URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка: Синтаксис
Id: 215836
 
399 руб.

Историческая грамматика русского языка: Синтаксис. Изд. стереотип.

URSS. 2016. 344 с. Мягкая обложкаISBN 978-5-397-05415-7.

 Аннотация

Предлагаемая читателю книга принадлежит перу выдающегося русского языковеда, одного из основоположников исторического изучения русского языка Ф.И.Буслаева (1818--1897). "Синтаксис" является второй частью "Исторической грамматики"; строгое отделение этимологии от синтаксиса дало, по словам автора, возможность "упростить изучение родного языка и в теоретическом, и в практическом отношении". Во "Введении" автор определяет отношение между грамматическими формами и законами мысли. Далее рассматриваются состав предложений и значение частей речи, синтаксическое употребление частей речи, словосочинение в простом и сложном предложениях. Ф.И.Буслаев использует сравнительно-исторический метод, и потому система современного языка получает в его труде историческое освещение. Книгу отличает богатство и разнообразие привлекаемого языкового материала.

Рекомендуется специалистам-славистам, историкам языка, преподавателям русского языка и всем, кого интересует историческое развитие русского языка.


 Оглавление

От издательства
Введение. Об отношении языка к мышлению
Глава первая. Состав предложений и значение частей речи
 I.Состав предложений и различные их виды
  Изменения в составе предложений
  A.Сокращение
  Б.Опущение
  B.Слияние
 II.Значение частей речи
  А.Выражение представления и понятия в отдельном слове
  1.Предмет и его эпитет
  2.Синонимы и тропы
  Синонимы
  Тропы
  а) Метафора
  б) Метонимия
  в) Синекдоха
  Общий вывод о синонимах и тропах
  Б.Значение частей речи, каждой в отдельности
  а) Части речи знаменательные
  б) Части речи служебные
  1.По значению
  2.По отношению к окончаниям знаменательных частей речи
  I) Описательные формы спряжений
  II) Описательные формы склонения
  III) Способы отделения слов и предложений на письме
  1.Расстановка и соединение слов на письме
  2.Знаки препинания
  Прибавление к § 173. О прописных буквах
Глава вторая. Синтаксическое употребление частей речи
 I.Глагол
  1.Залог
  2.Вид
  3.Время
  А.Формы действительного залога
  а) Настоящее и будущее времена
  б) Прошедшее время
  Б.Формы страдательного залога
  4.Наклонение
  5.Неопределенное наклонение, простое и достигательное (суиинум)
  6.Причастия и деепричастия
  7.Безличный глагол
  8.Существительный и вспомогательный глагол есмь
 II.Местоимение
  1.Местоимения личные и указательное он, (оный)
  2.Местоимение возвратное ся, себя
  3.Местоимения притяжательные
  4.Сам, самый
  5.Тот, этот
  6.Всякий и каждый. Весь
  7.Один и другой (один другого, друг друга и т.д.)
  8.Несколький, несколько, (сколько много, мало, более и т.п.)
  9.Местоимения неопределенные и отрицательные
 III.Имя существительное
  1.Разделение имен по их значению
  2.Род
  3.Число
  4.Представление
 IV.Имя прилагательное
  1.Формы краткие и полные
  2.Прилагательные относительные
  3.Род и число
  4.Степени сравнения
  5.Обоюдный переход прилагательных и наречий
 V.Имя числительное
  1.Количественные, от пяти и т.д.
  2.Два, оба, три, четыре
  3.Числительные собирательные
  4.Дробные
 VI.Прибавление к словосочинению частей речи изменяемых
  О двойственном числе
Глава третья. Словосочинение в предложении простом и сложном
 I.Согласование слов в предложении простом и слитном
  1.Согласование сказуемого с подлежащим
  2.Согласование определительных слов с определяемыми
  3.Согласование приложения
 II.Управление слов
 I.Значение падежей
  A.Родительный
  Б.Дательный
  B.Винительный
  Г.Творительный
  Д.Местный
 II.Значение и управление предлогов и наречий предложных
 III.Управляющие части речи
  A.Глагол
  Б.Имя существительное
  B.Прилагательное
 III.Сокращение предложения в форме существительного имени
 IV.Наречия и другие слова, в виде наречий употребляемые
 V.Отрицательное предложение
 VI.Сложное предложение
  А.Подчинение одного предложения другому
  1.Придаточное предложение полное
  а) Употребление вопросительных и относительных местоимений и наречий (= союзов) в связи с указательными
  аа) Кто -- тот, что -- то
  бб) Кой
  вв) Какой, чей
  гг) Который
  дд) Как -- так, когда -- тогда, куда -- туда, где -- там и т.п. То
  б) Повелительное и условное наклонения
  в) Союзы
  аа) Если -- то. Ино
  бб) Если бы, дабы, чтобы
  вв) Будто
  2.Придаточное предложение сокращенное
  а) Причастие и деепричастие
  б) Неопределенное наклонение
  Б.Сочинение предложений равносильных
  В.Переход сочинения в подчинение, и обратно -- подчинения в сочинение
  1.Иже и производные от него частицы
  2.Предложение винословное
  3.Предложение сравнительное
  Г.Слияние предложений
  Д.Историческое обозрение сложного предложения
 VII.Порядок слов
Примечания
Объяснение сокращений источников
Список условных сокращений
Библиография трудов Ф.И.Буслаева но языкознанию

