URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Финогентов В.Н. Религиозный ренессанс или философия гуманизма?: Мировоззренческий выбор современной культуры
Id: 217181
 
339 руб.

Религиозный ренессанс или философия гуманизма?: Мировоззренческий выбор современной культуры. Изд.стереотип.

URSS. 2016. 304 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-05464-5.

 Аннотация

В книге представлена попытка современного философского осмысления важнейших мировоззренческих вопросов: о смысле жизни человека, о соотношении временного и вечного в бытии человека, о его свободе и несвободе, о взаимоотношениях религии и нравственности, об основных тенденциях развития современной культуры. Значительное внимание в ней уделяется анализу взаимоотношений науки и религии, рассмотрению роли и места науки в современной культуре, а также обсуждению мировоззренческой составляющей образования.

Книга представляет одно из направлений мировоззренческих поисков, ведущихся в наши дни. Она будет интересна всем, кого всерьез беспокоит судьба человека в современном мире.


 Оглавление

Предисловие

Раздел 1. О философии мировоззрения

1.1. Об актуальности и значимости философии мировоззрения
1.2. О сущности мировоззрения
 1.2.1.Два класса мировоззрений
 1.2.2.Исходное определение мировоззрения
1.3. Эпохи в развитии мировоззрения
1.4. Архаическое мировоззрение
1.5. Философия как мировоззрение человека разумного
 1.5.1.О религиозоподобной философии
 1.5.2.О неразрешимых проблемах религиозного мировоззрения и религиозоподобной философии
 1.5.3.Философия как мужество быть смертным
1.6. О возможности построения научного мировоззрения
 1.6.1.Различные понимания научного мировоззрения; основные компоненты "научного мировоззрения"
 1.6.2.Проблемы научные и проблемы мировоззренческие
 1.6.3.О природе ценностно-смыслового компонента "научного мировоззрения"
 1.6.4.Пример "научного мировоззрения": мировоззрение Альберта Эйнштейна
 1.6.5.Еще одно истолкование "научного мировоззрения"
1.7. Мировоззренческий детерминизм
1.8. Аксиологическая амбивалентность "пламенных убеждений"
1.9. Гуманно ли обещать человеку вечную жизнь
 1.9.1.Критический анализ понятия "вечная жизнь". Типы вечности
 1.9.2.Религиозные мыслители о временном и вечном в бытии человека
 1.9.3.О возможности осмысленной жизни человека
1.10. Проблема свободы. Время и свобода
 1.10.1.Иммануил Кант о свободе и времени
 1.10.2.Анри Бергсон: "длительность" и свобода. . 136

 1.10.3.Николай Бердяев о двуединой проблеме времени и свободы
 1.10.4.Структура настоящего и "спасение" свободы
1.11. Свобода человека: автономия и теономия (диалог с русскими религиозными философами)
 1.11.1.И. Кант: отождествление автономии и теономии
 1.11.2.Н. А. Бердяев о свободе человека и воле Божьей
 1.11.3.С. Н. Булгаков о божественном всемогуществе и тварной свободе
 1.11.4.Е. Н. Трубецкой: "Божественная идея и свобода твари"
 1.11.5.Б. П. Вышеславцев: суверенитет ценностей и суверенитет личности
 1.11.6.В. В. Зеньковский о субъекте свободы
 1.11.7.С. Л. Франк: автономия как теономия
 1.11.8.С. А. Левицкий об антиномии Божьего всемогущества и человеческой свободы
 1.11.9.Свобода: автономия и апейронономия
1.12. О взаимоотношениях религии и нравственности: методологическое введение и иллюстрации
 1.12.1.Методологическое введение
 1.12.2.Иллюстрации
  1.12.2.1.Платон: богоугодное и справедливое
  1.12.2.2.С. Кьеркегор: религиозное "устранение" этического
  1.12.2.3.И. Кант: нравственное обоснование религии
  1.12.2.4.С. Н. Булгаков: "Религия выше морали и потому свободна от нее"
  1.12.2.5.Пол Куртц: этика без Бога
1.13. Атеизм: антитеизм и внетеизм

Раздел 2. Наука, религия, образование в контексте культуры

2.1. Взаимоотношения науки и религии (размышления методолога)
2.2. О необходимости и возможности конструктивного диалога науки и религии
2.3. Научное знание и религиозное мировоззрение
2.4. Наука в контексте полицентрической культуры
2.5. Ценностные ориентации науки: от когнитивизма и утилитаризма к гуманизму
 2.5.1.Когнитивизм классической науки
 2.5.2.Утилитаризм неклассической науки
 2.5.3.О ценностных ориентациях постнеклассической науки
2.6. Образование и культура (о стратегии реформирования российской системы образования)
2.7. Мировоззренческая составляющая образования в контексте полицентрической культуры

Вместо заключения: О современности и современном мировоззрении  

1. О неоднозначности содержания понятия "современность"
2. Определение понятия "современность". Многообразие современностей
3. Особенности современной эпохи
4. Какое мировоззрение можно назвать современным
5. Принципы современного мировоззрения

 Предисловие

Много лет в центре моих размышлений находится мировоззренческая проблематика. Причем эта проблематика для меня не является только предметом профессионального, философского интереса. Эта проблематика для меня исключительно важна и в личностном, жизненном, экзистенциальном плане. Через углубленные мировоззренческие размышления, очевидно, и происходит выстраивание собственного мировоззрения человека. По крайней мере, это справедливо применительно к самостоятельно мыслящему, серьезно относящемуся к своему земному бытию человеку. Эти размышления мучительно притягательны и непрестанны. К сожалению или к счастью (кто знает?), они не могут привести к окончательным результатам: к самому истинному, к самому совершенному мировоззрению. Философское мировоззрение -- это всегда процесс, всегда поиск.

Особенно значимы мировоззренческие размышления для нашего времени. Как известно, существуют различные характеристики времени, в котором нам суждено пройти свой земной путь. Его определяют как время становления и обострения глобальных проблем. Его определяют как время вступления человечества в эпоху техногенной цивилизации, в эпоху информационного общества. Его определяют как эпоху "столкновения цивилизаций", как время завершения истории. Его определяют как период перехода к посткультуре, как период перехода к постчеловеческому обществу... Видимо, в каждой из этих характеристик присутствует своя доля истины. Для моих мировоззренческих размышлений важнее всего характеризовать наше время, во-первых, как эпоху исчерпания возможностей преимущественно стихийного развития человечества, во-вторых, как эпоху перехода от религиоцентрической культуры к культуре полицентрической, в-третьих, как эпоху мировоззренческих поисков или, если использовать метафору, предложенную М. Бубером, -- как эпоху "бездомности".

Другими словами, в своих размышлениях я исхожу из убеждения, согласно которому нынешнее человечество находится в совершенно особой ситуации, оно встретилось с такими вызовами, с какими никогда не встречались наши предшественники. Оно находится в предкатастрофической ситуации. И грозящая ему катастрофа имеет своими причинами не природные, космические силы, а чудовищные деформации в ценностном мире человека и его собственное неразумие. Выход из такой ситуации возможен -- в этом главная идея книги -- только на пути разработки современных, в категориальном смысле слова, мировоззрений, то есть мировоззрений, адекватных вызовам современности. Выработка таких мировоззрений -- это категорический императив современности. Без решения этой поистине эпохальной задачи человечество, по всей видимости, не пройдет сквозь сегодняшние испытания.

Разумеется, с моей стороны было бы излишне самонадеянным и весьма наивным полагать, что задачу выработки хотя бы одной формы современного в указанном смысле мировоззрения можно решить усилиями одного человека. Цель, к которой я стремлюсь в предлагаемой вниманию читателя книге, гораздо более скромная. Она заключается в привлечении внимания философов, культурологов, представителей других гуманитарных дисциплин к этой гигантской задаче. Кроме того, мне хотелось поделиться с коллегами некоторыми итогами моих мировоззренческих размышлений. Возможно, кому-то из них эти итоги помогут в осуществлении его собственных исканий. Из таких исканий, возможно, и сформируются по-настоящему современные мировоззрения.

Мне остается добавить, что многие разделы этой книги были опубликованы мной ранее в виде статей в сборниках и журналах. К сожалению, эти сборники и журналы являются специализированными и (или) малотиражными. В условиях современной России они, по сути, не доступны читателю, "болеющему" мировоззренческой проблематикой. Поэтому я счел правильным собрать эти статьи в одну книгу. При этом я в большей или меньшей мере переработал статьи и постарался придать их собранию единство. Насколько мне это удалось, судить читателю.


 Об авторе

Валерий Николаевич ФИНОГЕНТОВ (род. в 1953 г.)

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Орловского государственного аграрного университета, специалист по онтологии и теории познания, философии науки и философии религии. В 1993 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Темпоральность бытия (философский анализ)". Член Международного общества по изучению времени, эксперт Российского фонда фундаментальных исследований. Автор 140 философских публикаций, среди которых: "Время, бытие, человек" (Уфа, 1992), "И ропщет мыслящий тростник" (Уфа, 2000), "Философия" (Уфа, 2001), "Лекции по философии науки" (Уфа, 2006), "Введение в философию" (Орел, 2007).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце