URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Международный НИИ проблем управления Проблемы теории и практики УПРАВЛЕНИЯ: Региональные инновационные системы стран ЕС. Политика занятости в Германии: институциональный кризис. Сценарный менеджмент: истоки, основы, развитие. Лидерство и сценарное мышление в условиях неопределённости Обложка Международный НИИ проблем управления Проблемы теории и практики УПРАВЛЕНИЯ: Региональные инновационные системы стран ЕС. Политика занятости в Германии: институциональный кризис. Сценарный менеджмент: истоки, основы, развитие. Лидерство и сценарное мышление в условиях неопределённости
Id: 216266
1268 р.

Проблемы теории и практики УПРАВЛЕНИЯ:
Региональные инновационные системы стран ЕС. Политика занятости в Германии: институциональный кризис. Сценарный менеджмент: истоки, основы, развитие. Лидерство и сценарное мышление в условиях неопределённости. №10/2016

URSS. 2016. 144 с. ISBN 9770234450100.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Книги: Менеджмент и управление (Подробнее)

Содержание
top
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Наталья Захарова Региональные инновационные системы и высокотехнологичные кластеры стран Европейского союза (с.8–17)

инновационная экономика, региональная политика, национальные инновационные системы, высокотехнологичные кластеры, региональные инновационные системы, Европейский союз, наднациональная политика ЕС
Анализируется развитие региональных инновационных систем стран ЕС и высокотехнологичных кластеров. Раскрывается картина регионального деления ЕС, а также особенности выделения регионов разных уровней. Показана роль кластеров в развитии инновационной экономики. Сделаны выводы о том, что инновационное развитие региона зависит от экономической политики, реализуемой на уровне стран, регионов и наднациональной системы ЕС.
  • Примеры «историй успеха», связанных с инновационным развитием отдельных территорий, получили большую известность и вызвали в научной литературе закономерный интерес.
  • Регионы ЕС по инновационному развитию отличаются большим разнообразием. Из этого вытекает особенно большая важность адекватной политики, которая бы учитывала региональный социально-экономический, исторический и культурный контекст.
  • Процесс государственного регулирования кластерной деятельности в ЕС чаще всего осуществляется через агентства при различных министерствах, при этом основной источник финансирования — национальный бюджет.

Ольга Лоренц Институциональный кризис политики занятости в Германии (с.18–22)

институциональный кризис, социальная политика, Германия, реформы Хартца, реформы рынка труда
Рассмотрены проблемы институционального кризиса политики занятости в Германии и институциональных реформ Хартца в 2003–2005 гг. Оценены результаты институциональных реформ для экономической деятельности, занятости, безработицы и затрат на оплату труда. Проанализированы причины провала реформ рынка труда и необходимость изменения политики занятости в Германии.
  • Провал реформы рынка труда заключался не в самой идее, которая была направлена на экономию и более эффективное распределение финансовых средств, а в том, что реформаторы не предусмотрели приток миллионной армии безработных в ряды получателей пособия по безработице-II.
  • Социальные программы стали нежизнеспособными в длительной перспективе и приводят к усилению длительной безработицы и развитию теневого сектора в сфере занятости.
  • Кризис социальной политики обостряется проблемами значительного притока беженцев из арабских и африканских стран, содержание и интеграция на рынок труда приводит к усилению длительной безработицы и привлечению значительных государственных расходов.
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Евгений Попов, Виктория Симонова, Дарья Казакова Институциональная компонента в развитии кластерных образований (с.23–34)

кластеры, институциональная среда кластеров, факторы управляющего воздействия кластерных образований
Представлены основополагающие институты кластера, проанализированы ключевые параметры и влияющие на них факторы, способствующие функционированию данных институтов. Предложен ряд гипотез о зависимостях между параметрами и факторами в рамках каждого института, которые были протестированы на предприятиях приборостроительного кластера г. Екатеринбурга. Полученные результаты представлены в виде корреляционных зависимостей, позволивших сделать выводы о факторах управляющего воздействия в институтах кластера.
  • Помимо географической близости, выступающей необходимым условием функционирования кластера, особую роль для развития межфирменных кластерных взаимоотношений играет институциональная компонента.
  • Кластер характеризуется наличием специфических институтов.
  • В каждом институте путём эмпирической апробации могут быть выявлены факторы управляющего воздействия, которые оказывают влияние на формирование межфирменных взаимоотношений в кластере.