 От издательства

За основу текста данного издания взят текст книги выдающегося русского филолога Ф.И.Буслаева (1818--1897) "Историческая грамматика русского языка", выпущенной в 1959 г. Государственным учебно-педагогическим издательством Министерства просвещения РСФСР. В издании 1959 г. орфография примеров из русских памятников сохранена преимущественно без изменений, в то время как авторский текст дается в современной орфографии.

Издательство сочло рациональным в отличие от издания 1959 г. выпустить две части "Исторической грамматики" отдельно двумя книгами, как это было сделано в 4-м (1875) и 5-м (1881) изданиях. При этом книга "Синтаксис" продолжает книгу "Этимология" и начинается с §106, сохраняя строгую преемственность.


 Из введения. Об отношении языка к мышлению

§ 106. Изучая какой-либо язык, мы обращаем внимание или на отдельные слова, или на взаимное их сочетание. Отдельные слова исчисляются в словаре; законы сочетания слов излагаются в синтаксисе. Отдельным словом означаются представления и понятия о каком-нибудь предмете, свойстве или действии; напр., Нева, быстрый, теку; сочетанием слов выражается целое суждение; напр., "Нева течет быстро".

Язык служит нам для взаимной передачи мыслей, т.е. представлений, понятий и суждений. Поэтому должно знать: 1) что есть представление, понятие и суждение и 2) как выражаются они в слове для взаимного сообщения мыслей между говорящими. Сведения о первом предмете заимствуются из науки о мышлении, или из логики; сведения же о втором собственно принадлежат грамматике и касаются того, чем язык отличается от мышления и грамматика от логики.

§ 107. Представлением называется то впечатление, которое сохранилось в душе от предметов, оказавших действие на чувства; напр., увидев орла, верблюда, пальму, прослушав какую-нибудь песню, мы можем в большей или меньшей ясности представить себе эти виденные или слышанные нами предметы. Таким образом, все то, что человек когда-нибудь видел, слышал, ощущал, оставляет по себе в душе его впечатление.

Предметы оказывают впечатление на наши чувства. Чувств считается пять, а именно: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Первые два, т.е. зрение и слух, именуются высшими, или благородными, а последние три низшими, или неблагородными.

Наибольшее число впечатлений человек приобретает помощию зрения: чему способствуют как острота взора, проницающего в мельчайшие изгибы предметов, так и обширный объем пространства, на котором помощию зрения человек получает впечатления.

Высокое назначение слуха оказывается из того, что помощию этого чувства сообщаются нам мысли, передаваемые посредством языка. Дар слова и чувство слуха состоят во взаимной связи; потому глухонемые, не слыша речи других, не говорят и сами. Наш язык пользуется одними и теми же корнями слов для выражения как предметов, с особенною силою действующих на чувства, так и самых чувств. Потому наименования высших чувств, зрения и слуха, в нашем языке сближены с наименованиями света и речи, как таких предметов, которые сильнее прочих оказывают впечатление на эти чувства. А именно:

1. 3рение *. От гл. зрnьть происходит форма зор (и зар, § 30), откуда слова: заря, зарево, в значении света; и взор, надзор и проч., в значении смотрения. От слова заря (в значении света) происходит глагол забиться, в значении "смотреть на какой-нибудь предмет с удовольствием и желанием приобрести его для себя", "жадно смотреть на что-нибудь". При глаголе видnьть, сущ. вид имеет значение того, что виднеется. Прилаг. темный относится не только к предметам, подлежащим чувству зрения, но и к самому лицу, и означает, в этом последнем случае, слепого, плохо видящего (напр., Василий Темный).

2. Слух. От глагола слыть (корень слу) происходит название чувства: слух, и предмета, действующего на слух, слово (§ 30). Самое речение слух употребляется в значении не только слышания, но и того, что слышится -- в значении молвы, славы хорошей или дурной; напр., "идет слух" -- слывет или словет, вм. "идет молва", или вм. "говорят". Прилаг. глухой имеет значение не только лица, которое не слышит, но и предмета неявственного или незвонкого; напр., "глухой звон", "глухая речь".

