами, с какими никогда не встречались наши предшественники. Оно находится в предкатастрофической ситуации. И грозящая ему катастрофа имеет своими причинами не природные, космические силы, а чудовищные деформации в ценностном мире человека и его собственное неразумие. Выход из такой ситуации возможен -- в этом главная идея книги -- только на пути разработки современных, в категориальном смысле слова, мировоззрений, то есть мировоззрений, адекватных вызовам современности. Выработка таких мировоззрений -- это категорический императив современности. Без решения этой поистине эпохальной задачи человечество, по всей видимости, не пройдет сквозь сегодняшние испытания.

Разумеется, с моей стороны было бы излишне самонадеянным и весьма наивным полагать, что задачу выработки хотя бы одной формы современного в указанном смысле мировоззрения можно решить усилиями одного человека. Цель, к которой я стремлюсь в предлагаемой вниманию читателя книге, гораздо более скромная. Она заключается в привлечении внимания философов, культурологов, представителей других гуманитарных дисциплин к этой гигантской задаче. Кроме того, мне хотелось поделиться с коллегами некоторыми итогами моих мировоззренческих размышлений. Возможно, кому-то из них эти итоги помогут в осуществлении его собственных исканий. Из таких исканий, возможно, и сформируются по-настоящему современные мировоззрения.

Мне остается добавить, что многие разделы этой книги были опубликованы мной ранее в виде статей в сборниках и журналах. К сожалению, эти сборники и журналы являются специализированными и (или) малотиражными. В условиях современной России они, по сути, не доступны читателю, "болеющему" мировоззренческой проблематикой. Поэтому я счел правильным собрать эти статьи в одну книгу. При этом я в большей или меньшей мере переработал статьи и постарался придать их собранию единство. Насколько мне это удалось, судить читателю.


Об авторе
Валерий Николаевич ФИНОГЕНТОВ (род. в 1953 г.)

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Орловского государственного аграрного университета, специалист по онтологии и теории познания, философии науки и философии религии. В 1993 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Темпоральность бытия (философский анализ)". Член Международного общества по изучению времени, эксперт Российского фонда фундаментальных исследований. Автор 140 философских публикаций, среди которых: "Время, бытие, человек" (Уфа, 1992), "И ропщет мыслящий тростник" (Уфа, 2000), "Философия" (Уфа, 2001), "Лекции по философии науки" (Уфа, 2006), "Введение в философию" (Орел, 2007).

 

© URSS 2017.

Информация о Продавце