Олег Сухарев, Светлана Палаш Структурный анализ экономического роста: общероссийские и региональные особенности (с.35–47)

экономический рост, структурный анализ, структура ВВП по расходам, региональная экономика
Показано применение элементов структурного анализа к проблеме определения факторов экономического роста российской экономики. Предлагается изменить доминирующей подход в области экономической политики, ориентировав новую модель роста на внутреннее потребление и затем постепенное наращение инвестиционных расходов. Сформулированы общие выводы для запуска экономического роста в России с учётом структурных ограничений и региональных особенностей развития.
  • Структурный анализ экономического роста в России выступает методом определения свойств наблюдавшегося роста, позволяет выяснить причины его исчерпания и определить новые движущие факторы развития.
  • Запуск экономического роста в России требует новой модели экономической политики, сводимой к стимулированию совокупного потребления и наращению инвестиционных расходов.
  • Формирование модели роста конкретной региональной системы требует учёта многих обстоятельства истории экономического развития данного региона за рассматриваемый период времени, так как возникшие условия и ограничения роста связаны со структурой региональной системы, которая и определит сходную или противоположную динамику относительно общероссийских закономерностей роста.

Михаил Соловьев Проблемы нефтеориентированных регионов нового освоения (с.48–56)

нефть, региональная экономика, Красноярский край, бюджет, региональные эффекты
Излагаются аспекты распределения доходов от нефтяной отрасли между уровнями бюджетной системы РФ. На примере Красноярского края показаны проблемы нефтеориентированных регионов, определен предельный масштаб локализации затрат нефтяного комплекса, предложены меры по стимулированию смежных отраслей.
  • Централизация рентных доходов на уровне федерального бюджета тормозит развитие сырьевых регионов и их превращение из доноров в новые точки роста.
  • Экономика нефтяных регионов нового освоения слабо взаимодействует с нефтяным комплексом и не в состоянии удовлетворить спрос нефтяных компаний на технологичную продукцию и сервисные услуги.
  • Стимулирование нефтяных компаний к закупкам у регионов предприятий позволит создать мультипликативный эффект в смежных отраслях, трансформирующийся в инвестиции, рабочие места и налоги, поступающие в региональный бюджет.
ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ

Юлия Наумова Альтернативная энергетика в России: что мешает развитию? (с.57–61)

альтернативная энергетика, солнечная энергетика, ветряная энергетика, проблемы развития альтернативной генерации
Обобщаются основные проблемы развития альтернативной энергетики, актуальные для российских условий. Анализируется опыт, перспетивы и недостатки функционирования «зеленой» энергетики зарубежных стран. Обосновывается необходимость формирования в России собственного подхода к развитию данной отрасли.
  • Географические и климатические особенности России являются естественным ограничителем на пути повсеместного внедрения альтернативной генерации и последующего их включением в единую энергетическую систему страны.
  • Производство альтернативной энергии в экономическом смысле нерентабельно, и государство на текущий момент, как правило, дотирует отрасль, преследуя определенные экономические долгосрочные цели.
  • При всех неоднозначных и негативных аспектах развития альтернативной энергетики, на текущий момент — это один из рациональных путей развития в России региональных энергетических систем, которые не могут пока включаться в единую энергетическую цепь.
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ

Игорь Аглицкий, Ефим Сирота, Светлана Щепетова Управление персоналом коммерческой организации в условиях нестационарной экономики (с.62–66)