Наибольший запас наблюдений и сведений приобретается помощию чувств высших или благородных, т.е. зрения и слуха. Кто больше видел и слышал, тот опытнее. Названия свидетеля в древнерусск. языке происходят от слов, означающих чувства высшие, а именно: видок и послух.

Так как помощию высших чувств человек обогащает свой ум сведениями, то весьма понятно, почему в языке глаголы видnьтъ и вnьдать одного происхождения (§ 30). И теперь мы употребляем: вижу, видишь и проч., в значении: "знаю", "знаешь" и проч.

§ 108. Разбирая представления, мы замечаем между ними сходство и различие; представления сходные слагаем вместе, различные же отбрасываем. Например, приводя себе на память представление о той розе, которая стоит в горшке на окне нашей комнаты, о той, которую видели в саду, в оранжерее и проч., составляем себе общее представление о розе. Это общее представление образовалось вследствие соединения в одно целое всего того, что оказалось общего во всех розах, виденных нами, а именно: представления о форме цветка, о множестве лепестков, о приятном запахе, об известной форме листа, о шипах. Соединив в одно все эти сходные представления под одним общим именем розы, мы отбросили все то, чем каждая из виденных нами отдельных роз отличается от всех прочих. Такое соединение представлений сходных и отстранение несходных именуется отвлечением.

Общее представление, составленное в уме нашем помощию отвлечения, именуется понятием. В приведенном примере, роза есть понятие, или общее представление; отдельные же экземпляры этого цветка, в разные времена нами виденные, называются особенными (или индивидуальными, т.е. неделимыми) представлениями.

Принадлежности, по которым сближаем или различаем представления и понятия, называются признаками. Например, признаки понятия о городе составляет все то, чем город отличается от деревни и села: в городе живут различные классы народа, находятся присутственные места и проч. Признаки общего представления или понятия легко исчислить; особенное же или неделимое представление имеет их бесконечное множество. Так, представление об известном каком-нибудь городе, напр, о Риме, содержит в себе такое множество признаков, что они не могут быть исчислены никакою историею или топографиею этого города. Бесконечное множество особенностей, составляющих принадлежность особенного или неделимого представления, дает ему в нашем уме характер живости и свежести, которым отличается всякое впечатление, произведенное на наши чувства предметом. Напротив того, понятие, будучи отвлечено от особенных представлений, помощию отделения от них того, чем они одно от другого отличаются, имеет характер общий или отвлеченный.

Все слова суть не что иное, как названия общих представлений или понятий, потому одно и то же слово может выражать представление о различных предметах. Напр., слово дом означает не только то здание, где мы теперь находимся, но и бесчисленное множество всех прочих предметов, этим словом именуемых. Прилагательные добрый, умный, веселый и др., глаголы: делает, идет, говорит и проч., относятся к бесчисленному множеству отдельных лиц, о которых случается нам думать или говорить.

Хотя все слова в языке служат для выражения понятий, однако отличаются большею или меньшею отвлеченностью. Наибольшее отвлечение представляют существительные, произведенные от глаголов и прилагательных, для означения какого-либо действия или качества; напр., отглагольные существительные: движение, старание, означают понятия, отвлеченные от различных лиц или предметов, которые двигались -- двигаются, старались -- стараются и проч.; произведенные от прилагательных: доброта, злоба, быстрота и проч., означают понятия, отвлеченные от различных предметов, которые были названы добрыми, злыми, быстрыми и проч. Так как неопределенное наклонение есть существительное отглагольное (§ 195), то и выражает всегда отвлеченное понятие того действия или состояния, которые выражаются прочими наклонениями глагола.

Все прочие имена, означающие предметы, как вещественные, так и духовные, могут быть названы, в отличие от отвлеченных, наглядными; напр., мир, дух, небо и проч.


 Об авторе

Буслаев Федор Иванович
Выдающийся филолог, педагог, историк искусства. Академик Петербургской академии наук (1860). В 1838 г. окончил Московский университет. Учился у лингвиста И. И. Давыдова, историка и этнографа М. П. Погодина, литературоведа С. П. Шевырева. Преподавал русский язык в московских гимназиях. В 1847–1881 гг. — профессор Московского университета.

В круг его научных интересов входили история русского языка, сравнительное языкознание, палеография, история русской и западноевропейской литературы, фольклор русского народа и народов Востока, этнография, история искусств, археология. В исследованиях по русскому языку выступил сторонником сравнительно-исторического метода. Ф. И. Буслаев стремился установить связь истории языка с жизнью народа, с его нравами, обычаями, преданиями и верованиями. Он также занимался филологическим исследованием и изданием древних рукописей. В литературоведении и фольклористике Ф. И. Буслаев — один из основоположников отечественной мифологической школы; ему принадлежит выдающаяся роль в формировании в России научного изучения литературы и народной поэзии, древнерусского и византийского искусства.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце