URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Сазанов А.А. Преодоление классического мировоззрения: ФИЛОСОФИЯ Обложка Сазанов А.А. Преодоление классического мировоззрения: ФИЛОСОФИЯ
Id: 216658
599 р.

Преодоление классического мировоззрения:
ФИЛОСОФИЯ. Изд. стереотип.

URSS. 2016. 264 с. ISBN 978-5-397-05445-4.
Серия: Relata Refero
Типографская бумага

Аннотация

Предпосылкой излагаемых в данном издании представлений служит содержание первой части книги "Преодоление классического мировоззрения: Физика". Если теоретические обоснования и экспериментальные подтверждения классической механики были фундаментом для философских экстраполяций классического материализма, то воззрения современной физики и космологии побуждают идти к более глубоким и широким философским обобщениям. Все убедительней высвечивается... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
Глава 5.Причина Космоса
 § 31.Неудовлетворительность гипотезы об ансамбле вселенных
 § 32.Материя, Разум, Абсолют
 § 33.Зачем Вселенной нужен человек?
Глава 6.Молчит ли Космос?
 § 34.Неоднозначность человеческих представлений о космическом разуме
 § 35.Христианское Евангелие как свидетельство проявления на Земле Космического Разума
 § 36.Краткие сведения об источнике Учения Живой Этики
 § 37.Позиция Учения Живой Этики по вопросам материальности мира
 § 38.Учение Живой Этики о космической ценности общины
 § 39.Не опоздайте с изучением психической энергии. Не опоздайте с применением её
Глава 7.Эволюция постижения русской идеи
 § 40.Всемирная отзывчивость русского народа
 § 41.Значение христианства в формировании русской нации и духовности народа
 § 42.Борьба за социальную справедливость с позиций атеизма
 § 43.Противоречит ли социализм христианству?
 § 44.Так в чём же заключается русская идея ?
 § 45.Прошлое и будущее коммунистического движения
Литература
Оглавление книги 1
От издательства

Предисловие
top

Посвящаю эту книгу моему отцу,
Анатолию Николаевичу Сазанову,
привившему мне любовь к познанию законов
природы и человеческого общества

Эта книга – о научном мировоззрении. На протяжении по меньшей мере последнего столетия вся система народного образования воспитывает людей в духе классического научного мировоззрения, которое начало формироваться с открытия Николая Коперника, получило мощный импульс развития в трудах Исаака Ньютона и безраздельно господствовало в науке вплоть до начала XX века. Во второй главе книги 1 анализируются основные идеи классического мировоззрения, выясняется его большая ценность в качестве фундамента и путеводной нити научных исследований, прогресса техники и утверждения культуры в обществе.

Дух динамизма и самокритичности научного познания природы, внесённый в сознание человечества классической наукой, привёл в первой четверти XX века к таким открытиям в физике и математике, которые выявили недостаточность основополагающих принципов классической механики и необходимость замены их более глубокими и общими закономерностями теории относительности и квантовой теории. В связи с тем, что новые соотношения в этих теориях обнаруживались и выражались только с помощью математики, глубокий физический смысл математических формул оказался трудным для расшифровки, и эта работа не может считаться завершённой даже в наши дни. А так как математический аппарат физики XX века довольно сложен и ещё не включён в программы не только среднего, но и высшего образования для тех, кто не избрал соответствующие области своей научной специальностью, то представления, которые могут быть восприняты на уровне популяризации, оказываются довольно бедными и создают впечатление, будто новая физика вносит только уточнения в те результаты, которые могут быть получены и без неё, но более грубо. Как следствие, остаётся не осознанным, что за открытиями физики и астрономии XX века стоит совершенно другая картина мира, принципиально отличающаяся от классической.

Признанная наукой картина мира служит основой для ориентации в более широком круге представлений о действительности, которые не поддаются строгой проверке в научных экспериментах, но заслуживают доверия в качестве логических выводов из уже подтверждённых теорий. Так, классическая картина мира представляет собой более детальную и аргументированную разработку умозрительных построений древних атомистов, которые пришли к прогрессивному и освободительному для их времени выводу о невозможности жизни сознания после смерти тела, поскольку иного мира, чем образованный конструкциями из мельчайших неделимых телесных частиц – атомов, быть не может. Даже в наши дни признание возможности сохранения сознания после смерти тела расценивается в научных кругах, и не только в них, как фантастический религиозный вымысел, в который не подобает верить образованному человеку.

Говоря о картине мира, соответствующей современной физике, следует различать теорию микромира, выраженную в законах квантовой механики, и теорию макромира, выраженную в законах теории относительности. Для выяснения главного, доступного образному (чтобы не сказать – наглядному) выражению отличия современной научной картины мира от классической картины, наиболее важна специальная теория относительности, вернее, её геометрическое объяснение, предложенное Германом Минковским. Уже из этого объяснения вытекает необходимость существования более тонкой и глубокой формы материи, чем доступная восприятиям наших органов чувств материя тел, и сами тела оказываются не глубочайшей основой материального мира, а формой восприятия нами более фундаментальных тонкоматериальных образований. Притом именно в тонкоматериальном мире коренятся основания закономерностей, управляющих наблюдаемым миром тел. Значит есть всё-таки мир иной? Квантовая механика по своему, с иных позиций также свидетельствует о существовании тонкой материи. Правда обнаружение тонкоматериального мира через законы физики само по себе ещё не доказывает возможность освоения его в качестве среды обитания разума, однако строгий запрет на существование мира иного, налагавшийся классическим научным мировоззрением, теперь оказывается снятым.

Для того чтобы делать по возможности надёжные философские мировоззренческие выводы из модели макромира, предложенной Минковским, необходимо дать себе труд разобраться в её математических подробностях, которые сейчас могут быть изложены доступно даже ученику выпускного класса средней школы, а тем более – заинтересованным студентам первого курса любого технического вуза. Не выполнив этой минимальной подготовительной работы, нельзя серьёзно заниматься далеко идущими обобщениями, относящимися к устройству мироздания, возможностям разумной жизни и признакам её наличия во Вселенной.

Чтобы избежать упрёков в поверхностности и антинаучности рассуждений об этих проблемах и их социологических приложениях в свете новых концепций естествознания, автор предлагаемой книги поставлен перед необходимостью дать развёрнутое изложение модели мира Минковского и некоторых принципиальных приложений её к космологии, не привлекших ещё к себе внимания специалистов. Это скорей всего покажется излишеством людям с гуманитарной направленностью мышления, склонным обсуждать эзотерические учения без углубления в математику и физику, и будет расценено ими как неоправданное утяжеление и растягивание книги. Но с другой стороны приходится иметь в виду тот контингент читателей, которые заинтересуются в первую очередь физико-математическими представлениями и лишь в преломлении через них согласятся уделить внимание философским, этическим, социологическим проблемам вступления человечества в космическую эру. Наконец, сам автор книги заинтересован в том, чтобы предложить наиболее аргументированное, полное и разветвлённое изложение своих взглядов. Это тем более необходимо потому, что новое мировоззрение, соответствующее нынешнему и будущему уровню научных знаний, еще не выкристаллизовалось, находится в процессе формирования, и данная книга предлагается в качестве доступного автору вклада в этот процесс.

Содержание книги должно дать молодым читателям также представление о том, что формирование современного и будущего научного мировоззрения – работа весьма масштабная, сопряжённая с прослеживанием всё более длинных цепочек логических связей и охватом широчайшего круга явлений, не допускающая вульгаризаторских упрощений и требующая способности синтезировать несовместимые для поверхностного взгляда противоположности. Всё это указывает на глубочайшую многоплановость и богатейшую многогранность мироздания, открывающие перед нами, людьми, безграничные перспективы жизни и творчества.

На протяжении многих веков человечество жило в неведении, очертив свой кругозор близкими окрестностями доступных для посещения территорий и доступными непосредственному восприятию предметами. Эпоха великих географических открытий и последовавших за ними открытий физики и астрономии окрасила жизнь романтикой дальних странствий и энтузиазмом познания, раздвинув пределы мира, в котором может обитать человек. Облик этого мира, закономерности, которым подчинено его существование, его история, проблемы, которыми он отягощает или облегчает жизнь людей, вошли в сферу внимания человеческого сознания. Пришлось задумываться над вещами, которые обусловлены взаимосвязью Земли с окружающими небесными телами и прежде не беспокоили людей: какова опасность столкновения нашей планеты или нашего Солнца с другими космическими телами, как выжить, когда уменьшится поток солнечной энергии, обогревающей Землю, как противодействовать увеличению дыры в озоновом слое земной атмосферы и многое другое.

Классическая наука расширила до бесконечности пределы Вселенной и время её существования, породив убеждённость в том, что "с той же самой железной необходимостью, с какой <материя> когда-нибудь истребит на земле свой высший цвет – мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время" (Ф. Энгельс). Но современная космология, обнаружив начальное (сингулярное) состояние Вселенной, уже не гарантирует бесконечность существования её в будущем. Зато в антропном космологическом принципе стала просматриваться возможность причастности невообразимо могущественного разума к возникновению наблюдаемой Вселенной, открывающая перед людьми бесконечные перспективы разумной жизни. Теперь настало время соизмерять встающие перед человечеством проблемы с проблемами существования Вселенной и их зависимостью от глубин материи.


Об авторе
top
Анатолий Анатольевич САЗАНОВ

Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей и прикладной математики Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова (МИТХТ). Окончил Московский авиационный институт. В 1959–1979 гг. работал в Институте земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН), где в лаборатории солнечной активности, руководимой известным астрофизиком Г.М.Никольским, защитил кандидатскую диссертацию по внезатменным наблюдениям солнечной короны. С 1979 г. по настоящее время работает в Московской государственной академии тонкой химической технологии.

Еще в детстве под влиянием отца А.А.Сазанов увлекся астрономией и серьезно заинтересовался устройством мироздания. В школьные годы он занимался в астрономических кружках Московского планетария, которые вел известный советский астроном и популяризатор науки Ф.Ю.Зигель. Последние десятилетия А.А.Сазанов разрабатывает проблемы модели мира Минковского. Его книга "Четырехмерный мир Минковского" вышла в 1988 г., а в 1990 г. в дополненном виде была опубликована на испанском языке. В 2010 г. в издательстве URSS вышли книги "Преодоление классического мировоззрения: Физика" и "Преодоление классического мировоззрения: Философия". Книга "Четырехмерная модель мира по Минковскому" (М.: URSS, 2008) также была переведена на испанский язык.