нестационарность, биматричные игры, несовершенство информации
Исследуются причины специфики кадрового менеджмента, обусловленные нестационарностью российской экономики. Предлагается рассматривать проблему выбора работодателем кадровых стратегий как совокупность биматричных неантагонистических игр с несовершенной информацией и выделением в этой совокупности ключевого ядра с полной информацией.
  • Недостаточность рыночного опыта в управлении персоналом в российской экономике, усугубленная нестационарностью современного этапа ее развития, генерирует специфические риски вплоть до гибели бизнесов.
  • В условиях нестационарности представление трудовых отношений как совокупности биматричных неантагонистических игр «наниматель — работники» перестает адекватно представлять ситуацию и трансформируется в игру с несовершенной информацией.
  • Для преодоления негативных последствий нестационарности предлагается выделить ядро игр «ключевых» сотрудников с полной информацией и матрицами, обеспечивающими приемлемые для бизнеса и сотрудников решения.
УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

Сергей Кузнецов, Николай Межевич, Сергей Лачининский Трансграничное водопользование в России: новые управленческие вызовы (с.67–73)

региональная экономика, практика управления, трансграничное водопользование, водные объекты, бассейн, экономические интересы
Предлагается новый взгляд на изучение проблем трансграничного водопользования в России. Рассматривается одна из возможных научных площадок для выработки действенных механизмов в сфере управления трансграничными бассейнами — географическая конфликтология. Отмечается, что в условиях ресуверенизации развитие географической конфликтологии (геоконфликтологии) может быть адекватным ответом на существующие и новые вызовы, в том числе в контактных зонах между Россией и сопредельными странами.
  • Попытки управления природопользованием в политических границах, не совпадающих с гидрографическими границами, ведут к резкому снижению управляемости отдельными элементами гидрологического цикла и процессами водопользованиями.
  • Распад СССР не только количественно, но и качественно усложнил ситуацию с трансграничным водопользованием.
  • Новые трансграничные бассейны потребовали адекватного регулирования и управления в условиях нестабильного экономического и политического развития.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Валерий Малышев От отраслевой к межотраслевой экономике (с.74–85)

инновации, процесс воспроизводства, факторы развития экономики, правила максимизирующего поведения, транзакционные издержки, производительное поведение, потребительное производство
По мнению автора, механизм производственной деятельности России в настоящее время соответствует аналогичному механизму промышленно развитых стран примерно середины – конца XIX века. В связи с этим переход к новому механизму производственной деятельности становится первоочередной задачей развития экономики России. Данный переход предполагает изменение процесса воспроизводства, ликвидацию противоречий между производством и потреблением, переход к межотраслевому межфирменному сотрудничеству, замену отраслевого функционирования экономики России межотраслевым.
  • Российские реформаторы первых лет перестройки пошли по пути институциональной энтропии.
  • Особых «подвижек» в сторону осознания субъектами производственной деятельности России недостатков максимизирующего поведения не наблюдается.
  • В России, в границах «единого экономического пространства», необходимо создать режим межотраслевого межфирменного сотрудничества.

Евгений Гарин Теория образования и переноса стоимости (с.86–94)

теория образования стоимости, образование новой стоимости, перенос (перераспределение) стоимости
Предметом исследования в статье являются процессы образования и переноса стоимости рыночных товаров. При этом рынок рассматривается как эволюционный ряд взаимосвязанных между собой (через функционал удовлетворения-генерации) потребностей товаров.
  • Процесс генерации новых потребностей и рост их неудовлетворенности при насыщении рынка товаром провоцирует потерю рынком равновесного состояния и поиск новых равновесных состояний рынка путем разработки новых товаров, удовлетворяющих неудовлетворенную потребность.
  • Образование новой стоимости происходит в момент изобретения и вывода на рынок нового товара, являющегося способом удовлетворения уже присутствующей у потребителей потребности, сформированной предшествующим товаром.
  • Перенос (перераспределение) стоимост — это разделение ранее образованной стоимости между произведенными товарами.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Вадим Маршев Сценарный менеджмент: истоки, основы и направления развития (с.95–101)

сценарий, сценарный менеджмент, стратагема, стратегическое планирование, стратегическое управление
В статье автор обращается к истокам стратегического и сценарного планирования, в частности, к теориям военных сражений, мнениям военачальников о военных сценариях и их реализации. Излагаются основные принципы и элементы системы сценарного менеджмента. Утверждается, что сценарий и анализ сценариев — это способ описания возможного развития событий в будущем, а не прогнозирование.
  • Сценарий и анализ сценариев — это способ описания возможного развития событий в будущем, а не прогнозирование, хотя сценарий является основой для разработки прогноза.
  • Сценарии надо не только планировать, но системно управлять (менеджировать) их выполнением (или реализацией).
  • Сценарии — это не прогноз, это не управленческие решения, это решающие правила, это ответы на вопрос: «Какие предлагается осуществить действия, если произойдет конкретное «если…»?»

Владимир Крючков Сценарный менеджмент как инструмент современного лидера (с.102–106)

сценарный менеджмент, лидер, стратег
Представлена точка зрения на сценарный менеджмент как инструмент современного лидера, позволяющий ему достигать поставленных перед фирмой целей. Обобщаются преимущества и ограничения сценарного подхода, выделяются особенности сценарного мышления.
  • Сформировавшийся в настоящее время подход к сценарному менеджмен-ту требует пересмотра вследствие изменения взглядов на стратегию фирмы и ее место в пространственно-временном континууме, в котором действует фирма.
  • Вместо вариантов сценария следует рассматривать варианты вложенных структур сценариев («матрешек сценариев»).
  • Сценарный подход требует формирования особого типа мышления (сце-нарного), в первую очередь, от лидера, которому отведена роль режиссера, реализующего сценарий.

Бэла Батаева Лидерство в условиях неопределенности и эмоциональное лидерство (с.107–111)

поведенческая экономика, эмоциональное лидерство, эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, типы лидеров
Рассматривается одна из популярных теорий лидерства — теория эмоционального лидерства Даниела Голумана. Раскрывается сущность понятий «эмоциональный интеллект», «эмоциональная компетентность»; указывается на наличие связи между уровнем эмоционального интеллекта руководителей и результатами бизнеса. Представлена характеристика основных стилей лидерства.
  • «Эмоциональное лидерство» — это руководство людьми, в процессе которого используется арсенал грамотного эмоционального воздействия на людей.
  • Резонансный лидер в компании придает эмоциям коллектива позитивное направление, а диссонансный руководит, не интересуясь чувствами сотрудников, и может явиться источником негативных эмоций.
  • В период кризисов коллективы находятся в состоянии повышенных угроз, поэтому диссонансные лидеры могут отрицательно влиять на корпоративный климат и приводить к ухудшению финансовых результатов.

Диана Бекоева, Владимир Тихенький Формула сценарного мышления лидера в неопределенной среде (с.112–116)

лидер, стратегии мышления, раплексная среда
Исследуются основные параметры сценарного мышления эффективного лидера в неопределенной среде. Выведена формула сценарного мышления эффективного лидера в условиях неопределенности бизнес-среды. Утверждается, что параметры лидерского капитала, лидерские условия, приятие себя и других, доверие к миру, адекватная самооценка позволяют лидеру свободно выбрать наиболее оптимальный сценарий управления организацией для достижения организационных целей в неопределенной бизнес-среде.
  • Разработка реалистичного сценария управления организацией и достижение организационных целей зависит от сценарного мышления лидера, осуществляемого на основании лидерского капитала, лидерских условий, приятия себя и других, видения будущего и базовых установок личности.
  • Приятие себя и других, базовые установки и социальная активность лидера закладываются с раннего детства и определяют его лидерский капитал и его мотивацию.
  • Основой лидерского капитала является стратегическое мышление, которое определяет свободный выбор оптимального сценария достижения организационных целей.

Сергей Неизвестный Руководитель и лидер в проектной деятельности: особенности и основные отличия (с.117–123)

эффективное командообразование, организационный потенциал, холистическое управление, амбивалентность функций руководителя и лидера
Рассмотрены психологические основы ролевых и компетентностных различий между функциями руководителя и лидера в проектной деятельности. Показано, что значительная часть этих функций амбивалентна и совместить их под силу лишь немногим личностям, обладающим компетентностью холистического, креативного мышления, а также владеющим способностью мобилизации всех основных профессиональных, умственных, духовных ресурсов.
  • Часть функций руководителя и лидера противоположны друг другу.
  • Совместить эти амбивалентные функции в одном человеке сложно.
  • Роли руководителя и лидера в устойчивой системе зрелого бизнеса не антагонистичны, но амбивалентны и успешно совмещаются в идеологии сотрудничества.

Елена Кудрявцева Проблемы когнитивного лидерства в сценарном менеджменте (с.124–129)

сценарный подход в менеджменте, когнитивные основания сценирования, причинные карты, индивидуальная управленческая позиция
Обсуждается вопрос о возможностях использования метода построения причинных карт с целью прогнозирования качества сценариев, формируемых на их основе. Выделены четыре типа управленческой позиции, реализуемой в структуре причинной карты и в качественных особенностях сценариев развития управленческих проектов. Обнаружены особенности когнитивных дефицитов, реализуемых в процессе сценирования. Делается вывод о необходимости развития когнитивного лидерства как одной их форм лидерства.
  • В основании сценарного прогнозирования лежат знания о прошлом, представления о настоящем и предположения о будущем.
  • Сценарии произошедшего прошлого и предполагаемого будущего формируются как проекции доступного настоящего, выступающего моделью интерпретации недоступных для непосредственного восприятия времен.
  • Когнитивное лидерство заключается в реализации инновативной управленческой позиции, а носители креативной позиции могут рассматриваться как потенциальные когнитивные лидеры.

Дмитрий Кузин Дихотомии в сценарном менеджменте (с.130–136)

реальность, изменения, сценарии, смыслы, ценности, хаос и порядок, линейность, нелинейность, рациональность и иррациональность, простота и сложность
Раскрывается подход к разработке управленческих сценариев на основе условной дихотомии современного менеджмента, таких как порядок и хаос, линейность и нелинейность, рациональность и иррациональность и т. д. По мнению автора, такой подход позволяет выявить совокупность смыслов, ценностей и других индивидуальных характеристик ответственных и дальновидных лидеров, влияющие на разработку и реализацию управленческих сценариев.
  • В современном мире качественно изменился характер перемен и факторов, влияющих на них, которые необходимо тщательно анализировать при разработке управленческих сценариев. При этом восприятие современной реальности носит очень субъективный характер.
  • На стадии подготовки сценариев в анализ необходимо ввести смысловые, ценностные и прочие индивидуальные характеристики разработчиков сценариев и лиц, принимающих решения, определяющие дальнейший анализ сценарного поля, последующих стратегии и действия.
  • Изначальная разработка сценариев происходит в рамках ряда дихотомий, характеризующих современный менеджмент: хаоса и порядка, стабильности и перемен, линейности и нелинейности, рациональности и иррациональности, простоты и сложности и др.

Сергей Чернов Стратегическое маркетинговое управление и сценарный подход (с.137–142)

стратегическое маркетинговое управление, сценарный подход, стратегический и операционный маркетинг, рыночно-ориентированная организация
Анализируются аспекты применения сценарного подхода в стратегическом маркетинговом управлении. Предложены альтернативы сценарного подхода при формировании стратегии рыночно-ориентированных организаций и классификация сценариев стратегического маркетингового управления.
  • Концепция стратегического маркетингового управления — основа для разработки сценариев повышения конкурентоспособности организаций на товарных рынках в условиях гиперконкуренции.
  • Сценарный подход в управлении маркетингом отвечает на вопрос: «Что произойдет в обменных отношениях, если...» Здесь проявляется важное отличие сценария от прогноза, видения, которые «маскируют» рыночные риски.
  • Функционал корпоративной культуры создает возможности создания устойчивых конкурентных преимуществ, интегрируя сценарии формирования и внедрения маркетинговой стратегии.
Contents
top
INTERNATIONAL EXPERIENCE

Natalya Zakharova Regional Innovation Systems and High-Tech Clusters in European Union Countries (pp.8–17)

innovation economy, regional policy, national innovation systems, high-tech clusters, regional innovation systems, European Union, EU supranational policy
The article analyzes the development of regional innovation systems and high-tech clusters in EU countries. The model of EU regional classification is unveiled as well as peculiarities in distinguishing regions of different levels. The role of clusters in the development of innovation economy is shown. Conclusions are made about the dependence of regional innovative development on the economic policy practiced on the level of countries, regions, and the supranational system of the EU.

Olga Lоrents The Institutional Crisis of Employment Policy in Germany (pp.18–22)

institutional crisis, social policy, Germany, Hartz reforms, labour market reforms
The author examines problems related to the institutional crisis of employment policy in Germany and Hartz institutional reforms of 2003–2005. The results of institutional reforms for economic activities, employment, unemployment as well as labour costs are evaluated. The causes of failed labour market reforms and the need to change the employment policy in Germany are investigated.
REGIONAL DEVELOPMENT

Yevgeni Popov, Victoria Simonova, Darya Kazakova The Institutional Component of Cluster Structures Development (pp.23–34)

cluster, institutional environment in clusters, factors of control action in cluster structures
The paper presents fundamental cluster institutions, examines key parameters and factors underlying the institutions. Several hypotheses are advanced about the correlations between the parameters and factors within each institution, which have been tested in enterprises of the instrument engineering cluster of the city of Ekaterinburg, Russia. The results obtained are demonstrated in form of correlation dependences, which allow to make conclusions about factors of control action in cluster institutions.

Oleg Sukharev, Svetlana Palash Structural Analysis of Economic Growth: All-Russian and Regional Specificity (pp.35–47)

economic growth, structural analysis, GDP structure of expenditures, regional economy
The article shows how elements of structural analysis are applied to determine Russian economic growth factors. The authors propose to change the dominant approach used in economic policy and focus a new growth model on domestic consumption and, later, on gradual increase of investment expenditures. General conclusions are formulated to trigger economic growth in Russia taking into account structural constraints and regional development specifics.

Mikhail Solovyev Problems of New Developed Oil-Oriented Regions (pp.48–56)

oil, regional economy, Krasnoyarsk region, budget, regional effects
The author considers various aspects of oil revenues distribution between different levels of RF budgetary system. By the example of Krasnoyarsk region, he shows the problems faced by oil- oriented regions, defines the marginal localization costs of the oil complex, proposes measures to enhance the development of related industries.
SECTORAL ANALYSIS

Yulia Naumova Alternative Energy Industry in Russia: What Bars the Development? (pp.57–61)

alternative energy, solar power, wind power, alternative generation development problems
The main problems of alternative energy industry development in Russia, topical for national conditions, are generalized. The experience, prospects and flaws of green energy economy in foreign countries are researched. The need to design Russia’s own approach to development of this industry is substantiated.
KNOWLEDGE MANAGEMENT

Igor Aglitsky, Efim Sirota, Svetlana Shchepetova HR-Management in For-Profit Organization under Nonstationary Economy (pp.62–66)

nonstationarity, bimatrix games, imperfect information
The causes of personnel management specificity underpinned by nonstationarity of Russian economy are studied. The authors propose to consider the problem of choosing HR-strategies by the employer as a set of non-antagonistic bimatrix games with imperfect information and separation of "key core" games with full information from this set.
NATURAL RESOURCES MANAGMENT

Sergey Kuznetsov, Nikolay Mezhevich, Sergey Lachininsky Cross-Border Water Use in Russia: New Administrative Challenges (pp.67–73)

regional economy, management practice, cross-border water use, water objects, basin, economic interests
A new view in the study of cross-border water use problems in Russia is offered. Geographical conflictology is regarded as a possible scientific platform to develop effective mechanisms in managing cross-border basins. The authors note that, under conditions of re-sovereignization, development of geographical conflictology (geoconflictology) can serve as an adequate response to already existing and new challenges, those in contact zones between Russia and adjoining states included.
VIEWPOINT

Valery Malyshev From Sectoral to Inter-Sectoral Economy (pp.74–85)

strategic marketing management, scenario approach, strategic and operational marketing, market-oriented organization
According to the author, the mechanism of production activities in Russia at present corresponds to a similar mechanism of industrially developed countries in mid - late 19th century. Therefore, the transition to a new mechanism of production activities turns into a priority development goal of Russian economy. This transition supposes a change of the reproduction process, elimination of contradictions between production and consumption, transition to inter-industry inter-firm cooperation, replacement of branch-based type by inter-sectoral type of Russian economy.

Yevgeni Garin Processes of Value Creation and Transfer (pp.86–94)

theory of value creation, new value creation, value transfer (redistribution)
Processes of creation and transfer of market commodities value constitute the object of research in the article. Meanwhile, the market is regarded as an evolutionary series of interconnected needs for commodities (through the functional of satisfaction-generation).
SCIENTIFIC LIFE

Vadim Marshev Scenario Management: Origins, Fundaments and Trends of Development (pp.95–101)

scenario, scenario management, stratagem, strategic planning, strategic management
The author addresses the origins of strategic and scenario planning, in particular theories of military battles, military officials’ opinions about military scenarios and their implementation. He exposes the main principles and elements of scenario management system, and asserts that a scenario and analysis of scenarios represent a method of describing an eventual sequence of events in the future, not a forecast.

Vladimir Kryuchkov Scenario Management as Modern Leader’s Tool (pp.102–106)

scenario management, leader, strategist
The point of view on scenario management as modern leader's tool allowing him to achieve the objectives set for the company is presented. Advantages and limitations of a scenario approach are generalized, the specifics of scenario thinking is underlined.

Bela Bataeva Leadership under Uncertainty and Emotional Leadership (pp.107–111)

behavioral economics, emotional leadership, emotional intelligence, emotional competence, types of leaders
One of popular theories of leadership, the theory of emotional leadership by Daniel Goleman, is addressed. The essence of "emotional intelligence", "emotional competence" concepts is unveiled, the author points to the link between the leaders’ emotional intelligence level and business results. The characteristic of main leadership styles is presented.

Diana Bekoeva, Vladimir Tikhenky The Formula of Leader’s Scenario Thinking in Uncertain Environment (pp.112–116)

leader, strategy of thinking, raplex environment
The main parameters of scenario thinking of an effective leader in uncertain environment are researched. The scenario thinking of an effective leader in uncertain business environment is expressed by a formula. It is stated that the parameters of leader’s capital, leader’s conditions, self-acceptance and acceptance of others, trust to the world, adequate self-appraisal help the leader make a free choice of the optimal scenario of company management aimed at achieving organizational targets in uncertain business environment.

Sergey Neizvestny The Chief and the Leader in Project Activities: Specificity and Principal Distinctions (pp.117–123)

effective team building, organizational potential, holistic management, ambitendency of chief’s and leader’s functions
The psychological fundaments of role and competence distinctions between the chief’s and leader’s functions in project activities are discussed. The author shows that a significant part of these functions is ambivalent, and only few personalities who possess the ability to mobilize all main professional, intellectual, spiritual resources can combine them.

Elena Kudryavtseva Cognitive Leadership Problems in Scenario Management (pp.124–129)

scenario approach to management, cognitive bases of scenarios planning, causal maps, individual managerial position
The author discusses the possibilities of using causal mapping to predict the quality of scenarios formed on its basis. Four types of managerial position are identified which are realized in the structure of the causal map and in qualitative specificity of development scenarios of management projects. Peculiarities of cognitive deficits realized in the process of the scenario planning are discovered. The conclusion is drawn about the need to develop cognitive leadership as one of leadership forms.

Dmitry Kuzin Dichotomies in Scenario Management (pp.130–136)

reality, changes, scenarios, meanings, values, chaos and order, linearity and non-linearity, rationality and irrationality, simplicity and complexity
The approach to development of managerial scenarios based on conditional dichotomy of modern management — like order and chaos, linearity and non-linearity, rationality and irrationality, etc. — is highlighted. The author holds that this approach allows to reveal the totality of meanings, values and other individual characteristics of responsible and clear-sighted leaders and this impacts on the development and implementation of managerial scenarios.

Sergey Chernov Strategic Marketing Management and Scenario Approach (pp.137–142)

strategic marketing management, scenario approach, strategic and operational marketing, market-oriented organization
Various aspects of scenario approach application to strategic marketing management are analyzed. Alternatives of scenario approach are proposed when devising the strategy of market-oriented organizations, as well as a typology of strategic marketing management scenarios.